Совершенствование законодательства по транспортному налогу опираясь на зарубежный опыт

NovaInfo 47, с.146-152
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена особенностям налогообложения транспортных средств, выявлены проблемы существующего законодательства в налогообложении транспортного налога в России. Также в данном исследовании на примере зарубежных стран, была установлена и обоснована целесообразность дифференцированного подхода к разграничению особенностей ставок транспортного налога в зависимости от вида транспортного средства и величины выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

Ключевые слова

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, НАЛОГОВАЯ БАЗА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Текст научной работы

Гарантией государственной службы является установление равных условий оплаты труда, а также сопоставимых показателей оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы (п. 1 ч. 1 статьи 52 Закона о государственной гражданской службе). Таким образом, по общему правилу гражданским служащим, занимающим равные должности, выполняющим сходные должностные обязанности, должна гарантироваться равная оплата труда. Различия в оплате труда в данном случае могут быть обусловлены исключительно уровнем квалификации, образования, стажем работы, т.е. критериями, присущими конкретному гражданскому служащему.

Однако на практике отмечаются следующие проблемы. ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает систему оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности его деятельности. Утверждена сложная структура денежного содержания государственного гражданского служащего, включающая «оклад месячного денежного содержания (должностной оклад и оклад за классный чин) и иные дополнительные выплаты, которые устанавливаются федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации». То есть, в целом, по мнению многих специалистов, в Российской Федерации структура денежного содержания необоснованно деформирована: «размер денежного содержания лиц, замещающих младшие должности государственной службы, составляет величину ниже прожиточного минимума трудоспособного человека; чрезвычайно низка доля оклада денежного содержания в общем объеме выплат (от 7 до 37%); величина вертикальной компрессии составляет более чем 30 раз, удельный вес стимулирующих выплат в фондообразовании незначителен (не более 14%). При сохранении подобных тенденций произойдет дальнейшее снижение конкурентоспособности денежного содержания на рынке труда. Кроме того, подобная архитектура структуры денежного содержания, как показывают зарубежные эмпирические исследования, чревата участием государственных гражданских служащих в различных коррупционных схемах. Размеры максимального (высшая группа должностей, категория «Руководители») и минимального (младшая группа должностей, категория «Обеспечивающие специалисты») оклада государственных гражданских служащих различаются в 3-3,3 раза».

Последствиями диспропорций в системе оплаты труда являются: «1) нарушение принципа единства условий прохождения гражданской службы; 2) снижение мотивации большинства федеральных гражданских служащих к эффективной и добросовестной работе; 3) повышение коррупционных рисков и теневой нагрузки на бизнес; 4) стимулирование оттока высокопрофессиональных кадров с федеральной гражданской службы».

Более того, отсутствие на федеральном уровне единого механизма соотнесения условий денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, критериев определения соответствия должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также предоставленное органам государственной власти субъектов Российской Федерации право самим устанавливать размеры и составляющие элементов денежного содержания вызывают существенные практические проблемы реализации рассматриваемой гарантии.

Так, при регулировании оплаты труда государственных гражданских служащих применяются существенно различающиеся подходы нормативно – правового регулирования данного вопроса. «В Курганской, Омской областях должностные оклады определяются не в твердой сумме, а путем установления размера должностного оклада в кратном соотношении к размеру должностного оклада государственного служащего по младшей государственной должности «специалист» государственной службы области. В Краснодарском крае за базовую ставку для исчисления размера должностного оклада лица, замещающего государственную должность государственной службы, принимается минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации. Для каждой должности оклады устанавливаются в кратных размерах к минимальному размеру оплаты труда с соответствующим коэффициентом».

Существенные различия в субъектах РФ сложились и по уровню предоставляемых государственным гражданским служащим дополнительных выплат.

По нашему мнению, в решении вопросов денежного содержания государственных гражданских служащих есть значительный потенциал, содержащийся в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, который не используется в полной мере из-за отсутствия законодательного механизма обоснования дополнительных выплат. Представляется необходимым внести изменения и дополнения в данный закон в части определения общих условий, при наличии которых будут производиться дополнительные выплаты, такие как выплаты за особые условия государственной гражданской службы, премии за выполнение особо важных заданий, материальная помощь, а также определены их предельные размеры.

