Профессиональная педагогика в системе профессионального образования

№103-1,

педагогические науки

В статье рассматривается роль профессиональной педагогики в системе научных знании. Изучается классификация педагогики и возможность их внедрения в профессиональную педагогику. Рассматриваются основные задачи профессиональной педагогики в системе профессионального образования.

Похожие материалы

Теоретическое и практическое обоснования профессиональной педагогики стало одной из главных задач. Как теория профессиональная педагогика представляет собой методологию профессионального образования, как практика — подготовительную функцию. Любая наука обосновывается в самостоятельную, если имеет ряд условии:

  • специфический предмет исследования;
  • специфические методы исследования;
  • особое место в системе знании.

Для профессиональной педагогики основным предметом изучения является человек в системе профессиональных и общественных отношении. До сих пор не понятно, какое место в системе знании имеет профессиональная педагогика. Изучением данного вида педагогики практически никто не занимался. Поэтому существует всего несколько задач, которые решает профессиональная педагогика в зависимости от классификации:

  • Общая педагогика, которая изучает общие закономерности воспитания человека и основы учебно-воспитательного процесса. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной. Традиционно она содержит четыре раздела: общие основы педагогики; дидактику (теорию обучения); теорию воспитания и школоведение (управление образовательными системами).
  • Возрастная педагогика, в которую входят: ясельная, дошкольная педагогика, педагогика школы, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования, высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика).
  • Отраслевая педагогика, изучающая производственную, военную, медицинскую и другие виды педагогики.
  • Социальная педагогика, предназначенная для воспитания индивида вне образовательных учреждений.
  • Коррекционная педагогика, разрабатывающая основы теоретического обоснования и принципы воспитания лиц, имеющих отклонения в развитии.
  • Частные, изучающие преподавание отдельных дисциплин во всех типах учебных заведений.
  • История педагогики, которая изучает саму педагогическу. Идею, цели и системы его образования.
  • Философия образования, определяющая идеологию обучения и воспитания образования и пути их развития.

Отметим, что каждый ученый дает свою классификацию данный видов педагогики и их количество может в зависимости от автора меняться.

Выделим, что первые два вида классификации не относятся к профессиональной педагогике, так как они являются лишь разновидностью общей педагогики. Они скорее являются воспитательными видами педагогики. [2]

Профессиональная педагогика же исследует проблемы профессионального образования, начиная от начального профессионального образования, заканчивая педагогикой труда.

Если брать профессиональную педагогику как отрасль самостоятельной науки, то считаем, что данная классификация должна быть скорректирована.

Для профессиональной педагогики важно определить цель и место в структуре педагогики, формировать компетентное развитие личности при получении образования и создать условия для профессионального саморазвития.

В настоящее время делаются попытки рассмотреть профессиональную педагогику как целостную систему, разделяющуюся на подсистемы — от профессиональной ориентации школьников, начальной профессиональной подготовки молодежи до высшего и послевузовского профессионального образования [4]

Становлением профессиональной педагогики занимаются и на уровне государственной власти, создавая:

  • профессиональные стандарты для различных профессии по которым ведется педагогика в образовательном учреждении;
  • заимствования наилучших стандартов профессионального образования;
  • единая система подготовки и переподготовки кадров профессионального образования на всех уровнях.

Перед профессионально-педагогическим образованиям стоят определяющие задачи, так как от них зависят, какие специалисты выйдут из учебного заведения. Профессиональная педагогика выполняет прогностическую функцию, проектируя и развивая профессиональное образование в стране и формируя профессионально компетентную основу личности. Сбалансированное, рационально организованная профессионально-педагогическая подготовка кадров для системы профессионального образования всех уровней позволит создать рациональную эффективную экономику, но для этого необходимо дальнейшее развитие научно обоснованной теории профессионального образования — профессиональной педагогики. [1]

Главной задачей профессиональной педагогики является обеспечение условий для становления личности для современного общества. Наука называет этот процесс непрерывным образованием личности. Это и является основной развития профессиональной педагогики как самостоятельной науки.

Всю проблематику подготовки преподавателей для профессионального образования можно разделить на две группы:

  • подготовка преподавателей для системы социализации — задача системы педагогического образования;
  • подготовка преподавателей для системы профессионализации — назначение системы профессионально-педагогического.

От решения проблем концептуально-методологического плана, зависит не только продуктивность развития самой педагогики как научной системы, но и ее место и роль, востребованность в процессе эволюции как общественной надстройки, так и базиса современного общества.

Список литературы

  1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  2. Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика: учеб.-метод. ком¬плекс. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru/ distance / mf_01 / ped-asp/01_01.html.
  3. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2002. 120 с.
  4. А. М. Новикова — Профессиональная педагогика / под ред. [С. Я. Батышева] и Изд. 3-е, перераб. М.: Эгвес, 2017. 456 с.
  5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /. – М.: Школа – Пресс, 2010. – С. 40.