Воспитание и становление человека как личности в программных рамках социо-гуманитарных дисциплин

№100-1,

педагогические науки

В статье акцентируется важность воспитания и становление человека как личности в процессе социализации.

Похожие материалы

Нормальное и гармоничное развитие личности неосуществимо без процесса образования и воспитания. Невыполнима социализация человека без процесса образования и воспитания. Под социализацией мы понимаем процесс усвоения индивидом умений, навыков, традиций, верований, необходимых для успешного проживания в том или ином обществе. Главную роль играет первичная социализация, где позиционируются ближайшие родственники, друзья, но вторичная социализация также важна. При первичной социализации у человека формируются основные личностные качества, представления о мире и людях, привычки и т.д. На все выше названное влияет и вторичная социализация, только это влияние не столь сильное. За вторичную социализацию отвечают люди, занимающиеся образовательной или воспитательной деятельностью, а это могут быть соседи, СМИ, Интернет, друзья и т.д. Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности. Обучение призвано социализировать человека, помогает ему изменяться внутренне и внешне, повышать собственную положительную активность. [3]

Существуют несколько концепций, которые рассматривают отношения между обучением и развитием человека:

  1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение — чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие человека. [3]
  2. Обучение и развитие — смежные понятия. Человек приобретает индивидуальный опыт и старается принимать обдуманные решения. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение — процессы, которые совпадают по времени, которые длятся всю жизнь. [4]
  3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Между ними существует сложная и меняющаяся взаимозависимость. Обучение есть планомерная организация развития человека. Обучение — сила, движущая развитием, побуждает те процессы, которые невозможны без него. Основная роль обучения — создание возможности овладения собственным поведением. [4]

Образовательный процесс представляет собой единство обучения и воспитания. Предметом воспитания считается решение гуманитарных задач, которое успешно осуществляется педагогикой, социологией, философией и другими дисциплинами социо — гуманитарного цикла.

Субъектом воспитательной работы в образовании считается индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (убеждений, потребностей, идеалов, интересов), который активно участвует в сознательной деятельности, в поступках и в результатах творческой деятельности он проявляет свои способности и раскрывает свой внутренний мир. Тем, что он делает, можно определить, кем он является; по направлению его действий можно определить его цели и качества и что он пытается сформировать. Мы солидарны с Л.С. Выготским как создателем культурно-исторической теории развития психики, что воспитание зависит от социальной среды человека. [1]

Воспитание должно помочь человеку приобщиться к человеческой культуре языка, дать возможность осмыслить реальность как человеческий мир. Воспитание помогает человеку видеть сквозь призму собственного выбора и собственных действий по отношению к другим людям.

Воспитание — процесс формирования личности как создателя собственной жизни и собственной судьбы. Воспитание готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывая ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи — это задачи нравственности, воспитание во всех своих проявлениях служит ее формированию. В схемах воспитания личность выступает в качестве силовой эффективности. Основная задача воспитания заключается в провоцировании ее энергичности. Личность характеризуется совокупностью конкретных свойств как доброта, ответственность, деловая активность, воспитанность, порядочность и честность. Цель общества в данном случае дать человеку необходимые знания и ресурсы, направленные на формирование человека как личности, на развитие его индивидуальных способностей.

Большими возможностями для осуществления воспитания обладают уроки литературного чтения и произведения писателей, включённые в программные учебники, занятия по обществознанию в старших классах, воспитательные классные часы о знаменитых личностях и патриотах родного края, патриотические акции как Бессмертный полк, музейные уроки. В рамках выше названного воспитательного процесса отдельное внимание должно быть уделено проблемам экологического воспитания. Тематические экскурсии широко используются для экологического воспитания детей. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе, гордость за свой регион и страну. Экологическое воспитание может осуществляться посредством изготовления из природного материала поделок. В процессе работы со стороны детей наблюдается познавательный интерес к объектам природы. Ребята принимают участие в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в изучении растений и животного мира. Обучение играет важную роль в развитии человека, благодаря этому развитию формируются социальные установки, моральные ценности и нравственные убеждения и поведенческая модель человека как личности.

Создание целостной, многосторонне развитой личности — главная цель воспитания. Личность — это человек, самостоятельно и логически выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность. Это не только образованный, умный, культурный и благовоспитанный человек. Личность — человек, понимающий реалии современной действительности. Современный человек — это личность, переживающий за свою Родину, уважающих людей и понимающий их нужды с готовностью помочь людям, многогранная личность не стоит в стороне от человеческого социума. Это разумный и работающий человек, постоянно совершенствующий свои навыки и умения соответственно требованиям времени. Личностью не рождаются. Процесс становления личности постоянно совершается через труд. Становление человека как личности проявляется в учебе и труде, в заботах о родных и близких, в образовательном процессе в целом . [2] Можно сказать, что быть личностью — это значит быть создателем себя самого и окружающего мира, быть субъектом общения, деятельности, самосознания и созидания.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. –Электронная библиотека ГНПБУ.- URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=vygotsky_ss-v-6tt_t2_1982&bookhl=
  2. Личность ребенка как субъект и объект воспитания. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/lichnost_rebenka_kak_subekt_i_obekt_vospitaniya/
  3. Сабиров А.Г., Л.А. Сабирова Форсайт профессиональных и социогуманитарных компетенций учителя-2030,- Казанская наука, №7, Казань: 2016, с. 57-59.
  4. Человек как цель образования. URL: https://lektsii.org/16-73718.html- 13.02.19.