Управление рисками аварий на гидротехнических сооружениях

№97-1,

технические науки

В работе приведена концепция системы мониторинга гидротехнических сооружений с целью обеспечения безопасности населения и территорий, которая позволит выявлять негативные изменения технического состояния гидротехнических сооружений.

Похожие материалы

К числу недостаточно изученных природнотехнических геосистем, вызывающих геологические последствия, относятся гидротехнические сооружения, которые в той или иной степени несут угрозу негативного воздействия на окружающую среду, жизни и здоровью населения. Большое внимание с точки зрения уровня безопасности и геоэкологического риска для территории на сегодняшний день уделяют состоянию гидротехнических сооружений (ГТС). Для минимизации наносимого вреда на гидротехнических сооружениях, необходима выработка научных основ по рациональному управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций(ЧС). Аварии на гидротехнических сооружениях 4 класса влекут за собой угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, в основном происходящее на фоне поводка, в результате чего для принятия оперативных решений и оценки обстановки, время ограничено. На основании вышеизложенного изложенного считаю, что разработка автоматизированной системе по оценке риска аварий ГТС и управление им в условиях ограниченных ресурсов является актуальной. Управление риском аварий гидротехнических сооружений имеет различные цели. Долгосрочные цели управления риском аварии ГТС, которых на территории Воронежской области не менее 2,5 тысяч, ставятся в масштабе региона на основе концепции устойчивого развития, среднесрочные- приемлемого риска, краткосрочного — оправданного риска. Характер и методы решения конкретных задач по управлению рисками аварии ГТС существенно различают в зависимости от уровня управления. Нормативно-правовые экономические организационные и информационные задачи в основном решаются на региональном уровне, инженерно-технические связанные с реализацией конкретных программ проектов и аварийных мероприятий по предупреждению и ликвидации негативных последствий аварий на ГТС региона решаются на локальном уровне. Методы управления техноприродными рисками используются для решения этих задач, которые можно объединить в пять основных групп управление:

  • методы, основанные на использовании карт риска;
  • нормативно-правовые;
  • организационно-административные;
  • экономические;
  • инженерно-технические.

Целью данной работы является разработка методической базы по созданию системы территориального мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и аварий на ГТС Воронежской области. Для того чтобы достичь данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • создание перечня информации, входящие в базу геоданных (БГД);
  • создание иерархии информации в БГД по масштабам;
  • выработка взаимосвязей организационной структуры и функциональных задач ЦУКСа с информацией в составе в БГД;
  • построение информационной модели базы геоданных ГИС «ТЦМП ЧС».

Система для управления техна природными рисками аварии ГТС должно включать следующие основные элементы:

  • механизмы регулирования безопасности, построенные с учетом установленного уровня приемлемого риска;
  • построение механизмов регионального регулирования безопасности гидротехнических сооружений, включающих в частности страхование ответственности за причинение вреда третьим лицами и окружающей среде. К на осуществлении различных предупредительных организационно-технических мероприятий и мер, позволяющих ограничить размер ущербы при наступлении чрезвычайные ситуации в связанными с авариями на ГТС должен делаться основной упор в государственной политики по управлению рисками;
  • мониторинг за безопасностью гидротехнических сооружений, анализ риска для населения и территории, попадающие в зону воздействия волны прорыва, прогнозирование ЧС;
  • принятие решений адреса праздности проведения мероприятий защиты;
  • ретинальная распределение средств на превентивные меры по снижению риска аварии ГТС региона и меры по смягчению последствий ЧС;
  • привидение восстановительных и аварийно-спасательных работ в случае наступления ЧС.

Управление процессом риска должна начинается на стадии проектирования водного объекта и не прекращаться на стадиях жизненного цикла ГТС таких как:

  • возведение;
  • эксплуатация;
  • реконструкция;
  • консервация;
  • ликвидация.

После чего необходимо произвести сравнение полученные величины индивидуального риска приемлемо и принять решение отели сообразности проведения превентивных и природоохранных мероприятий.

После чего необходимо произвести сравнение полученные величины индивидуального риска приемлемо и принять решение отели сообразности проведения превентивных и природоохранных мероприятий.

В данной системе мониторинга предусматривается:

  • выявление ГТС, требующих ремонта;
  • информация для определения очередности осуществления превентивного ремонта гидротехнических сооружений, которые находятся предаварийном состоянии;
  • представление материала для проведения обоснованный страховой политики в муниципальном образовании, которая находится в возможной зоне негативного воздействия последствий, которые образуются в результате аварий гидротехнических сооружений;
  • даны от степени снижения риска проживающего населения в нижних бьефах напорных сооружений прудов и водохранилищ;
  • собранную информацию о состоянии ГТС после воздействия сильных природно-технических факторов, таких как дождевой паводок ей форсированный сброс воды из выше расположенного водохранилища в Каскаде ГТС, для повышения эффективности проведения спасательных работ и последующие ликвидации последствий данных воздействий;
  • научную информацию о поведении гидротехнических сооружений и региональных природно-техногенных воздействия для совершенствования методов прогнозирования последствий аварий на напорных сооружениях прудов в регионе.

Внедрение данной системы мониторинга гидротехнических сооружений с целью обеспечения безопасности населения и территорий, позволит выявлять негативные изменения технического состояния гидротехнических сооружений, что в свою очередь снизит непосредственную угрозу населённым пунктам.

Список литературы

  1. Авакян А.Б., Природные и антропогенные причины наводнений // А.Б Авакян, М.Н Истомина. – Инф. сб. М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2001 - №8. - С. 73-75.
  2. Надёжность технических систем и техногенный риск // В.А. Акимов, В.Л. Лапин, В.М. Попов и др.; М.И.– М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2002. - 368 с.
  3. Елохин А.Н.. Методы оценки потенциальной опасности промышленных объектов // А.Н. Елохин – Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях –М.: 1994 - Выпуск 7. - С.38-48.
  4. Комплексный план мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений на 2003-2008 годы. Утверждён приказом МПР России от 16.05.03г. №437.