Проектная деятельность как значимая технология обучения в рамках СПО

№99-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются особенности проектной деятельности как инструмента обучения в рамках ФГОС СПО, дается классификация проектов. Автором рассмотрены особенности основных видов проектной деятельности как технологии обучения в рамках профессионального образования.

Похожие материалы

На сегодняшний день проектная деятельность есть одна из самых востребованных технологий обучения. В рамках ФГОС проектная деятельность применяется, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшей школой. Создание проектов процесс не только увлекательный и интересный, но и, к тому же, зарекомендовавший себя как эффективный инструмент обучения. Согласно ФГОС проектная деятельность является неотъемлемым инструментом при формировании компетенций обучающихся. Проанализировав работу, направленную на создание проектов, были сделаны выводы о том, что преподаватели чаще всего путают научно-исследовательскую деятельность с проектом. Для того, чтобы понять разницу, необходимо определить конечный продукт данных форм обучения. Конечным продуктом научно-исследовательской работы в первую очередь являются теоретические знания, т.е. нечто не имеющее физической оболочки. Продуктом же проектной деятельности всегда должен являться некий физический объект, приносящий определенную практическую пользу. Исходя из вышеописанной проблемы предлагаем рассмотреть потенциальные конечные продукты проектной деятельности на основе выявления их классификации. Согласно общепринятой классификации всю проектную деятельность можно разделить на несколько видов:

  1. По деятельности (исследовательские, практико-ориентированные, творческие);
  2. По количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные);
  3. По месту проведения (учебные, внеучебные);
  4. По теме (фантастические, экспериментальные, теоретические);
  5. По предмету (предметные, метапредметные);
  6. По продолжительности (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные).

Но, предлагаем взглянуть на классификацию проектов с точки зрения сферы их интересов, и здесь можно выделить 5 видов:

  1. Информационный проект;
  2. Творческий проект;
  3. Практический (практико-ориентированный) проект;
  4. Исследовательский проект;
  5. Социальный проект.

Рассмотрим более подробно каждый вид с указанием потенциальных конечных продуктов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Продуктами могут стать WEB-сайт, стенд, выставка, газета, журнал, мультимедийный продукт, оформление кабинета, т.е. такие объекты, в которых заложена способность к хранению и передаче какой-либо информации.

Творческий проект, результатом которого является какое-либо произведение искусства или мероприятие культурного характера, например, игра, коллекция, костюм, музыкальное произведение, спектакль, праздник, подразумевает обращение к сфере искусства, поэтому конечный продукт в полной мере отражает это.

В результате практического проекта появляется конкретный полезный практический результат, т.е. изначально цель исследования носит прикладной характер, поэтому в качестве конечного результата могут быть созданы атлас, карта, видеофильм, справочник, учебное пособие.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. В качестве конечного результата могут выступить стендовый доклад, модель, прогноз, система, научно-исследовательская работа. Обратите внимание, что одним из продуктов исследовательских проектов может стать научно-исследовательская работа.

Социальный проект направлен на какие-либо изменения в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих, в качестве продукта могут выступать план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения обучающихся, социальная реклама, действующая фирма, система самоуправления, экскурсия.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что разделение проектов по видам на основе сферы их интересов является довольно результативным в связи с тем, что в первую очередь обучающимся становятся понятны пути решения поставленной перед ними задачи. Чаще всего работа обучающихся останавливается в тот момент, когда они не могут понять, каким же хотят видеть свой конечный продукт. Приведенная выше классификация может помочь определиться в связи с тем, что не только перечисляет потенциальные продукты, но и указывает на сферу их интересов, проанализировав которую, можно найти тот объект, который подойдет именно вам в качестве конечного результата.

Список литературы

  1. Белянин Н.А., Шелков В.А Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей обучающихся // Актуальные проблемы современного образования: материалы региональной заочной научно-практической конференции (г. Кемерово, 20 января 2012 года); Кемеровский ГСХИ. – Кемерово : ИИО Кемеровского ГСХИ, 2012. С.12
  2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − М.: АРКТИ, 2013. − 112с.