Также для увеличения гарантированной части денежного содержания гражданского служащего, а вследствие этого и пенсии за выслугу лет следует поддержать предложения Министерства труда и социальной защиты, которые направлены на реализацию подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В обобщенном виде эти предложения касаются увеличения доли оклада денежного содержания в денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих и доли премий по результатам деятельности в составе денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Таким образом, для совершенствования практики реализации данной гарантии необходимо внести изменения и дополнения в Закон о государственной гражданской службе в части определения общих условий, при наличии которых будут производиться дополнительные выплаты, такие как выплаты за особые условия государственной гражданской службы, премии за выполнение особо важных заданий, материальная помощь, а также определены их предельные размеры. Кроме этого, необходимо изменить соотношение обязательных и факультативных элементов в денежном содержании государственного служащего (увеличить долю оклада денежного содержания в денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих и доли премий по результатам деятельности в составе денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих).

Гарантии медицинского и социального страхования

Одной из проблем обеспечения гарантий предоставления качественной медицинской помощи государственным служащим является проблема ведомственной медицины. Среди государственных служащих существует довольно большая категория, чьи обязанности связаны с реальным риском для жизни и здоровья (правоохранительная служба, МЧС, военная служба и др.). При этом некоторые государственные служащие не являются субъектами обязательного медицинского страхования. Например, сотрудники ГПС МЧС России не являются застрахованными лицами в порядке обязательного медицинского страхования. И соответственно полиса обязательного медицинского страхования у них нет. Конечно, им предоставляются социальные гарантии, связанные с медицинским обеспечением в виде бесплатной медицинской помощи в государственных медицинских организациях, но на практике это порождает проблемы. Не имея на руках документа об обязательном медицинском страховании, при обращении в территориальные учреждения здравоохранения, могут возникнуть ряд практических проблем, связанных с получением направления на лечение, предоставлением больничных листов и т.д. Таким образом, в сложившийся ситуации современными авторами нередко поднимается вопрос об упразднении ведомственной медицины, что, по нашему мнению, в сложившейся социально-экономической ситуации неверно. Дело в том, что в настоящее время уровень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, далек от необходимого. Также существует точка зрения, согласно которой вместо обязательного государственного страхования данной категории лиц необходимо создать систему добровольного страхования. В этом случае отдельные категории государственных служащих страховали бы соответствующие федеральные органы исполнительной власти как работодатели. Данное мнение также подлежит обсуждению и детальной правовой проработке. По нашему мнению, комплекс таких мер в конечном результате и смог бы привести к повышению уровня медицинского обслуживания в целом. В настоящий момент более реальным и возможно одним из правильных решений было бы на законодательном уровне утвердить форму полиса обязательного медицинского страхования для отдельных категорий государственных служащих, не являющихся субъектами обязательного медицинского страхования. Наличие такого документа, который бы выдавался работодателем сотруднику при поступлении на службу и сдавался бы при увольнении, возможно бы решило ряд практических и бюрократических проблем, связанных с предоставлением медицинской помощи указанной категории государственных служащих.

Право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения

Среди гарантий, предусмотренных для государственных служащих, важное значение имеет право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения, которое, в соответствии с п. 4. ст. 53 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», служащий может реализовать один раз за весь период службы. Однако порядок реализации названного права разными категориями служащих имеет некоторые особенности. Порядок и условия предоставления единовременной субсидии федеральным государственным гражданским служащим устанавливаются Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. №63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». Перенос механизма реализации рассматриваемого права на подзаконный уровень позволил лучше учесть как изменения государственной жилищной политики, так и опыт реализации Жилищного кодекса. Но, с другой стороны, подзаконный уровень не всегда позволяет удачно регламентировать процессуальные особенности реализации права служащего и может даже ограничивать его права. Так, подпункт «д» пункта 19 Правил предусматривает, что «гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае увольнения с гражданской службы». То есть служащий может всю жизнь работать, но так и не дождаться выплаты. Причем для других видов службы предусмотрены более лояльные требования. Например, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

