Участие психолога и педагога в производстве по делам о преступлениях совершенных несовершеннолетними

№97-1,

Юридические науки

Были рассмотрены основные функции психолога и педагога в производстве по делам о преступлениях совершенных несовершеннолетними. Выявлены основные проблемы участия и предложены альтернативные варианты решения существующих проблем.

Похожие материалы

На сегодняшний день подростков совершивших преступление стараются максимально обеспечить защитой в процессе расследования уголовных дел. Современное уголовно-процессуальное законодательство предусматривает одно из дополнительных способов защиты детей не достигших совершеннолетия, а именно предусматривает участие в следственных действиях педагога (психолога). Законодатель предусмотрел то, что необходимо устанавливать психологический контакт с детьми совершившими преступление, для чего необходимо участие педагога (психолога), однако как самостоятельный участник уголовного процесса педагог (психолог) не имеет прав и обязанностей. Считаю, что это является пробелом современного законодательства, так как в определенных случаях педагог (психолог) играют важную роль в следственных действиях, в связи с чем, необходимо выделять их как отдельного участника уголовного процесса. Было бы намного лучше, если бы привлекаемые педагоги (психологи) обладали знаниями в области детской психологии.

Существует ряд определенных вопросов, не предусмотренных современным уголовно — процессуальным законодательством. В современном УПК РФ в определенных случаях участие педагога (психолога) осуществляется по усмотрению лица, осуществляющим предварительное расследование, тем самым лишает возможности несовершеннолетнего, а также его законных представителей по своему усмотрению пригласить для участия педагога (психолога). Также стоит отметить, что несовершеннолетние подозреваемые (обвиняемые) разных возрастов, находятся не совсем в равноправных положениях, так как для них обязательное участие педагога (психолога) обеспечивается до 16 лет, что является не совсем логичным, так как некоторые подростки, достигнув 16 лет, могут также нуждаться в дополнительной защите.

Перед тем как пригласить для участия в следственных мероприятиях педагога (психолога), необходимо также учесть некоторые моменты. Например, в обязательном порядке перед проведением следственных действий с участием педагога (психолога) следователю (дознавателю) необходимо убедиться в компетентности педагога (психолога) по данному вопросу. Соответственно, перед началом следственного действия необходимо педагогу (психологу) разъяснить суть дела, в случае необходимости предоставить для ознакомления материалы уголовного дела, а именно характеризующий материал несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Тем самым давая педагогу (психологу) возможность понять, целесообразно ли его участие в следственном действии или нет. Ведь участие педагога (психолога) не должно быть формальным, необходимо получать соответствующие результаты, а именно налаживание общения с ребенком.

В ходе проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) необходимо предоставлять педагогу (психологу) возможность пресекать различного рода давления со стороны лица, проводящего предварительное расследование. Кроме того, необходимо предусмотреть право педагога (психолога) на заявление ходатайств на действия (бездействия) лица, проводящего предварительное расследование. Тем самым, обеспечив реальную защиту несовершеннолетнему со стороны педагога (психолога). Немало важную роль для привлечения к участию в следственном действии педагога (психолога) играет материальная сторона. Если законодательством будет предусмотрено денежное вознаграждение за участие в следственных действиях педагога (психолога), у последних появится стимул для взаимодействия с органами осуществляющими предварительное расследование, тем самым не будет возникать проблем связанных с обеспечением участия в следственных действиях педагога (психолога). При этом, необходимо предусмотреть ответственность педагога (психолога) за уклонение от явки по вызовам лиц, осуществляющих предварительное следствие, а также за разглашение сведений ставших известными в результате участия в следственных действиях. Обеспечив надлежащем образом участие в следственном действии компетентного педагога (психолога), можно будет полагать, что в полной мере осуществлена защита несовершеннолетнего. Так как несовершеннолетние в силу своего возраста являются особенными участниками предварительного расследования, к ним стоит относиться намного серьезнее, нежели к взрослым.

Исходя их практических ситуаций, можно с уверенностью сказать о том, что несовершеннолетних сложно в полной мере раскрепостить в ходе следственных действий, чтобы в дальнейшем понять, на чем основывались их действия во время совершения преступления. Найдя общий язык с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) педагог (психолог) сможет быть связующей нитью между несовершеннолетним и лицом, проводящим предварительное расследование. Так как находясь в не совсем благоприятных условиях, необходимо избавить несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) от стрессовых ситуаций, максимально обеспечить ему комфорт. Полагаем, что предложенные пути решения смогут не только заполнить пробелы современного уголовно-процессуального законодательства, но и в большей степени обеспечить защиту несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) надлежащим образом. Поскольку несовершеннолетние действительно испытывают сильные стрессы, являясь подозреваемыми по уголовным делам, так как на момент совершения тех или иных преступлений, они в полной мере не осознают к каким последствиям их действия приведут.

Список литературы

  1. С.В. Тетюев Формы использования специальных знаний // Законность. 2009. № 11
  2. С.В. Тетюев Процессуальные права, обязанности и ответственность педагога (психолога) в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Журнал российского права. 2008. №4