Реализация пенсионного обеспечения граждан в Рязанской области

№103-1,

экономические науки

В данной статье рассматриваются особенности пенсионной системы Российской Федерации и некоторые предложения для ее совершенствования. В частности предложено ужесточение налогового администрирования с целью увеличения страховых сборов в бюджет ПФР, меры демографического характера, повышения пенсионной грамотности.

Похожие материалы

В Российской Федерации, так же как и во многих зарубежных странах мира, успешное развитие пенсионной система являются одной из важнейших задач, стоящих перед руководством государства.

Основной закон страны — Конституция, согласно статьи 7, определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантировано минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию от 20.02.2019 г. так же были сформулированы задачи внутреннего социального и экономического развития страны, с особым вниманием на решение задач национальных проектов построенных вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений [5].

Следовательно, основная задача и обязанность государства — это, согласно статьи 2 Конституции РФ — это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина [1].

С наступлением определенных жизненных обстоятельств (пенсионный возраст, инвалидность, потеря кормильца и т.п.) человек нуждается в поддержке государства в виде пенсии — ежемесячной выплаты, замещающей утраченный доход гражданина. Часть этих функций была возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

ПФР был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР. ПФР — один из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены, согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2122-1, функции государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, деятельность которого координирует Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. ПФР является частью системы социального обеспечения, поэтому его деятельность является важным фактором, влияющим на качество жизни граждан России. Выполняя ряд возложенных функций, Пенсионный фонд РФ может обеспечивать материальной поддержкой все слои населения [5].

На Фонд возложены, функции которые имеют огромное социальное значение, а именно:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
  • участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
  • проведение научно — исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
  • ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан [5].

По методам финансирования системы пенсионного обеспечения подразделяют на распределительную (солидарную) и накопительную

Распределительная система — пенсионная система, при которой государственные пенсии выплачиваются на основе принципа «солидарности поколений», то есть нынешние пенсионеры получают пенсионные выплаты за счет отчислений, уплачиваемых работающими гражданами.

Накопительная пенсионная система — система пенсионных выплат, при которой часть пенсионных взносов инвестируется в ценные бумаги или финансовые активы, что позволяет повышать размер отчисленных средств.

Если сравнивать между собой эти две системы, то можно проследить основные различия по методу финансированию, степени влияния демографических показателей, и по конечной цели их функции.

Виды пенсионного обеспечения претерпевают изменения по мере общественной эволюции и заслуживают постоянного изучения для поиска новых, более совершенных вариантов.

В настоящее время существующая в России система пенсионного обеспечения считается смешанной, включающей в себя черты распределительной и накопительной модели. На фоне «старения» населения, происходит значительное изменение в соотношении работающих граждан и пенсионеров, что приводит к проблемам пенсионного финансирования, и соответственно приводит к процессам реформирования системы пенсионного обеспечения.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан являются предметом исследования многих ученых и специалистов в социальной сфере. Основоположники теории социальной защиты У.Г. Беверидж, Дж. А. Гобсон, Дж. М. Кейне, П.Э., Самуэльсон рассматривают пенсионную систему как часть социальной защиты граждан нетрудоспособного возраста.

Баскакова В.Н., доктор физико-математических наук, пишет о том, что результаты оценки перспектив развития пенсионной системы зависят от многих обстоятельств. Прежде всего, от выбранных демографических и макроэкономических прогнозов развития всей страны, а также от тех предположений по изменению законодательных основ функционирования самой пенсионной системы, которые будут сделаны [7].

В своих работах Роик В.Д. отмечает зависимость системы пенсионного обеспечения от возрастной структуры населения. В его понимании проблемы снижения уровня рождаемости и старение населения страны представляют собой главные факторы, которые определяют дальнейшее ее развитие. «Пенсионное обеспечение, медицинская помощь и социальное обслуживание в скором будущем станут крупнейшей расходной статьей бюджета в большинстве экономически развитых стран»[14].

Локшина О.В. пишет о том, что пенсионное обеспечение представляет собой институт, исторически сложившийся в человеческом обществе, при помощи которого люди, нуждающиеся в определенной поддержке окружающего общества в случае наступления определенных жизненных обстоятельств, которые влекут сокращение или же полную потерю дохода, удовлетворяют свои материальные потребности [13].

