Государственный бюджет

NovaInfo 14, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы государственного бюджета. Просмотрена структура государственного бюджета. Сделан анализ по доходам и расходам разных стран. Также обработаны данные по структуре расходов государственного бюджета на 2008 год. Проделана аналитическая работа по индексу восприятия коррупции за 2011 год. В заключении работы написан вывод.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, СТРУКТУРА, НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, КОРРУПЦИЯ

Текст научной работы

Почти каждая семья продумывает свои расходы из собственных доходов, т.е. составляет семейный бюджет. Но не каждый задумывается, насколько он важен для них. Бюджет является основой не только каждой семьи, но и города, района, государства. Для любого государства необходим такой процесс, как роспись поступающих доходов и производимых им расходов.

Актуальность темы государственный бюджет заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Для того, чтобы осознать важность бюджета, следует понять, что является бюджетом страны и разобраться в его структуре.

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Структура государственного бюджета, это доходы и расходы

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.[1]

Доходы формируются за счет:

  • налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
  • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходов целевых бюджетных фондов.[2].

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7%, доходы целевых бюджетных фондов — 9%.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.[3]

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • на социальные нужды;
  • на внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления.[2].

Доходы и расходы стран

Таблица 1. Доходы и расходы стран

Ранг

страна

Доходы (миллионов $)

Расходы (миллионов $)

Дефицит/Профицит (миллионов $)

год

1

США

2 162 000,0

3 456 000,0

−1 294 000,0

2010

2

Япония

1 638 000,0

2 160 000,0

-522 000,0

2010

3

Германия

1 281 000,0

1 331 000,0

-50 000,0

2010

4

КНР

1 227 600,0

1 350 500,0

-123 100,0

2010

5

Великобритания

1 220 000,0

1 215 000,0

+5 000,0

2011

6

Франция

1 150 000,0

1 211 000,0

−61 000,0

2010

7

Италия

845 200,0

928 200,0

−83 000,0

2010

8

Канада

608 300,0

606 000,0

+2300,0

2008

9

Испания

443 300,0

535 600,0

−92 300,0

2008

10

Нидерланды

408 500,0

398 800,0

+9700,0

2008

11

Россия

387 000,0

372 000,0

+15 000,0

2010

12

Австралия

343 600,0

340 700,0

+2900,0

2008

13

Саудовская Аравия

293 000,0

136 000,0

+157 000,0

2008

14

Норвегия

283 700,0

197 000,0

+86 700,0

2008

15

Швеция

270 500,0

258 600,0

+11 900,0

2008

Из таблицы видно, что лидирующие позиции занимают такие страны, как США, Япония и Германия, Россия к сожалению по бюджету доходов занимает 11 место. Но еще мы наблюдаем, что доходы России превышает ее расходы, а у лидирующих стран мы видим обратную ситуацию.

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев — государственного и местных бюджетов, в федеративных — из трех — федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. [5].

Структура расходов гос.бюджета

Таблица 2. Сравнение по структуре расходов государственного бюджета по отдельным статьям в 2008 году

Страна

Гос.управление

Оборона

Образование

Здравоохранение

Соц.обеспечение

Культура

С/Х

Россия

2,39

16,3

3,6

1,8

7,3

0,5

1,6

Белоруссия

5,2

4,1

17,6

2,5

16,5

0,9

13,2

Бразилия

15,4

2,6

3,6

5,2

29,5

0,1

1,8

Англия

7,6

9,9

3,3

14,0

26,6

0,5

1,0

Венгрия

16,9

3,6

3,3

7,9

28,7

1,9

4,1

Германия

8,8

6,4

0,8

16,8

45,3

0,3

0,9

Италия

7,5

3,6

8,3

11,3

38,0

1,0

1,2

Китай

11,4

19,0

2,9

0,4

0,1

0,6

7,1

Люксембург

10,6

1,5

8,6

2,9

50,8

1,3

1,6

США

9,4

5,7

7,0

15,6

45,0

0,5

0,4

Швеция

4,7

5,5

5,0

10,3

48,2

0,7

0,7

Япония

3,6

4,1

6,0

1,6

36,8

0,2

1,1

Но необходимо отметить, коррупция в сфере управления государственными финансами — старая и распространенная проблема. На этапе планирования бюджета коррупция в сфере государственных финансов влияет на распределение государственных инвестиций (отбор проектов, определение места их реализации, предоставление налоговых льгот и т. п.). Однако самые благоприятные условия для появления коррупции возникают на этапе исполнения бюджета. Этому способствуют: неполнота и непрозрачность информации, недостаточный контроль за доходами и расходами, безнаказанность отклонения от целевых уровней доходов и расходов. Коррупция может появляться и на этапе внешнего контроля и надзора, в случае если под влиянием политических сил скрываются факты мошенничества, а расследования проводятся неэффективно[6].

Объем рынка коррупции в России составляет около 300 млрд. долларов в год.

Соответствующие данные были озвучены на пресс-конференции в "РБК" председателем общественной организации "Национальный антикоррупционный комитет" Кириллом Кабановым.

Индекс восприятия коррупции — 2011
Рисунок 1. Индекс восприятия коррупции — 2011

Чем больше индекс восприятия коррупции, тем меньше сама коррупция. Наиболее коррумпированными странами оказались Сомали и Северная Корея, а наименее Новая Зеландия.[7]

После проделанной работы можно прийти к следующему выводу:

Государственный бюджет обеспечивает осуществление государственной политики в области экономики, социальных задач и на международной арене, где Россия выступает в качестве партнёра по экспорту и импорту товаров.

Бюджет субъекта Российской Федерации является основой финансовой системы субъекта, в которой объединяются его доходы и расходы.

Таким образом, бюджет следует рассматривать в качестве правового акта, который представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, субъекта федерации или местного самоуправления, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

Читайте также

Список литературы

  1. Финансы и кредит: Доходы государственного бюджета (http://www.aup.ru/books/m171/3_7.htm)
  2. Государственный бюджет: доходы и расходы (http://www.inventech.ru/lib/macro/macro-0043/)
  3. Финансы и кредит: Расходы государственного бюджета(http://www.aup.ru/books/m171/3_6.htm)
  4. Книга «Все страны и территории мира: Новый географический справочник ЦРУ» (ISBN 978-5-9757-0410-8).2007-2008гг.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
  6. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4
  7. РИАНОВОСТИ – www.ria.ru

Цитировать

Фомина, М.В. Государственный бюджет / М.В. Фомина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1679 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться