Мероприятия (условия) по обеспечению взрывобезопасности при перевозке железнодорожными цистернами углеводородных газов

№100-1,

технические науки

Перевозка сжиженного газа относится к категории опасных видов доставки, поэтому требует особого подхода. Углеводородный газ является легковоспламеняющимся веществом и обладает взрывоопасными свойствами, так что при его транспортировке нужно позаботиться о мерах безопасности и предусмотреть все возможные нештатные ситуации. Сжиженный углеводородный газ – это углеводороды или их смеси, которые при нормальном давлении и температуре окружающего воздуха находятся в газообразном состоянии, но при увеличении давления на относительно небольшую величину без изменения температуры переходят в жидкое состояние. Пропан, получаемый и переправляемый железнодорожным транспортом от места добычи до места его использования в качестве источника сырья, по причине несовершенства технологических процессов, допускаемых нарушений при его транспортировке, становится взрывоопасным веществом. Необходимость его транспортировки от производителя до потребителя заставляют искать безопасные и надежные пути, которые будут способствовать обеспечению взрывобезопасности перевозок пропана, а также других сжиженных углеводородных газов. Наиболее актуальным является поиск технологических и технических решений при перевозке пропана железнодорожным транспортом.

Похожие материалы

Перед транспортным комплексом страны стоит задача не только повысить экономическую эффективность деятельности, но и обеспечить безопасность перевозок, сохранность перевозимых грузов и снижение отрицательного влияния транспортного процесса на окружающую среду. Выполнение в полной мере этих задач возможно только с учетом влияния на безопасность перевозок существующих на каждом виде транспорта систем и форм организации перевозочных процессов [4, с. 46].

Перевозка газов относится к категории опасных видов транспортировки, поэтому при железнодорожных доставках используются специализированные железнодорожные цистерны для перевозки сжиженных газов объемом 98 м3.

Железнодорожные цистерны для перевозки пропана изготавливаются из высококачественных и прочных материалов, не вступающих в реакцию с перевозимым грузом. Цистерна представляет собой сварной цилиндрический резервуар со сферическими днищами, расположенный на четырехосной железнодорожной платформе. Перед каждым рейсом вагоны проверяются на наличие неисправностей во избежание утечки газа. Все емкости должны проходить государственную аттестацию, чтобы быть допущенными к перевозке сжиженных газов. Температура газа при перевозке должна составлять до 45 град по Цельсию [3, с. 69].

Все железнодорожные вагоны-цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов необходимо обеспечить надежными запорными устройствами, приборами контроля за состоянием груза внутри емкости, в особенности давления. Переход жидкости в газообразное состояние должно быть исключено. Длительное хранение пропана в цистернах строго запрещено. Поэтому заправка газа цистерны должна происходить непосредственно перед выездом, загрузка на 85% от объема цистерны. После доставки в место назначения груз сразу же перекачивается в специально отведенное хранилище.

Перевозка пропана по железной дороге является наиболее массовымвидом доставки, благодаря которой за один развозможно перевезти большое количество сырья. С экономической точки зрения — это весьма выгодно. Возможна организация перевозки пропана и в баллонах. В этом случае транспортировка производится в крытых вагонах с системой вентиляции. Данный способ доставки используется в тех случаях, когда получатель находится на значительном удалении от газонаполнительных станций или в стороне от автомобильных дорог. Необходимо принять меры обеспечения пожаробезопасности, так как вещество легко воспламеняется и взрывается. В крытых вагонах необходимо установить систему контроля загазованности и пожаротушения.

Для перевозки газа пропан бутан по железным путям применяют железнодорожные вагон-цистерны, в которых выполнен верхний налив и слив. К примеру, используют стальные вагон-цистерны объемом 51 и 54 м3 с обязательной нормой загрузки 85 процентов, то есть, получается, 43 и 46 м3, или в тоннах — 23 т [2] (данные в Инструкции по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в железнодорожных вагонах-цистернах, МОСКВА «НЕДРА» 1980). Сверху на цистерне есть отверстие (люк) диаметром 45 см. На фланце люка имеется горловина, крышка которой является плоским фланцем. На нем закреплена вся арматура цистерны. Люк и арматуру закрывают предохранительным устройством, диаметр которого 685 мм, высота 340 мм. После заполнения емкости газом перед отправкой по маршруту крышка и пробки пломбируют. Для обеспечения правильной эксплуатации вагон-цистерны нужно следить за правильным наполнением резервуара газом.

Основные меры по обеспечению взрывобезопасности при перевозке железнодорожными цистернами углеводородных газов предусмотрены Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума[5] (утв. протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества от 21-22 мая 2009 г. № 50). Согласно п. 4.8.1 [5] данных правил не допускается наполнять вагоны-цистерны газом, если:

  • истек срок очередного освидетельствования;
  • не имеется или неисправна арматура и контрольно-измерительные приборы;
  • отличительная окраска, надписи, трафареты или маркировка не соответствуют наливаемому газу;
  • вагон-цистерна не предназначен для перевозки пропана.

Главным образом, наполнение вагонов-цистерн пропаном должно соответствовать установленным нормам. Ответственность за исправность котла вагона-цистерны и арматуры, за правильность наполнения вагона- цистерны и обеспечение безопасности при перевозке сжиженных газов возлагается на грузоотправителя.

Целесообразно обозначить следующие основные проблемы в сфере перевозок железнодорожным транспортом пропана:

  • ярко выражен дефицит подвижного состава, чтоспособствует отказу от жесткой специализации цистерн по видам перевозимых грузов и увеличению объема работ по подготовке цистерн к наливу;
  • увеличение оборота вагона, в том числе и по причине роста простоев цистерн на наливных станциях из-за недостатка мощностей промывочно-пропарочных станций и пунктов налива;
  • слабая система законодательной базы, которая декларирует условия работы операторских фирм, в том числе обработки и ремонта цистерн, которые не являются собственностью ОАО «РЖД»;
  • назревает острая потребностьсовершенствования информационного сопровождения перевозок пропана, способствующего регулированию порожнего и грузового потоков цистерн;
  • до сих пор процент износа цистерн и эксплуатация цистерн находится на высоком уровне с превышением нормативного срока службы.

Согласно нормативнымсрокам службы машин и оборудования (разработаны Министерством тяжелого и транспортного машиностроения) срок службы цистерн в зависимости от назначения равен 13–32 года.

Для защиты безопасности работников при перевозке пропана должны осуществляться такие профилактические мероприятия, как [1, с. 36]:

  • определение стратегии управления безопасности организации перевозки, которая включает в себя безопасные условия труда, профилактику влияния факторов производства на безопасность труда;
  • снижение рисков, а также стремление их исключить;
  • установление ключевых причин рисков;
  • устранение опасных факторов производства и их замена на мене опасные;
  • обучение и инструктирование всех работников организации;
  • отдавать предпочтение применению коллективных мер защиты.

Руководство ОАО «РЖД» должно научиться эффективно определять производственные риски, негативные факторы, совершенствовать все процедуры, которые гарантируют безопасность грузоперевозок с учетом специфики их работы. На предприятии должен быть введен беспрерывный процесс управлении рисками. В большинстве европейских государствах уже стало очевидным, что механизм оценки рисков дает возможность извлечь соответствующие выгоды организации в форме снижения издержек, которые переплетены с производственным травматизмом, минимизации страховых случаев, сокращения количества дней нетрудоспособности сотрудников.

Таким образом, большое значение в настоящее ревмя имеет программа разработки и внедрения методов повышения безопасности железнодорожных перевозок сжиженныхуглеводородных газов и совершенствование мероприятий, которые направлены на исключение аварий, что подтверждается значительным износом основных производственных фондов, интенсификацией перевозочного процесса, прогрессирующим усложнением среды движения с точки зрения потенциальной опасности, а также изменениями условий работы железнодорожного транспорта, связанными с технологическим и организационным реформированием отрасли.

Список литературы

  1. Галиахметова Н.А., Киреев И.Р. обеспечение охраны труда на железнодорожном транспорте при перевозке горючих веществ // Novainfo.ru. – 2018. – № 86. – С. 32 – 43.
  2. Демиденко Е.В. Человек на пути // Гудок. – 2017. – № 152.
  3. Иванов А.И. Операция над цистернами / А. И. Иванов // РЖД-Партнер. – 2011. – № 20. – C. 69–70.
  4. Луценко А.Н., Катин В.Д.Обеспечение безопасности перевозок опасных наливных грузов железнодорожным транспортом // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2017. – № 16 . – С. 46 – 58.
  5. Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 25 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума» (с изменениями на 20 октября 2017 года).
  6. Положение о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Министерством путей сообщения РФ 23 марта 1998 г. № ЦСР-543) [сайт]. URL.: http://docs.cntd.ru/document/902165572 (дата обращения: 02.03.2019).
  7. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. – 2008. – № 169.