Оценку краткосрочных последствий изменений пенсионной системы РФ в 2010г. и возможные долгосрочные сценарии развития системы трудовых пенсий дает Гурвич Е.Т., утверждая, что при сохранении размеров трансферта в ПФ РФ коэффициент замещения будет последовательно падать. Для его поддержания на неизменном уровне необходимо увеличение размеров пенсионного трансферта на один процентный пункт ВВП каждые пять лет или ежегодное повышение ставки пенсионных взносов на один процент [5].

Соловьев А. К. анализирует состояние и развитие пенсионной системы России в долгосрочной перспективе. При этом он определяет причины существующего дефицита Пенсионного фонда РФ и показывает, что основными следует считать актуарную несбалансированность тарифной политики, неучастие существенной части трудоспособного населения в выплатах в ПФР, а также наличие значительного числа лиц, получающих трудовую пенсию досрочно [20].

Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. сравнивают эффективность накопительной и распределительной пенсионных систем, утверждая при этом, что в российских условиях доходность пенсионных накоплений не покрывает инфляцию, значительно отстает от индексации страховой части пенсии и еще больше — от роста сред ней заработной платы. В результате при прочих равных условиях пенсия у граждан с обязательным накопительным элементом будет меньше, чем у тех, кто находится в рамках полностью распределительной пенсионной системы [10].

Подводя итоги, можно сказать, что государственное пенсионное обеспечение представляет собой финансовую основу для решения определенных потребностей нетрудоспособных граждан. Его сущность можно квалифицировать, как обособленную часть национального дохода, направляемую на создание нормальных жизненных условий пенсионеров. Этот доход является финансовым активом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В Рязанской области ПФР предоставляет гражданам 25 видов государственных услуг. К обслуживаемым относятся более 385 тысяч пенсионеров, свыше 277 тысяч федеральных льготников, а также граждане всех возрастов: специалисты Фонда ведут индивидуальные лицевые счета граждан, на которых учитываются пенсионные права для будущих выплат, — их в регионе насчитывается свыше 1,4 миллионов.

На примере демографических показателей по Рязанской области можно проанализировать выше указанный фактор.

Таблица 1. Демографических показателей по Рязанской области 2014-2018гг. [17]

пп

Показатели

Единицы измерения

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

1

Численность постоянного населения (среднегодовая)

чел.

1138141

1132771

1128421

1124028

1117893

2

Численность экономически активного населения

чел.

539592

538101

538431

540567

529270

3

Численность населения, занятого в экономике

чел.

515718

513048

514650

518593

507287

4

Среднегодовая численность работников организаций

чел.

329638

324067

317840

321358

323121

5

Численность безработных

чел.

23874

25053

23781

21974

21983

6

Уровень экономической активности

%

61,6

62,1

62,9

55,8

55,1

7

Уровень занятости

%

58,9

59,2

60,2

53,6

52,8

8

Уровень безработицы к экономически активному населению

%

4,4

4,7

4,4

4,1

4,2

9

Темп роста безработицы

В раз

0,913

1,049

0,949

0,924

1,000

10

Число

родившихся

чел.

12515

12560

12792

11031

10253

11

Число умерших

чел.

18317

17896

18020

17220

17178

12

Естественная убыль (прирост)

чел.

-5802

-5336

-5228

-6189

-6925

13

Численность прибывших в регион

чел.

31542

33261

36325

36325

39577

14

Численность выбывших из регион

чел.

31088

33260

34461

37096

40002

15

Миграционный прирост (убыль)

чел.

454

1

1864

905

-425

16

Население в возрасте моложе трудоспособного

чел.

164943

167638

171150

174987

174046

17

Население в трудоспособном возрасте

чел.

650596

638590

625661

615505

604927

18

Население в возрасте старше трудоспособного

чел.

325305

329210

333292

336247

339501

19

Населения в возрасте 60 лет и старше

чел.

277728

277362

281632

285204

289632

20

Удельный вес численности населения в возрасте старше трудоспособного в общей численности постоянного населения

%

28,5

29,0

29,5

29,8

30,4

21

Коэффициент старения населения (удельный вес численности населения в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения)

%

24,4

24,5

25

25,4

25,9

22

Общий коэффициент смертности

На 1000 чел. населения

16,1

15,8

16,0

15,3

15,4

23

Общий коэффициент рождаемости

На 1000 чел. населения

11,0

11,1

11,3

9,8

9,2

24

Коэффициент естественного прироста (убыли) населения

На 1000 чел. населения

-5,1

-4,7

-4,7

-5,5

-6,2

25

Суммарный коэффициент рождаемости (число детей на 1 женщину)

чел.

1,595

1,640

1,703

1,508

(данные отсутствуют)

Данные таблицы 1 подтверждают то, что проблема «старения» населения так же характерна и для Рязанской области. Главная причина роста коэффициента старения заключается в низкой рождаемости, которая за рассмотренный период, снизилась на 2262 человека. Для воспроизводства населения необходимо чтобы суммарный коэффициент рождаемости был на уровне 2,11 — 2,15. Рождаемость в Рязанской области этого уровня не достигает, поэтому ухудшается возрастная структура населения, сокращается доля граждан трудоспособного и репродуктивного возраста [11].

Удельный вес численности населения в возрасте старше трудоспособного в общей численности постоянного населения за последние пять лет вырос на 1,9 % и достиг показателя 30,4%. Снижение показателя уровня занятости населения в период с 2014 по 2018г. составил 6%, а коэффициент старения населения возрос на 1,5%. При этом наблюдается, хоть и не значительное, снижение на 0,2% уровня безработицы к экономически активному населению. В таких демографически неблагоприятных условиях возникает необходимость привлечения людей пенсионного возраста к трудовой деятельность или делать ставку на повышение пенсионного возраста. Нынешняя стратегия реформирования пенсионной системы ведется по второму варианту, повысив с 2019года возраст выхода на пенсию.

Миграционный прирост смягчает остроту естественной убыли населения в Рязанской области. На сегодняшний день рынок труда в регионе во многом поддерживается притоком мигрантов. Эти люди занимают, как правило, неконкурентные для российских граждан низкооплачиваемые рабочие места, но, тем не менее, их деятельность, официального характера, поддерживает эту часть экономики области. При этом со стороны государства должны соблюдаться приоритетные права граждан Российской Федерации, в связи с чем поток мигрантов должен быть регулируемым и максимально легальным.

Еще одним направлением внутренней политики государства, направленной на решение демографических проблем, является программа материнского (семейного) капитала (М(С)К), которая регулируется Федеральным законом от 29.12.2006г. № 256- ФЗ 2 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». По состоянию на 01.01.2019 г. территориальными органами ПФР по Рязанской области принято 95464 заявления о распоряжениями средствами М(С)К.

Башкин М.В. отмечает, что одной из острых социальных проблем России, является демографическая проблема. Для решения которой, была запущена программа стимулирования рождаемости, включающая в себя комплекс мер административной, социальной и финансовой поддержки семьи. Финансовой поддержкой женщины, принявшей решение родить второго ребенка в семье, стало предоставление в ее распоряжение первичного, базового материнского капитала, что должно поддержать в первую очередь женщину-мать [8].

Динамика рождаемости вторых и последующих детей
Рисунок 1. Динамика рождаемости вторых и последующих детей по Рязанской области 2014-2018гг. [17]

Что касается Рязанской области, действие программы М(С)К на демографическую ситуацию исходя из рисунка 9 не отмечается.

Чтобы проследить динамику пенсионной статистики будем использовать показатель темпа роста.

Таблица 2. Динамика числа пенсионеров по видам пенсий в Рязанской области за 2014-2018г. [15]

Вид пенсии

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

Темп роста, %

2018г.

/2014г.

2017г.

/2018г.

Число пенсионеров, чел.

386221

385899

386762

386336

385829

99,9

99,9

По старости, чел.

307278

309019

309502

307743

307501

100,1

100

По

инвалидности, чел.

26076

23689

22187

20621

19511

74,8

94,6

По потере кормильца

11841

11517

11596

11398

11120

93,9

97,6

Численность получателей пенсии по государственному пенсионному обеспечению, чел., из них:

-военнослужащие и члены их семей;

-пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф и члены их семей;

- госслужащие;

-социальные пенсии

41026

41674

43477

46574

47697

116,3

102,4

624

600

555

526

502

80,5

95,4

17466

18311

19795

22859

24063

137,8

105,3

549

610

667

678

693

126,2

102,2

22387

22151

22460

22511

22439

100,2

99,7

В рассмотренном периоде видна тенденция к увеличению пенсионеров пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф и члены их семей, численность которых увеличилась на 6 597 человек, а также госслужащих на 144 человека. Сократилось количество пенсионеров по инвалидности на 6565 человек, военнослужащих и членов их семей на 122 человека.

