Экологическое воспитание и образование школьников

№104-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются теоретические, методологические и практические вопросы реализации экологического воспитания при изучении биологии. Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Похожие материалы

По мнению ряда ученых, в настоящее время ежечасно вымирает один вид растений или животных. Подобное положение возможно лишь потому, что большинство людей не осознают непосредственной и прямой связи между существованием нескольких миллионов живых существ и благополучием существования человека.

Сформировать у широких слоев населения понимание такой связи, а следовательно, познать проблему сохранения генофонда биосферы — задача и ученых, и педагогов. Опасность обеднения генофонда еще не получила достаточного научного и экономического обоснования, поэтому проблема сохранения видов животных и растений является междисциплинарной. Для ее решения требуется объединение усилий специалистов различных дисциплин.

«Технология воспитательной работы включает в себя новые подходы к организации урока в начальной школе. Она предусматривает увеличение доли практической деятельности ребенка. Используются более активные формы обучения: работа в группах или в парах, игры. Включение в процесс обучения сюжетно-ролевых и дидактических игр несет большой дидактический смысл, выполняет конкретные социальные задачи: умение общаться в коллективе, бесконфликтно решать задачи и т.д.» [1].

Принцип целостности в организации учебно-воспитательного процесса переносится и на самого ученика. Известно, что наибольший отклик в душе ребенка находит то, что кажется ему красивым и гармоничным. В связи с этим учителя практикуют уроки на лоне природы, проводят экскурсии в лес, на луг для накопления и систематизации представлений о предметах и явлениях, наблюдаемых в природе. Так в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей, их нравственные чувства.

Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работу в школьном экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде — сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

О достаточном уровне сформированности бережного отношения к природе свидетельствует устойчивость указанных проявлений, которая нарастает у детей с возрастом, а у старшего дошкольника должна стать нормой его поведения. Важным показателем этого является степень активности самостоятельности детей в труде по уходу за животными и растениями уголка природы, участка детского сада и ближайшего природного окружения, постоянная готовность принять участие в нем. При этом основным мотивом труда должно быть желание позаботиться, оказать помощь. Проявление инициативы в такой заботе может служить показателем самостоятельности детей и их активности [3,с. 64]

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, должное внимание нужно уделить и работе с родителями [6,с. 57].

Развитие науки и техники, потребительское отношение к окружающей среде, неразумное использование ее ресурсов привели к экологическим проблемам и осознанию человечеством мирового экологического кризиса. И, в связи с ухудшением экологической ситуации в России, в мире, перед государствами встала необходимость предотвратить экологическую катастрофу, которая может привести к исчезновению человеческой цивилизации. Главная задача государств заключается не столько в проведении материально-технических мероприятий, сколько в экологическом просвещении общества и экологическом воспитании подрастающего поколения, таким образом, возникла острая необходимость в экологизации общественного сознания. В этом плане приоритет принадлежит педагогике, которая имеет уникальные возможности влиять на изменение человеческого сознания. Поэтому важным просвещающим пространством, реализующим экологические задачи, является система образования, в том числе школьного. Фундаментальные основы экологической нравственности закладываются на уровне начального общего образования. В ходе теоретической части исследования были рассмотрены этапы становления экологии, изучено содержание и основные принципы экологического образования и воспитания. На основе анализа методической и педагогической литературы мы выяснили, что существует множество форм, методов, приемов педагогической деятельности, которые способствуют воспитанию бережного отношения к природе на уроках окружающего мира. Но урок играет главную роль в воспитании и обучении. Именно через урочную деятельность создаются оптимальные условия для формирования у обучающихся базовых знаний об окружающем мире и воспитания благожелательного отношения к природе. Но для достижения лучших результатов, педагогическая деятельность должна быть 26 систематической с использованием практических приемов и методов, в сочетании с активными формами познания окружающего мира, т.е. через непосредственное наблюдение законов и явлений природы (экскурсии, экологические тропы).

Список литературы

  1. Дагбаева Н.Ж.. Системный подход к экологическому образованию младших школьников //Начальная школа.-№6.-2003,- с.24Дагбаева Н.Ж.. Системный подход к экологическому образованию младших школьников //Начальная школа.-№6.-2003,- с.24
  2. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг : учеб. пособие /Н. Ф. Виноградова,Т. А. Куликова.–М. : Просвещение, 1993. –128 с.
  3. Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. –2009. -No 6 (55). –авг. –С. 54-57.