К вопросу об особенностях применения метода «Мандала» в диагностике и коррекции психических состояний подозреваемых, обвиняемых и осужденных

№104-1,

психологические науки

Статья посвящена вопросам диагностики и коррекции психических состояний подозреваемых, обвиняемых и осужденных методом «Мандала». Раскрываются основные фазы процесса диагностики и коррекции личности осужденного.

Похожие материалы

Действующим законодательством закреплено право осужденных на получение психологической помощи, предоставляемой сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. [1]

Методы арт-терапии последнее время все больше привлекают внимание психологов уголовно-исполнительной системы, как одно из эффективных направлений коррекционной работы в условиях лишения свободы.

По результатам исследования психологов центрального федерального округа (102 специалиста), проведенного сотрудниками НИИ ФСИН России в 2018 году, самыми распространенными направлениями психокоррекционной работы являются: арт-терапия (26%), гештальт-терапия (25%), когнитивно-поведенческая терапия (16%), нейролингвистическое программирование (15%). Причем 42 % принявших участие в анкетировании, подтвердили предпочтительное использование методов и приемов арт-терапии в своей деятельности.

Арт-терапия первоначально возникла и развивалась в теоретических идеях З. Фрейда и К.Г. Юнга, далее она начала развиваться и приобретать как теоретическую так, и практическую базу. По мнению З.Фрейда и К.Г. Юнга конечный продукт художественной деятельности клиента выражает его неосознаваемые психические процессы.

Джоанна Келлогг внесла не малый вклад в изучении данного метода. Под влиянием работ К.Г. Юнга у неё родилась идея перевести работу с мандалами в терапевническую технику. В своей статье она пишет, что: «мандала — это не изображение, а говорящий текст, способствующий познанию личности».

С 80-х гг. XIX в. начинает уделяться все большее внимание творчеству душевнобольных. Предпринимаются первые попытки осмысления их творчества с эстетических и клинических позиций. В этом отношении большое значение имели работы Ч. Ломброзо, М. Симона.

По мнению М. Милнер, «изобразительное творчество ведет к трансформации и освоению новых форм психического опыта».[2]

Своеобразным историческим рубежом, ознаменовавшим начало активного развития арт-терапии в России, стала вторая половина 1990-х годов.[3]

Особый вклад в развитие арт-терапии внес А.И. Копытин — доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Так же, свой вклад в изучении арт-терапии внесли такие ученые как: Н.Р. Назарова «Диагностический потенциал арт-терапевтической практики»; А.А. Иванов «Применение арт-терапии в развитии способности решать проблемы»; В.Г. Колягина «Арт-терапия в работе с детьми»; К.И. Нестерович «Роль символа и его интерпретации в арт-терапии с психиатрическими пациентами»; А.В. Пенявская «Особенности проведения групповых арт-терапевтических занятий для пациентов отделения принудительного лечения специализированного типа»; Т.А. Воронкова «Коррекция страхов у пациентов с непсихотическим уровнем расстройств с помощью арт-терапевтических методов».

В настоящие время арт-терапия становится более популярной, как в диагностике, так и в коррекции различных психических состояний. Арт-терапия активно изучается и применяется в пенитенциарной системе.

В пенитенциарной психологии, особенности применения арт-терапевтических техник рассматривали такие психологи как: Л.А. Нилова, С.В. Кулакова, Я.Н. Полякова (изучали применения арт-терапевтических техник в работе психолога уголовно исполнительной системы); Ю.Ю. Красикова, И.В. Лаврентьева, Т.И. Савельева (рассматривали проблему применения методов арт-терапии, как с сотрудниками, так и с осужденными в уголовно-исполнительной системе); С.В. Бабурин (изучал использование метода «Мандала» в работе пенитенциарного психолога) и др.

В настоящие время, в УИС идет активное внедрение различных направлений арт-терапии, которые способствуют эффективной психокоррекции и психодиагностике в работе с подозреваемыми обвиняемыми и осужденными.

Оказавшись в местах лишения свободы, многие осужденные (особенно впервые осужденные) испытывают психотравмирующее состояние, и, как следствие, с трудом адаптируются к местам лишения свободы.[4] В следствии чего, возникают разнообразные отрицательные эмоции, повышенная возбудимость, угнетенность, повышенный уровень тревожности. Это происходит до тех пор, пока осужденный не приобретет качества, необходимые для новых условий жизни.

Психологическая помощь в местах отбывания наказаний направлена на формирование мотивации к положительным изменениям поведения человека и его ресоциализацию.

В качестве сбора эмперического материала по теме исследовательской работы нами проводилось исследование, направленное на снижение повышенного уровня тревожности при помощи арт-терапевтических техник, а именно мотода «Мандала», с впервые осужденными мужского пола отбывающие наказание в отряде хозяйственного обслуживания.

Выборка эмперического исследования составила 60 человек впервые осужденных мужского пола отряда хозяйственного обслуживания.