Таблица 3. Динамика пенсионного обеспечения в Рязанской области 2014-2018гг. [15]

Показатель

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

Темп роста, %

2018г.

/2014г.

2018г.

/2017г.

Число пенсионеров, чел.

386221

385899

386762

386336

385829

99,9

99,9

Число пенсионеров, приходящихся на 1 тыс. населения чел.

30,3

34,1

34,3

34,4

34,5

113,9

100,3

Средняя пенсия, руб.

10297,1

11467,2

11818,5

12375,63

13489,47

131

109

Прожиточный минимум пенсионера в регионе, руб.

5943

7310

7333

8456

7643

128,9

90,4

Численность пенсионеров в регионе за последние пять лет имела тенденцию к снижению в 2015г. , 2018г. и увеличению в 2016г., 2017г. Средний темп роста за данный период не превысил 100%. Но увеличилось соотношение количества пенсионеров к 1 тысячи населения региона за 2014-2018 г. 113,9%, за 2017-2018г. — 100,3%. Величина пенсии значительно превышала прожиточный минимум, однако размер средних пенсионных выплат за 2014-2018 годы был далек от величины средней заработной платы в Рязанской области.

Таблица 4. Динамика средних размеры назначения пенсий по Рязанской области за 2014-2018гг. [15]

Показатель

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

Темп роста, %

2018г.

/2014г.

2018г.

/2017г.

Всего средний размер пенсии, руб.

10297,1

11467,2

11818,5

12375,63

13489,47

131

109

Страховые пенсии, руб.

10571,1

11783,3

12147,1

12743,73

13946,89

131,9

109,4

Социальные пенсии, руб.

6853,86

7572,18

7836,89

7973,68

8250,15

120,4

103,5

Пенсии военнослужащим, руб.

10398,38

11570,17

11873,77

11914,73

12208,31

117,4

102,5

Пенсии семьям военнослужащих

8457,45

9383,34

9808,66

9942,65

10172,11

120,3

102,3

Пенсии пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф и члены их семей, руб.

9214,59

10138,34

10531,79

11155,54

11868,12

128,8

106,4

Сравнивая виды пенсии в динамики их роста с 2014 по 2018 год, можно отметить значительное увеличение размера страховой пенсии за этот период на 8624,21 рублей, пенсий военнослужащих на 1714,66, пенсий пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф и члены их семей на 2653,53 рублей и социальных пенсий на 1396,29 рублей. Распределение видов пенсионных начислений показывает более высокий размер страховых пенсий и достаточно низкий уровень социальных выплат (разница на 2018г. 5696,74 рублей).

Уменьшение доли трудоспособного населения региона снижает пополняемость бюджета ПФР, а его расходная часть в регионе растет. Одним из значимых показателей эффективности пенсионной системы является коэффициент замещения. Он показывает отношение среднего размера пенсии к средней заработной плате.

КЗ=П/ЗП, (1)

где КЗ — коэффициент замещения; ЗП — средний размер заработной платы; П — средний размер пенсии.

Таблица 5. Динамика коэффициент замещения по Рязанской области 2014-2018гг. [18]

2014

2015

2016

2017

2018

Средний размер заработной платы, руб.

24280,2

25481,6

27261

28457,2

31966,8

Средний размер пенсии, руб.

10297,1

11467,2

11818,5

12375,63

13489,47

Коэффициент замещения средней номинальной начисленной заработной платы средней страховой

пенсией, %

42,4

45

43,4

43,5

42,2

Определение коэффициента замещения было введено в 1952 г. Конвенцией Международной организации №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» [6]. В этом же документе была определена норма коэффициента замещения, которая должна была равняться 40%. В 1967 году эта норма повысилась до 45%, а в 1967 году был установлен минимально допустимый уровень замещения — 55%.

Данный показатель в 55% должен складываться из:

  • государственной выплаты, которая базируется из страховых взносов. Она должна замещать до 40% предшествующего заработка;
  • профессиональная часть пенсии, которая должна формироваться работодателем совместно с нанятым работником и обеспечивать 15% коэффициента замещения;
  • частная пенсия, которая организовывается человеком самостоятельно и, предположительно, должна приносить 5% от ранее получаемой заработной платы [21].

Соотношение среднего размера пенсии и среднемесячной заработной платы в Рязанской области 2014 — 2018гг. [18]
Рисунок 2. Соотношение среднего размера пенсии и среднемесячной заработной платы в Рязанской области 2014 — 2018гг. [18]

Как свидетельствует статистика, представленная в таблица 5, в Рязанской области данный показатель ниже нормы, а это значит, что пенсии не обеспечивают необходимый уровень жизни граждан. Даже 55% не всегда достаточно, чтобы покрыть минимальный уровень потребностей. Следовательно, для того чтобы повышать коэффициент, необходимо либо понижать заработные платы (что не приемлемо), либо увеличить темп повышения пенсий в большей степени, чем рост зарплат.

Размер страховых пенсий и фиксированных выплат к ним ежегодно подлежат корректировке согласно пункту10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на индекс потребительских цен за прошедший год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации [3].

Как видно из рисунка 12, принимаемые меры не уменьшают разницу между средней заработной платой в регионе и средней пенсией.

Один из наиболее важных параметров, необходимых для оценки качества работы пенсионной системы страны является степень индексации пенсионных выплат. Повышение пенсий в результате индексации производятся у неработающих пенсионеров региона в начале каждого календарного года.

Индексация пенсий неработающих пенсионеров [15]
Рисунок 3. Индексация пенсий неработающих пенсионеров [15]

Процесс индексации пенсии связан с темпами инфляции и компенсирует материальные потери граждан пенсионного возраста в связи с экономически неблагоприятными условиями.

Отправной точкой для наблюдения динамики роста доходов пенсионеров служит величина прожиточного минимума на душу населения по Российской Федерации и в Рязанской области [2].

Величина прожиточного минимума для пенсионеров по РФ для определения размера социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющих функции официальной статистической информации ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. А в каждом субъекте Российской Федерации ежегодно законом субъекта РФ и доводится уполномоченным органом исполнительной власти до сведения Пенсионного фонда РФ не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена[2].

Размер пенсии и прожиточного минимума пенсионеров 2014-2018гг. [19]
Рисунок 4. Размер пенсии и прожиточного минимума пенсионеров 2014-2018гг. [19]

Таблица 6. Соотношение пенсии к прожиточному минимуму пенсионеров по Рязанской области 2014-2018гг.

Соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионеров по видам пенсий,
%

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

Прожиточный минимум пенсионеров Рязанской области

Средний размер пенсии

173,26

156,8

168,8

161,9

170,2

Страховая пенсия

177,9

161,2

165,7

166,7

175,9

Социальные пенсии

115,3

103,6

106,9

104,3

104,1

Пенсии военнослужащим

175,0

158,3

161,9

155,9

154

Пенсии семьям военнослужащих

142,3

128,4

133,8

130,1

128,3

Пенсии пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф и члены их семей

155,1

138,7

143,6

146,0

149,7

Прожиточный минимум пенсионеров РФ

Средний размер пенсии

155,6

144,0

146,3

148,8

159,0

Страховая пенсия

159,8

147,9

150,3

153,3

164,4

Социальные пенсии

103,6

95,1

97,0

95,9

97,3

Пенсии военнослужащим

157,2

145,3

147,0

143,3

143,9

Пенсии семьям военнослужащих

127,0

117,8

121,4

119,6

119,9

Пенсии пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф и члены их семей

139,3

127,3

130,3

134,2

139,9

Данные таблицы 6 показывают разницу между видами пенсионных выплат в привязке к прожиточному минимуму пенсионера. Наглядно видна разница между размером социальной пенсии и остальными видами пенсионного обеспечения. Размер этой выплаты остается очень низким в сравнении с таким показателем как прожиточный минимумом.

Минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров не может быть ниже прожиточного минимума пенсионеров (ПМП) в регионе. Если пенсионное обеспечение вместе с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже прожиточного минимума пенсионера, то ему будет установлена федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в регионе [3].

Территориальные органы ПФР выплачивают федеральную социальную доплату (далее — ФСД), в случае, если денежные выплаты неработающему пенсионеру не достигли величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе, которая в свою очередь, не достигла величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Численность получателей федеральной социальной выплаты в Рязанской области 2014-2018гг. [15]
Рисунок 5. Численность получателей федеральной социальной выплаты в Рязанской области 2014-2018гг. [15]
Средний размер федеральной социальной доплаты в Рязанской области 2014-2018гг. [15]
Рисунок 6. Средний размер федеральной социальной доплаты в Рязанской области 2014-2018гг. [15]

В числе пенсионеров Рязанской области есть категория жителей, которым исполнилось 80 лет, а это более 51 тысячи граждан, и нетрудоспособная часть населения, которая нуждается в дополнительной поддержке со стороны государства в лице Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким пенсионерам органы ПФР Рязанской области обеспечивают своевременную ежемесячную компенсационную выплату по уходу. Численность получателей такой выплаты к концу 2018 года составляет 30,2 тысячи человек. Ежемесячная компенсационная выплата составляет 1200 рублей для каждой категории нетрудоспособного населения и назначается лицам, осуществляющим уход за ними. Эта выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии [4].

Как уже было сказано выше, социальная стабильность в стране тесно связана с пенсионным обеспечением пожилых граждан страны. В настоящее время пенсионная система России проходит один из самых тяжелых периодов, поэтому она подвержена постоянной критике со стороны населения из-за низкого уровня пенсионных выплат. Наряду с этим бюджет ПФР не справляется с достаточным наполнением, и поэтому нуждается в постоянных дополнительных источниках.
Так Колесова Т.М. отмечает, что Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета [12].

Ежегодно расходы на выплаты пенсий и социальных пособий в Рязанской области увеличиваются, а в 2018 году они превысили 70 миллиардов рублей. Стратегический и оперативный анализ функционирования современной пенсионной системы, на примере пенсионного обеспечения в Рязанской области, является важным этапом в данной работе.

Удельный вес численности населения в возрасте старше трудоспособного в общей численности постоянного населения постоянно увеличивается и по данным 2014-2018 года вырос с 29% до 30,4 %, что приводит к повышению нагрузки на население страны. Это приводит к росту пенсионного бремени для бюджетных показателей, и, как следствие, рост расходов бюджета ПФР. Для более точного анализа эффективности пенсионной системы страны, рассмотрим динамику доходов и расходов Пенсионного фонда в Рязанской области.

Таблица 7. Динамика бюджета ПФР по Рязанской области 2014-2018 гг.[15]

пп

Вид расхода

Сумма расхода, млн. рублей

Темп роста, %

2014

2015

2016

2017

2018

2018г.

/2014г.

2018г.

/2017г.

1

Пенсионное обеспечение

48072,7

53813,8

54268

58793,5

62730,3

130,5

106,7

2

Материнский (семейный) капитал (МСК)

1917,1

2270

2462,3

2124,1

1982

103,4

93,3

3

Единовременные выплаты (ЕДВ)

4777,4

4926,4

5051,9

5200

5457

114,2

104,9

4

Федеральная социальная доплата (ФСД)

393,6

311,0

503,4

837,4

805,2

204,6

96,2

5

Накопительная пенсия

131,8

143,8

144,7

145,9

152,9

116

104,8

6

Содержание органов ПФР

698,8

744,5

746,7

787,8

805,4

115,3

102,2

7

Другие расходы (надбавка за уход, расходы по погребению, социальна поддержка Героев и др.)

534,5

692,4

582,7

608,1

683,7

127,9

112,4

8

Всего

56525,8

62901,9

63759,8

68496,8

72616,6

128,5

106

Как видно из показателей таблицы 7 расходы Пенсионного фонда в Рязанской области в период с 2014 по 2018 годы выросли на 28,5 % или 16090,8 млн. рублей. Практически по всем видам отчислений происходил рост расходов, особенно значительный скачек отмечается в пенсионном обеспечении, федеральной социальной доплате. Возросло на 106,6 млн. рублей содержание органов ПФР, хотя за 2017-2018 годы этот рост составлял 2,2%. Это связано на повышение размера различных социальных выплат и увеличением числа получателей государственных услуг, а также подтверждает наглядно на примере одного региона, что нагрузка на бюджет государства увеличивается с каждым годом. Более 98 % расходов бюджета регионального Пенсионного фонда направлено на выполнения социальных обязательств перед пенсионерами области.

Также выросла сумма, выделяемая на содержание органов ПФР в регионе. Однако, в данном направлении ведется активная работа по реорганизации структуры ПФР в Рязанской области с целью её оптимизации. Эта работа ведется постепенно с 2015г.

Так, если раньше в органах ПФР во всех муниципальных образованиях выполнялся полный цикл схожих задач, то теперь в ведении органов, преобразованных в Клиентские службы, остался приём населения и оказание государственных услуг, а Управления ПФР, в том числе межрайонные, оставили за собой функции контроля и принятия решений о назначении выплат.

Благодаря такой реорганизации работу системы ПФР в регионе удалось существенно оптимизировать, а именно: объединить часть функций в компетенции наиболее крупных Управлений, «разгрузив» Клиентские службы и позволив им сосредоточить всё внимание и ресурсы на дальнейшем повышении качества обслуживания населения, а также, как следствие, изменить численность специалистов. Количество штатных единиц сотрудников ПФР в регионе уменьшено на 13,2% и вместо 1197 составляет 1039. В связи с переходом на оказание услуг в электронном виде, процесс оптимизации кадров будет продолжен [16].

Рассмотрим динамику пополняемости бюджета фонда за счет страховых взносов, которые в свою очередь имеют свою структуру:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивымаемые самозанятым населением;
  • страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на опасных видах работ;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (задолженность) за расчетный период 2002-2009 гг.;
  • недоимки;
  • штрафы за нарушение законодательства о государственных внебюджетных фондах.

Динамика поступления страховых взносов по Рязанской области 2014 — 2018гг. [15]
Рисунок 7. Динамика поступления страховых взносов по Рязанской области 2014 — 2018гг. [15]

Доходы от страховых взносов в региональный Пенсионный фонд с 2014г. по 2018 г. увечились на 6479,2 млн. рублей или на 33,3%.

Однако, на фоне роста отчислений страховых взносов, существует проблема их недоимок. С 2017г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.2009г. №820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» территориальными органами ПФР по Рязанской области принято 1 473 решения о безнадежной к взысканию и списанию задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам на сумму 40 млн. рублей.

Сумма задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по Рязанской области 2014-2017гг. [15]
Рисунок 8. Сумма задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по Рязанской области 2014-2017гг. [15]

На рисунке 8 наглядно отражены проблемы взимания страховых взносов, пений и штрафов, которая является одной из причин создающих дефицит бюджета ПФР. С 1 января 2017 г. на основании Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" обязанность по администрированию страховых взносов перешла от Пенсионного фонда РФ к налоговым органам.

Структура бюджета ПФР в Рязанской области за 2018год [15]
Рисунок 9. Структура бюджета ПФР в Рязанской области за 2018год [15]

Не смотря, на увеличение собираемости страховых взносов на ОПС, как видно из рисунка 9 дотации из Пенсионного фонда РФ составляют 62,8 % от всех доходов ПФР в Рязанской области.

Уровень социальной стабильности в стране связан с устойчивостью пенсионной системы, однако на сегодняшний день в нашей стране можно выделить ряд сложно решаемых задач.

Самая главная проблема нынешней пенсионной системы РФ дефицит бюджета. Как следствие низкий уровень пенсионных выплат, по сравнению со странами ЕС. Индексация пенсий не позволяет уйти от проблемы повышения стоимость жизни, приравнивая пенсию к потребительской корзине, которая не отображает в полной мере потребностей гражданина, т.е. очень скудная.

Еще очень важная проблема в финансировании ПФР взимание страховых взносов со страхователей (работодателей). Не секрет, что в частном бизнесе многие работники получают так называемую «зарплату в конверте», а по выходе на пенсию просто не дополучают минимального количества пенсионных баллов для начисления страховой пенсии. В результате бюджет недополучает средства в виде страховых взносов, а работник ущемлен в своих правах на пенсию.

Большое количество территориальных подведомственных органов ПФР, их содержание все это требует огромного финансирования.

Относительно ранний возраст выхода на пенсию до 2019 года (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) по мере увеличения нетрудоспособного населения и уменьшения трудоспособных граждан увеличивает нагрузку на бюджет ПФР. Нормальное функционирование пенсионной системы, основанное на солидарности поколений, возможно только при значительном росте молодого работающего поколения по отношению к пенсионерам.

Для решения этих проблем надо пересмотреть набор продовольственных товаров и услуг в потребительской корзине, тем самым поднять планку прожиточного минимума пенсионера, а для увеличения финансирования направить работу в области пропаганды честной и открытой заработной платы и отчислений страховых взносов. Переход на предоставление государственных услуг в электронном виде, позволит сократить расходы на содержания ПФР.

На основании выше изложенного вытекает формулировка проблемы и ее актуальность:

  1. Тема пенсионного обеспечения в нашей стране на сегодняшний день затрагивает все слои общества, играя важную роль в социальной, политической и экономической жизни всего государства. Старение населения страны, экономические трудности ставят перед руководством страны задачи по совершенствованию пенсионной системы, которая должна обеспечивать приемлемый уровень пенсионных выплат, гарантировать пенсионную защиту граждан страны. В течение 28 лет проводится реформирование системы пенсионного обеспечения России, изменяется законодательство. Эта деятельности несет с собой, как и положительные и так отрицательные результаты и является одной из актуальных на сегодняшний день. Если не обеспечить условия для достойного существования граждан страны, в том числе пожилого возраста, то общество будет оставаться нестабильным.
  2. В Российской Федерации пенсионной обеспечение является одним из приоритетных направлений экономического и социального развития страны. ПФР непрерывно ведется работа по увеличению благосостояния граждан, нуждающихся в поддержке государств. Помимо этого закладывается фундамент для будущей пенсии молодого поколения путем совершенствования системы обязательного пенсионного страхования. Индексация пенсий, открытие лицевых счетов застрахованных лиц, помощь инвалидам и глубоко пожилым гражданам — вся эта работа не прерывно развивается.
  3. Пенсионная система РФ носит смешанный характер. Источником выплат являются в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы, поступающие в ПФР.
  4. Ухудшение демографической ситуации, которая возникает из-за проблем старения населения и сокращением числа работающих граждан, поэтому России нужна долгосрочная демографическая программа. Программа М(С)К не достаточно эффективна в Рязанской области, поэтому демографическая политика должна носить региональный характер;
  5. Несмотря на рост пенсионных выплат их уровень остается низким в сравнении со средними заработными платами, и как следствие, ухудшение социально-экономического положения пенсионеров.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ (последняя редакция) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16565/
  3. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 03.10.2018) "О накопительной пенсии"
  5. Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.02.1991г. №46 было создано Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области
  6. Конвенция Международной организации труда №102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Россией не ратифицирована
  7. Баскакова, В.Н. Финансовые перспективы Пенсионной системы России / А. Н. Баскакова // Финансы. — 2015. - № 4. - С.52 - 56
  8. Башкин М.В. Влияние материнского капитала на демографическую ситуацию в России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/78EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/78EVN216].
  9. Гурвич Е. Т. Реформа 2010 г. Решены ли долгосрочные проблемы пенсионной системы // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 6 (6). С. 98–119
  10. Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности // Вопросы экономики. 2010. № 4. С. 43–60.
  11. Каспарьянц Н. М. Старение населения и модернизация институтов пенсионного страхования в экономически развитых странах и России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2871–2875. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85575.htm.
  12. Колесова Т. М. Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 629-632. — URL https://moluch.ru/archive/89/18327/ (дата обращения: 24.04.2019)
  13. Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое право,- 2003.- №4,- С. 15-23.
  14. Роик В. Д. Социальное страхование : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 509 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7664-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/392786 (дата обращения: 04.04.2019).
  15. Информационно-статистический сборник ПФР, 2018 г.
  16. http://www.pfrf.ru/branches/ryazan/news~2016/04/04/109810
  17. http://ryazan.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ryazan/ru/statistics/population/
  18. http://ryazan.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ryazan/ru/statistics/standards_of_life/
  19. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#
  20. https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-parametry-dolgosrochnogo-razvitiya-pensionnoy-sistemy-na-osnove-aktuarnyh-raschetov.pdf.
  21. http://www.rosmintrud.ru/pensions/cooperation/11/ (дата обращения: 12.04.2019)