Методика обучения решению составных задач в начальной школе

NovaInfo 104, с.69-70, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 54
CC BY-NC

Аннотация

В статье описана последовательность работы над решением задачи в начальной школе. Акцентируется внимание на необходимости проверки правильности решения.

Ключевые слова

АРИФМЕТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, МАТЕМАТИКА, СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ

Текст научной работы

Согласно современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в образовательных учреждениях особая роль отводится решению текстовых задач. В предметных результатах обучения ФГОС НОО отражено умение решать задачи разных видов [1].

В настоящее время образовательным учреждениям предлагается на выбор несколько учебных программ начальной школы, основными из них считаются: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Гармония». В каждом учебнике математике указанных программ содержится большое количество составах задач. Решение задач помогает научить младших школьников рассуждать, анализировать, определять цель деятельности.

Анализ научной литературы, таких авторов, как С.Е. Царева, Л.М. Фридман и других показывает, что работа над задачей состоит из нескольких этапов, которые необходимо учитывать при обучении школьников решению различных задач, в частности составных. Исследователи уделяют особое внимание последнему этапу работы над решением задачи, который предполагает проверку правильности решения исходной задачи. Для того чтобы проверить правильность решения исходной задачи, обучающимся нужно хорошо понимать смысл задачи, так как потребуется её преобразовывать. Только научившись преобразовывать обучающиеся начинают понимать связь между величинами и сам процесс решения задачи [3].

Как показывают наблюдения, все трудности в обучении вытекают из-за неправильной организации первичного восприятия условия задачи, а так же неправильного её анализа. Многие обучающиеся не только не хотят решать задачи, так как не умеют это делать. В связи этим многие педагоги при работе начинают сталкиваться с трудностями определения подхода при решении задач. Ведь в школьной программе имеется огромное количество задач и каждая из них решается по определенному алгоритму [2].

Рассмотрим пример последовательности работы над решением задачи в начальной школе.

Например. Юннаты собрали с 2 грядок по 9 кг лука. На семена оставили 3 кг, а остальной лук отдали в школьную столовую. Сколько кг лука отдали в столовую?

1. Ознакомление с содержанием задачи.

Данный этап так же называется подготовительный. Если дети не умеют читать бегло, выделять главное, это делает учитель. Если в задачи встречаются неизвестные понятия, то они разъясняются на данном этапе. После прочтения текста задачи учитель в ходе беседы с обучающимися обсуждает её условие. Для этого учитель задает ряд вопрос, на которые обучающиеся должны ответить:

  • О чем задача? (Задача о сборе урожая, который измеряется в такой величине, как килограмм).
  • Что необходимо найти? (В задаче необходимо найти сколько килограмм лука отдали в столовую).
  • Что известно? (В задаче известно, что 1 и с 2 грядок собрали по 9 кг лука; на семена оставили 3 кг лука).
  • Что не известно? (Общее количество собранного лука).
  • Что является искомым? (Сколько кг лука отдали в школу).

После ознакомление с условием задачи приступают к составлению краткой записи и решению.

2. Поиск решения задачи;

Для того чтобы было легче понять условие задачи рекомендуется схематично изображать условие задачи. Схема или краткая запись должна отражать все имеющиеся условия, и если она сделана правильно, то текстовая часть задачи не потребуется.

Собрали:

1 грядка — 9 кг

2 грядка — 9 кг

Оставили — 3 кг

Отдали — ? кг

Чтобы краткая запись помогла решить задачу необходимо:

  • составлять краткую запись только после анализа условия задачи;
  • краткая запись состоит только из основных величин и минимум текстовой информации;
  • количество вопросительных знаков должно соответствовать количеству арифметических действий.

3. Решение задачи.

Решение данной задачи необходимо начать с того, что найти общее количество собранного урожая с двух грядок:

9 × 2 = 18 (кг) — лука собрано с двух грядок.

Теперь может ответить на поставленный вопрос задачи, для этого из общего количества собранного лука вычтем 3 кг, оставленные на семена:

18 — 3 = 15 (кг) — лука отдали в школьную столовую.

Оформим решение в тетради и на доске. Для этого выберем, например, форму записи решения по действиям с вопросами.

4. Проверка решения задачи.

Последним этапом работы над задачей является проверка, которая позволяет проверить решение задачи на наличие ошибок в ответе. Для начала составим обратную задачу. Если при решении обратной задачи величины совпадают с первоначальной задачей, то исходная задача решена правильно.

Примером обратной задачи к рассмотренной может быть следующая: Юннаты собрали одинаковое количество лука с 2-х грядок. На семена оставили 3 кг, 15 кг отдали в школьную столовую. Сколько кг лука собрали с каждой грядки?

Решение обратной задачи необходимо начать с того, что найти общее количество собранного урожая с двух грядок

15 + 3 = 18 (кг) — лука собрано с двух грядок.

Теперь ответим на поставленный вопрос задачи, для этого общее количество собранного лука разделим на количество грядок, с которых собирали урожай:

18 : 2 = 9 (кг) — лука собрали с каждой грядки.

Ответ: с каждой грядки собрали по 9 кг лука.

Получив ответ обратной задачи, проведем сравнение величин. На основе этого сравнения делаем вывод о правильности решения задачи.

Таким образом, умение решать составную задачу предполагает овладение четырьмя взаимосвязанными этапами: анализ задачи, поиск плана решения, реализация принятого плана и проверка решения. А это требует от обучающихся совокупности определенных умений, которые формируются в процессе обучения на уроках.

Читайте также

Список литературы

  1. Киричек К.А. Классификация текстовых задач начального курса математики [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. — 2016. — № 1. — Режим доступа: http://human. nauka.ru/2016/01/13704 (дата обращения: 10.04.2019).
  2. Медведская В. Н. Методика преподавания математики в начальных классах/ В. Н. Медведская. — Брест, 2001. — 106 с.
  3. Методы решения задач по алгебре: от простых до самых сложных. Кравцев С.В., Макаров, Максимов М.И., Нараленков М.И., Чирский В.Г. М.: Экзамен, 2001г.- 544с.
  4. Ручкина В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Текст] : учеб. пособие / В. П. Ручкина. ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» — Екатеринбург, 2016. — 313 с.
  5. Цыганкова Е. В., Мендыгалиева А. К. Организация учебной деятельности младших школьников при обучении решению текстовых задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 711–715

Цитировать

Золотарева, Ю.В. Методика обучения решению составных задач в начальной школе / Ю.В. Золотарева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2019. — № 104. — С. 69-70. — URL: https://novainfo.ru/article/16775 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться