Выявление уровня познавательного интереса у обучающихся 8 класса

№104-1,

педагогические науки

В данной статье представлено исследование на тему выявления уровня познавательного интереса у обучающихся 8 классов. Школьники были исследованы методикой: «Выявления уровня познавательного интереса» (Кувалдина Е.А.). Данная методика позволяет выявить уровни развития познавательных интересов у обучающихся среднего звена.

Похожие материалы

Образовательный процесс — является неотъемлемой частью подготовки человека к самостоятельной жизни, к практичной деятельности в современном обществе. Данная деятельность — сложный процесс, включающий в себя формирование личности, которое в свою очередь обеспечивает ее образование, развитие, воспитание. На сегодняшний день педагогика все чаще выдвигает на первый план личность ребенка, к внутреннему развитию его личности. Для того, чтобы затронуть глубинные процессы формирования личности, нужно активизировать множественные факторы. Одним из которых является задача активизации уровня познавательного интереса в процессе обучения. Сущность повышения познавательного интереса сосредотачивается в стимуляции обучающей работы учителя, а также в отборе и применении им результативных методических инструментов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Наиболее важным аспектом которого является стимулирование деятельности самих учеников через самоорганизацию и самоконтроль. Что в свою очередь могло бы привести к развитию творческого начала [1, с. 76-83]. Выбирая способ активизации образовательного процесса стоит обратить внимание на эмоциональное сопричастность обучающихся к самим урокам. Интерес самого ученика обеспечивает лучшее усвоение образовательного материала, долгое сохранение в памяти и наилучшее применение информации в практической деятельности. Однако, в реалиях современной школы наблюдается удивление неудовлетворительного количества внимания данному аспекту. Данный факт может быть связан с тем, что в школах осталось очень малое количество учебно-опытных участков, живых уголков, но увеличилось использование на уроках мультимедийных технологий, что снижает потребность применяя материальных объектов. Все вышеприведенное доказывает актуальность нашей исследовательской работы и подкрепляет востребованность данной тематики [2, с. 27]. Понимая всю важность активации познавательного интереса в современную педагогику начали вводить различные методы и приемы, но вопрос о том какой именно прием более эффективно воздействует на заданный показатель остается загадкой. В условиях современного образовательного процесса принято выделять эффективность организации проблемной ситуации, применении игровых технологий, которые в свою очередь воздействуют на учебный интерес.

В рамках выбранной темы, нами была проведена исследовательская работа по выявлению уровня познавательного интереса у обучающихся 8 класса. Диагностика проводилась на базе МБОУ «Гимназия № 4» г. Елабуга. В качестве испытуемых выступали обучающиеся 8 «Б» и «В» классов, общей численностью 49 подростков, 25 девочек и 24 мальчиков, находящиеся в возрастной категории от 13 до 14 лет. Исследовательская работа выполнялась с помощью методики: «Методика выявления уровня познавательного интереса» (Кувалдина Е.А.) [3, с. 78-90]. Целью данной методики является определение уровня развития познавательных интересов, а именно, узнать характер, постоянство, глубину познавательных интересов, целенаправленность мотивации познавательного процесса, уровень активности и самостоятельности детей, как критериев развития познавательного интереса.

Результаты исследования по данной методике выявили, что количество детей с низким уровнем сформированности познавательного интереса — 11 человек, что составляет 22,45% от общего количества; средний уровень выявлен у 28 обучающихся, что составило 57,14%; высокий уровень был выявлен у 10 человек, что составило в общей сложности 20,41%. По полученным результатам можно выявить, что у обучающихся 8 «Б» и «В» классов преобладает средний уровень познавательного интереса. Таким образом, на первом этапе эксперимента с помощью анкетирования по методике Е.А. Кувалдиной, нами был выявлен исходный уровень сформированности познавательного интереса у обучающихся 8 «Б» и «В» классов муниципального образовательного учреждения «Гимназия №4» город Елабуга.

Второй этап нашей работы включал разработку рекомендаций для увеличения исходного уровня познавательного интереса обучающихся 8 классов на более высокий уровень. Для этого, нами была изучена педагогическая литература на данную тематику. По некоторым данным на рост познавательного интереса у подростков воздействует множество факторов. Для увеличения уровня познавательного интереса, учителям-предметникам предлагается учесть следующие рекомендации:

  • способствовать построению ситуации успеха для обучающихся в учебном процессе;
  • включение в учебный процесс познавательных игр;
  • создание эмоционально окрашенных ситуаций при изучении новой темы;
  • применение практической деятельности на уроках;
  • использовании на уроках наглядных средств обучения;
  • увеличении занимательности учебного материала;
  • использование приемлемого уровня доступности образовательной информации [4, с. 256].

Таким образом, соблюдение данных рекомендаций может привести к увеличению уровня познавательного интереса у обучающихся 8 классов, поскольку именно познавательный интерес является доминирующим и играет одну из основных ролей в личной значимости для ученика. Именно поэтому, учителю очень важно не только распознать, но и управлять им.

Список литературы

  1. Бондаревский, В.Б Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: кн. для учителя / В. Б. Бондаревский. — М: Просвещение, 1985. — 143 с.
  2. Бондаревская, Е.В. Экспериментальная педагогика / Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Власова. — Ростов-на-Дону: РГПИ, 2003. — 63 с.
  3. Щукина, Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 358 с.
  4. Беляев М.Ф. Психология интереса / М.Ф. Беляев. — М.: Просвещение, 1977. — 583 с.