Эмпирическое исследование состояло из трех этапов:

Этап 1 — диагностический, целью которого было выявление индивидуально-психологических особенностей, негативных психических состояний, а именно повышенный уровень тревожности, осужденных отряда хозяйственного обслуживания. На данном этапе нами были использованы такие методы и методики как: 1) «Экспресс-диагностика уровня тревожности Спилберга»; 2) «Восьми цветовой тест М.Люшера»; 3) Метод наблюдение; 4)Метод беседа.

Этап 2 — коррекционный. Целью данного этапа является коррекция негативных психических состояний и индивидуально-психологических черт. На данном этапе в качестве основного метода коррекции осужденных выступали арт-терапевтические техники, а именно метод «Мандала». А так же были применены вспомогательные методы, такие как наблюдение и беседа.

Этап 3 — посткоррекционный. На данном этапе проводилась повторная диагностика осужденных отряда хозяйственного обслуживания такими методами и методиками как: 1) «Экспресс-диагностика уровня тревожности Спилберга»; 2) «Восьми цветовой тест М. Люшера»; 3) Метод наблюдение; 4)Метод беседа. Целью данного этапа было изучение динамики индивидуально-психологических черт и психических состояний, осужденных отряда хозяйственного обеспечения.

В ходе 1 этапа исследования нами было выбранно 60 осужденных мужского пола отбывающие наказание в отряде хозяйственного обслуживания. На основании полученных результатов по методике «Экспресс-дианостика уровня тревожности Спилберга» и других применяемых нами методов и методик направленых на изучение личности осужденного, на данном этапе эмпирического исследования, били проанализированны результаты, направленные на выявление лиц с повышенным уровнем тревожности.

Полученные результаты показали, что:

  • общее количество исследуемых — 60 человек (100%);
  • впервые осужденные мужского пола с повышенным уровнем тревожности — 39 человек (65%);
  • впервые осужденные мужского пола, имеющие средний уровень тревожности — 17 человек(28,3%);
  • впервые осужденные мужского пола с низким уровнем тревожности — 4 человека (6,7%).

На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что большую часть составляют лица с повышенным уровнем тревожности. Это можно объяснить тем, что в связи с условиями отбывания наказания процесс адаптации осужденных в не привычных для них условиях проходит дольше.

Перед применением психокоррекционных мероприятий нами был проведен «Восьми цветовой тест М. Люшера», который помог нам определить динамику эмоционального состояния впервые осужденных. Данный тест предназначен для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям.

В качестве коррекции высокого уровня тревожности, нами были проведены психокоррекционные мероприятия, а именно использование арт-терапевтической техники «Мандала», направленные на снижение уровня тревожности у впервые прибывших осужденных мужского пола отряда хозяйственного обслуживания.

На данном этапе эмпирического исследования приняло участие 39 впервые осужденных мужского пола отряда хозяйственного обслуживания с повышенным уровнем тревожности.

Цвета, которые выбираются для рисования Мандал, раскрывают много информации о личности клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого и актуального для настроения цвета. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, а так же от жизненных этапов и ситуаций.[5]

В ходе анализа и интерпретации, полученных Мандал нами был сделан вывод, что впервые осужденные мужского пола в качестве основных цветов используют такие цвета как: зеленый, серый, красный, синий, голубой, желтый, коричневый, оранжевый, розовый, фиолетовый и черный.

Анализируя полученные результаты, нами был сделан вывод, что 43% осужденных нашей выборки в своих рисунках использует красный цвет. Это означает, что преобладание в рисунках красного цвета говорит о наличия гнева, агрессивности или импульсивности личности, а так же указывает на наличие проблем, связанных с различными жизненными ситуациями.

Исследование показало, что 33% осужденных отряда хозяйственного обслуживания основным цветом в мандале используют серый цвет, что говорит об отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и инерции. Этот цвет часто присутствует в мандалах употреблявших героин наркоманов, иногда может указывать на наличие чувства вины. Серый цвет также может свидетельствовать об апатии и ощущении усталости от жизни.

А так же нами было выявлено, что 28% осужденных мужского пола основными цветами в своих рисунках используют такие цвета как: зеленый, голубой и желтый. Наличие зеленого цвета говорит о стремление к внутреннему равновесию и гармонии в душе. Голубой цвет в мужских мандалах, указывает на положительное отношение к себе. Преобладание желтого цвета свидетельствует о независимости, зависти, заносчивости и страхе перед экономическими трудностями.

У 20% осужденных в рисунках присутствует фиолетовый цвет, это говорит о меланхолии и беспомощности человека. Наличие данного цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти.

23% мужчин преобладающим цветом в своих рисунках используют синий и коричневый цвет. Синий цвет — цвет покоя, уверенности в себе. В рисунке мандалы темно-синий цвет отражает переживания, связанные с угрозой для жизни, а также указывает на неблагоприятные психологические условия в прошлом. Преобладание коричневого цвета свидетельствует о спокойствие, равнодушие, грусти. Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы может указывать на заниженную самооценку.

