Проблемы обеспечения безопасности при работе автомобильных газозаправочных станций (АГЗС)

№98-1,

технические науки

На сегодняшний день наблюдается рост механических транспортных средств работающих на газовом оборудовании, соответственно растет число автомобильных газозаправочных станций. Сжиженный углеродный газ (СГУ) является опасным веществом при работе с ним высока вероятность аварийных ситуаций следовательно авария может перерасти в чрезвычайную ситуацию.

Похожие материалы

На сегодняшний день наблюдается рост механических транспортных средств работающих на газовом оборудовании, соответственно растет число автомобильных газозаправочных станций. Сжиженный углеродный газ (СГУ) является опасным веществом при работе с ним высока вероятность аварийных ситуаций следовательно авария может перерасти в чрезвычайную ситуацию. Транспортировка СГУ выполняется железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, маршрут согласовывается с Государственной противопожарной службой и ГИБДД. Хранится СГУ в специальных металлических резервуарах. СГУ состоит из смеси пропана и бутана смешивают их для того чтоб понизить эффект испарения. Наблюдая за статистическими данными можно сказать что аварии на АГЗС довольно редкое явление, так за последние 10 лет в мире произошло 100 аварий, среди них хочется отметить аварию которая произошла в южной Корее в 2001 году. Вследствие пожара на АГЗС произошло взрыв двух емкостей где хранилось СГУ с последующим распространением пожара на близко расположенные здания и сооружения в результате чего пострадало много людей.

Проанализировав причины аварий на АГЗС получены следующие результаты

  • заправка автомобиля с работающем двигателем 3%
  • статическое электричество 6%
  • поджег 4 %
  • курение 2%
  • искры от выхлопных труб автомобиля 9%
  • электрооборудование автомобиля 3%
  • нагретые части автомобиля 10%
  • электрооборудование АГЗС 32%
  • переливы 13%
  • нарушение правил ремонтных работ и ТБ

Глядя на причины аварий многие понимают что допускали некоторые из перечисленных, данная статья направлена на предупреждение и предотвращение аварий на автомобильных газозаправочных станциях, для того чтобы они не случались нужно соблюдать правила безопасности.

В связи с тем что на автомобильных газозаправочных станциях обращается большое количество сжиженного углеродного газа велика вероятность происхождения нештатных ситуаций. Нештатные ситуации судя по перечисленным выше причинам в основном случаются в следствии человеческого фактора, несоблюдения техники безопасности, а это может привести к техногенной катастрофе.

Техногенная катастрофа — это чрезвычайное происшествие, характеризуемое возникновением и развитием неблагоприятного и неуправляемого процесса в техносфере, повлекшего за собой крупные человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение объектов техносферы и значительные повреждения окружающей среды.

Автомобильные газозаправочные станции в основном располагаются в местах большого скопления людей и в близи жилых массивов и многие не понимают, какая опасность им грозит в случае возникновения нештатной ситуации. Можно с уверенностью сказать, что размещать подобные объекты в близи с местами массового скопления людей потенциально опасно.

Все автомобильные газозаправочные станции оборудованы автоматической пожарной сигнализацией это позволяет сэкономить драгоценное время для вызова пожарной охраны, предупреждения людей находящихся близко либо непосредственно на АГЗС.

Нештатная чрезвычайная ситуация на автомобильной газозаправочной станции может произойти в результате разгерметизации резервуара с сжиженным углеродным газом. Разгерметизация вероятнее всего происходит в случае повышения или переполнения давления в нем. Для того чтобы контролировать давление в резервуарах существует универсальная система «Струна».

В настоящее время широкое распространение получили газоаналитические системы, они состоят из множества датчиков. Их используют для измерения загазованности в рабочих помещениях и в окружении технологического оборудования. Эти системы являются универсальными, их используют для обнаружения взрывопожароопасных и токсичных газов.

Также на автомобильных газозаправочных станциях можно использовать газоанализатор СИГМА-3 он предназначен для измерения довзрывных концентраций взрывоопасных и токсичных газов и паров в атмосферном воздухе, таких как метан, пропан, бутан, оксид углерода, пары аммиака, ацетона, бензина в воздухе или азоте, паров вредных веществ, а также элегаза и кислорода и физических параметров воздуха рабочей зоны. Газоанализатор может применяться для измерений концентраций определяемых веществ и подачи аварийной сигнализации при превышении заданного уровня их концентрации в атмосфере взрывоопасных зон.

Газоанализаторы «СИГМА-03» относятся к электрооборудованию с уровнем взрывозащиты «Взрывобезопасное электрооборудование», датчики имеют виды взрывозащиты: «искробезопасная электрическая цепь» с уровнем ib и «взрывонепроницаемая оболочка» и имеют маркировку взрывозащиты «1ЕхibdIIВТ4» или «1ЕхibIIВТ4». Газоанализаторы, предназначенные для применяемые вне взрывоопасных зон, могут поставляться в не взрывозащищенном исполнении, с соответствующими указаниями по ограничению их применения в эксплуатационной документации.

Правила размещения датчиков газоанализаторов на открытых технологических установках несколько отличаются от правил размещения датчиков в производственных помещениях. Эти отличия обусловлены высокой вероятностью образования зон взрывоопасных концентраций на промышленной территории, как при нормальном (регламентном) режиме работы технологического оборудования, так и при аварийной разгерметизации (полной или частичной) аппаратов, технологических трубопроводов, которая приводит к мгновенному выбросу большого количества углеводородного топлива, загазованности территории и образованию газовоздушного облака.