С другой стороны, для гражданских служащих для подачи заявления о выплате им единовременной субсидии достаточно иметь стаж гражданской службы не менее 1 года (п. 1 Правил выплат), а сотрудникам ОВД и иных правоохранительных органов необходимо иметь стаж службы 10 лет. Подобную разницу в сроках службы объяснить сложно. Становится очевидным, что по таким основаниям приобретения жилищных прав, как сроки службы, гражданские служащие поставлены в более благоприятные условия. В этой связи следует отметить, что не урегулирован вопрос о возврате уже предоставленных денежных средств при досрочном увольнении с государственной гражданской службы. Этот вопрос не возникал бы, если бы стаж службы был достаточным. И если бы выплата зависела только от стажа или заслуг служащего.

Можно согласиться с тем, что «непозволительно, чтобы в едином федеральном законодательстве для гражданских служащих существенно иначе, чем для иных служащих, определялись сроки службы права на получение государственных средств, устанавливались основания нуждаемости, определялся состав семьи, рассчитывались размеры выплат, определялись возможности по их использованию и прочие значимые условия». Действительно, подобные ничем не объяснимые крайности в диверсификации правового регулирования жилищного обеспечения служащих правоохранительных органов и гражданских государственных служащих недопустимы.

Кроме этого, нормативные акты оставляют широкую свободу усмотрения при принятии решений в вопросах обеспечения жильем руководителям. Именно они решают, кто достоин получить выплату. Независимые эксперты не привлекаются. И информация эта не открыта для общественного контроля.

Споры возникают при решении вопроса о снятии с учета в связи с толкованием такой категории, как член семьи. Причем как на гражданской, так и на правоохранительной службе. Законодательство совершенно по-разному трактует этот вопрос, что не совсем понятно. Можно сделать вывод, что в категорию «член семьи» гражданского служащего попадает большее количество лиц, а для правоохранительного служащего этот перечень очень узок. Причем служащему в разных случаях может быть выгоден тот или иной вариант. Например, в рассмотренных судебных решениях служащим выгодно было сузить перечень членов семьи, так как при общем расчете они не получали бы право на постановку на учет.

Более того, По нашему мнению, регистрация служащего по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения во проса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Феде рации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и закона- ми субъектов Российской Федерации.

Итак, для обеспечения реализации гарантии на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение государственным служащим жилья, необходимо: регламентацию вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения жилья закрепить на уровне закона, а не на подзаконном уровне, как происходит в отношении государственных гражданских служащих. Для служащих правоохранительных органов эти вопросы могут быть решены в одном законе. Следует также единообразно определить стаж сотрудников всех видов службы, необходимый для получения выплат, установив 10-летний срок. Государственных гражданских служащих не снимать с учета при увольнении. В этом случае при увольнении служащего по собственному желанию или по так называемым «отрицательным мотивам» снимается проблема взыскания выплат. С точки зрения соблюдения антикоррупционных требований к деятельности комиссий необходимо в нормативных актах единообразно определить категорию «член семьи» служащего, указав для государственных гражданских служащих такой же перечень членов семьи, как и для правоохранительных служащих.

Читайте также

Список литературы

  1. Андреева Н.В. Совершенствование транспортного налога и повы-шение его собираемости // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. научн. конф.(г.Санкт - Петербург, июнь 2013 г.) С. 117-119.
  2. Смирнова Е.Е. Транспортный налог. Актуальные проблемы исчис-ления и уплаты // Финансовая газета, 2013, №2.
  3. Турбина Н.М. Анализ проблем существующего законодательства по транспортному налогу и поиск путей их решения // Социально¬экономические явления и процессы. №2 (014) 2009, С. 105-110.
  4. Кириеенко А.П., Иванов И.А. Каким быть транспортному налогу: оценка вариантов реформирования и отмены // Известия ИГЭА. №6 (92).
  5. Залибекова Д.З. Правовое регулирование налоговых льгот и вычетов // Теория и практика общественногоразвития.2013 №4. С.297-299

Цитировать

Орел, А.В. Совершенствование законодательства по транспортному налогу опираясь на зарубежный опыт / А.В. Орел, У.Н. Солодовникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 146-152. — URL: https://novainfo.ru/article/6544 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться