Почти каждая семья продумывает свои расходы из собственных доходов, т.е. составляет семейный бюджет. Но не каждый задумывается, насколько он важен для них. Бюджет является основой не только каждой семьи, но и города, района, государства. Для любого государства необходим такой процесс, как роспись поступающих доходов и производимых им расходов.
Актуальность темы государственный бюджет заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Для того, чтобы осознать важность бюджета, следует понять, что является бюджетом страны и разобраться в его структуре.
Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Структура государственного бюджета, это доходы и расходы
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.[1]
Доходы формируются за счет:
- налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
- неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
- доходов целевых бюджетных фондов.[2].
В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7%, доходы целевых бюджетных фондов — 9%.
Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.[3]
Все расходы можно подразделить на следующие группы:
- военные;
- экономические;
- на социальные нужды;
- на внешнеполитическую деятельность;
- на содержание аппарата управления.[2].
Доходы и расходы стран
Ранг | страна | Доходы (миллионов $) | Расходы (миллионов $) | Дефицит/Профицит (миллионов $) | год |
1 | США | 2 162 000,0 | 3 456 000,0 | −1 294 000,0 | 2010 |
2 | Япония | 1 638 000,0 | 2 160 000,0 | -522 000,0 | 2010 |
3 | Германия | 1 281 000,0 | 1 331 000,0 | -50 000,0 | 2010 |
4 | КНР | 1 227 600,0 | 1 350 500,0 | -123 100,0 | 2010 |
5 | Великобритания | 1 220 000,0 | 1 215 000,0 | +5 000,0 | 2011 |
6 | Франция | 1 150 000,0 | 1 211 000,0 | −61 000,0 | 2010 |
7 | Италия | 845 200,0 | 928 200,0 | −83 000,0 | 2010 |
8 | Канада | 608 300,0 | 606 000,0 | +2300,0 | 2008 |
9 | Испания | 443 300,0 | 535 600,0 | −92 300,0 | 2008 |
10 | Нидерланды | 408 500,0 | 398 800,0 | +9700,0 | 2008 |
11 | Россия | 387 000,0 | 372 000,0 | +15 000,0 | 2010 |
12 | Австралия | 343 600,0 | 340 700,0 | +2900,0 | 2008 |
13 | Саудовская Аравия | 293 000,0 | 136 000,0 | +157 000,0 | 2008 |
14 | Норвегия | 283 700,0 | 197 000,0 | +86 700,0 | 2008 |
15 | Швеция | 270 500,0 | 258 600,0 | +11 900,0 | 2008 |
Из таблицы видно, что лидирующие позиции занимают такие страны, как США, Япония и Германия, Россия к сожалению по бюджету доходов занимает 11 место. Но еще мы наблюдаем, что доходы России превышает ее расходы, а у лидирующих стран мы видим обратную ситуацию.
Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев — государственного и местных бюджетов, в федеративных — из трех — федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. [5].
Структура расходов гос.бюджета
Страна | Гос.управление | Оборона | Образование | Здравоохранение | Соц.обеспечение | Культура | С/Х |
Россия | 2,39 | 16,3 | 3,6 | 1,8 | 7,3 | 0,5 | 1,6 |
Белоруссия | 5,2 | 4,1 | 17,6 | 2,5 | 16,5 | 0,9 | 13,2 |
Бразилия | 15,4 | 2,6 | 3,6 | 5,2 | 29,5 | 0,1 | 1,8 |
Англия | 7,6 | 9,9 | 3,3 | 14,0 | 26,6 | 0,5 | 1,0 |
Венгрия | 16,9 | 3,6 | 3,3 | 7,9 | 28,7 | 1,9 | 4,1 |
Германия | 8,8 | 6,4 | 0,8 | 16,8 | 45,3 | 0,3 | 0,9 |
Италия | 7,5 | 3,6 | 8,3 | 11,3 | 38,0 | 1,0 | 1,2 |
Китай | 11,4 | 19,0 | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,6 | 7,1 |
Люксембург | 10,6 | 1,5 | 8,6 | 2,9 | 50,8 | 1,3 | 1,6 |
США | 9,4 | 5,7 | 7,0 | 15,6 | 45,0 | 0,5 | 0,4 |
Швеция | 4,7 | 5,5 | 5,0 | 10,3 | 48,2 | 0,7 | 0,7 |
Япония | 3,6 | 4,1 | 6,0 | 1,6 | 36,8 | 0,2 | 1,1 |
Но необходимо отметить, коррупция в сфере управления государственными финансами — старая и распространенная проблема. На этапе планирования бюджета коррупция в сфере государственных финансов влияет на распределение государственных инвестиций (отбор проектов, определение места их реализации, предоставление налоговых льгот и т. п.). Однако самые благоприятные условия для появления коррупции возникают на этапе исполнения бюджета. Этому способствуют: неполнота и непрозрачность информации, недостаточный контроль за доходами и расходами, безнаказанность отклонения от целевых уровней доходов и расходов. Коррупция может появляться и на этапе внешнего контроля и надзора, в случае если под влиянием политических сил скрываются факты мошенничества, а расследования проводятся неэффективно[6].
Объем рынка коррупции в России составляет около 300 млрд. долларов в год.
Соответствующие данные были озвучены на пресс-конференции в "РБК" председателем общественной организации "Национальный антикоррупционный комитет" Кириллом Кабановым.

Чем больше индекс восприятия коррупции, тем меньше сама коррупция. Наиболее коррумпированными странами оказались Сомали и Северная Корея, а наименее Новая Зеландия.[7]
После проделанной работы можно прийти к следующему выводу:
Государственный бюджет обеспечивает осуществление государственной политики в области экономики, социальных задач и на международной арене, где Россия выступает в качестве партнёра по экспорту и импорту товаров.
Бюджет субъекта Российской Федерации является основой финансовой системы субъекта, в которой объединяются его доходы и расходы.
Таким образом, бюджет следует рассматривать в качестве правового акта, который представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, субъекта федерации или местного самоуправления, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.