Эффективность налогового контроля при формировании плана социально-экономического развития муниципалитета на примере Волгоградской области

№104-1,

экономические науки

В данной статье рассмотрен налоговый контроль и его эффективность при формировании плана социально-экономического развития, а также проведен анализ выездных проверок организаций и физических лиц.

Похожие материалы

Налоговый контроль — это контроль со стороны государства за сбором налогов и сборов уплачиваемых налогоплательщиками в бюджет страны.

Эффективность налогового контроля влияет в первую очередь на формирование социально-экономическое развитие муниципалитета. Это связано с тем, что благодаря налоговому контролю пополняется бюджет сначала федеральный, а затем и региональный, что в дальнейшем способствует развитию социально-экономическому потенциалу региона, т.е. улучшается инфраструктура региона [1]. Для того чтобы эффективнее пополнить бюджет производится выездная налоговая проверка, которая начисляется дополнительными платежами, рисунок 1.

Выездные поверки организаций и физических лиц. Источник: авторская, по материалам [3]
Рисунок 1. Выездные поверки организаций и физических лиц. Источник: авторская, по материалам [3]

На основе данного рисунка можно сказать следующее было проведено в общей сложности 3 137 выездные проверки по Волгоградской области. На 01.01.2015г. было на 4% меньше совершено выездных проверок, по сравнению с предыдущим годом, т.е. на 01.01.2014г. На 01.01.2016г. количество выездных проверок уменьшилось на 88 единиц, что составило 4% по сравнению с 2015г. В 2017г. выездные налоговые проверки составили 528 единиц, что на 121 единицу меньше в сравнении с 2016г. В 2018г. выездные проверки уменьшились на 173 по отношению к 2017г. Из данного рисунка видно, что дополнительно начисленных платежей с уменьшением количества проверок, только увеличивается, это свидетельствует о том, что уменьшается количество небольших налоговых нарушений, но при этом увеличиваются налоговые штрафы и санкции. Так на 01.01.2018г. дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени) увеличились на 1 781 162 тыс. рублей по отношению к 01.01.2014г. Таким образом, прибыль в бюджет составила на 01.01.2018г. 5 113 605 тыс.руб.

Существует два вида выездных налоговых проверок: проверка физических лиц и выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей (ИП) и других лиц, которые занимаются частной практикой. Для того, чтобы узнать за счет кого поступают в бюджет больше денежных средств рассмотрим рисунок 2.

Исходя из данного рисунка 2 можно сделать вывод, о том, что большую часть налогов были внесены от организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, это связано в первую очередь с тем, что налоги возлагаемые на юридических лиц больше, чем налоги на физических лиц, отсюда следует, что и количество проверяемых объектов больше. Так на 01.01.2014г. налоги, выявленные выездными проверками с физических лиц меньше в 73 раза по отношению к налогам выявленными в результате проверки с организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой. На 01.01.2015г. разница между налогами, уплаченными физическими лицами и организациями составила в 146 раз меньше. На 01.01.2016г. разрыв в перечисленных налогах был в 192 раза. На 01.01.2017г. разница между налогами, выплаченными физическими лицами и организациями во время проведения выездной проверки была превышена в 19 раз. На 01.01.2018г. разница между налогами, выплаченными физическими лицами и организациями во время проведения выездной проверки была превышена в 120 раз [3].

Сумма налогов выявленная с физических лиц и организаций, ИП и других лиц занимающихся частной практикой. Источник: авторская, по материалам [3]
Рисунок 2. Сумма налогов выявленная с физических лиц и организаций, ИП и других лиц занимающихся частной практикой. Источник: авторская, по материалам [3]

Таким образом, это все говорит о том, что денежные средства поступающие в бюджет с налогов в основном за счет организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой. Это связано в первую очередь с тем, что данная группа налогоплательщиков чаще всего пытается скрыть свои фактические доходы, чтобы меньше платить налоги на прибыль, а во-вторых, данная группа налогоплательщиков имеет большой доход в результате чего и сумма начисленного налога или штрафа больше. Таким образом, чем эффективнее будет работать налоговый контроль, администрация региона, тем быстрее будет развиваться инфраструктура региона.

Список литературы

  1. Карташова Н.Г. Об оценке эффективности функционирования налоговых органов и концептуальный подход к некоторым аспектам аналитической работы в сфере налогообложения // Налоговый вестник — 1999. № 1. — С. 17-18.
  2. Землин А.И. — Налоговое право: учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. — 304 с.
  3. Налог.ру [Электронный ресурс] : официальный сайт Федеральной налоговой службы. — Режим доступа: http:analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 03.05.2019).
  4. Степанова Ю.Н. Классификация факторов, влияющих на формирование финансового результата деятельности предпринимательских структур // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5.