Так же в 10% рисунках присутствует розовый и оранжевый цвет. Преобладание розового цвета в рисунках мандалы указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, потребность в заботе и любви. Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции.

7% осужденных мужского пола отряда хозяйственного обслуживания в своих работах используют черный цвет, что указывает на наличие у них депрессии, отчаяния и пустоты.

Центр мандалы символизирует самое важное в данный момент. Структурные и цветовые особенности центра, а также его размер отражают разные аспекты «Я». Анализируя работы осужденных отряда хозяйственного обслуживания, нами был сделан вывод, что не во всех мандалах присутствует центр.

Исходя из полученных результатов, нами был сделан вывод, что в работах большей части осужденных 77%, а именно 30 человек, присутствует центр мандалы. Следовательно, в 23%, а именно 9 человек, центр мандалы отсутствует, что говорит, о глубоких измененных состояний сознания, в том числе патологического характера.

В своих мандалах 37% осужденных изобразили маленький центр. Это говорит о наличии заниженной самооценки, также можно судить о характере Эго наших испытуемых.

У 17% осужденных в мандале оставили большое количество пространства не закрашенным, что свидетельствует о желании осужденного скрыть свои чувства или вовсе подавить их.

По символике форм и содержанию рисунка, все мандалы мы смогли поделить на 5 групп: 1) геометрические фигуры; 2) Мандала стихий — земля; 3) Мандала стихий — вода; 4) Мандала стихий- огонь; 5) Мандала стихий-дерево.

Исходя из полученных результатов, нами был сделан вывод, что большую часть всех рисунков составляет наличие геометрических фигур 33%, а именно 13 мандал. Из них наиболее часто встречаются такие фигуры как треугольник (26%), квадрат (41%) и круг (33%).

У 9% осужденных в мандалах изображен треугольник концом вниз, что выдает неблагоприятный прогноз, говорит о стремлении осужденного вниз, о наличии фрустрированного состояния, тревожности. В то время как 17 % осужденных изобразили треугольник концом вверх, это свидетельствует о положительном прогнозе и говорит о стремлении осужденных самоутвердиться, защитить свои интересы. Квадрат означает движение энергии, состояние открытости или закрытости, символизирует стабильность. Круг — означает целостность и защищенность, а так же ассоциируется с гармонией, совершенством, бесконечностью и озарением.

Остальные 67% осужденных мужского пола рисовали мандалы стихий. А именно мандала стихий-вода 24%, которая в свою очередь означает непрерывный поток. Это может быть поток эмоций, слов и т.п. Символ мандалы воды — белый круг, который отождествляется с чистотой и спокойствием.

Мандалу стихий — земля нарисовали 20 % осужденных. Стихия земли ассоциируется с плотностью, твердостью, тяжестью, уверенностью, стабильностью и постоянством.

Мандала стихий — дерево встречается у 20% осужденных, которая в свою очередь означает жизнь, рост, укоренение, развитие, защита, невозможность изменить свое положение.

В своих мандалах 3% осужденных нарисовали стихию — огонь, что означает несбыточные мечты, разочарование, а так же это символ тепла, света.

В ходе посткоррекционного этапа нами были повторно проведены те методы и методики, которые проводились нами ранее в рамках первого этапа эмпирического исследования, а именно: 1) «Экспресс-диагностика уровня тревожности Спилберга»; 2) «Восьми цветовой тест М. Люшера»; 3) Метод наблюдение; 4)Метод беседа. Данные методы и методики, на данном этапе исследования, применялись у впервые осужденных мужского пола с повышенным уровнем тревожности, а именно 39 человек отряда хозяйственного обслуживания. Целью данного этапа является изучение динамики индивидуально-психологических черт и психических состояний, осужденных отряда хозяйственного обслуживания.

В результате повторного применения «Экспрес-диагностики уровня тревожности Спилберга», нами был сделан вывод, что у 28% осужденных (11 человек) высокий уровень тревожности. В то время как, у 72% осужденных (28 человек) был выявлен средний уровень тревожности, что в свою очередь говорить о эффективности применяемого нами метода коррекции. Низкого уровня тревожности у впервые прибывших осужденных не выявлено.

В результате полученных данных, мы можем сделать вывод, что применение арт-терапевтических техник, а именно метода «Мандала», с впервые осужденными мужского пола хозяйственного обслуживания является эффективным средством коррекции психических состояний. Для большей эффективности применяемого метода, мы можем предположить, что метод «Мандала» будет оказывать наибольшую результативность в комплексе с другими методами и методиками направленные на коррекцию негативных психических состояний, в том числе повышенного уровня тревожности. Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.

На основании проведенного исследования нами была составлена программа психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых и осужденных направленная на снижение повышенного уровня тревожности. Целью, которой является психологическая коррекция негативных психических состояний и индивидуально-психологических черт подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Список литературы

  1. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от «12» декабря 2005 г. № 238 «Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы»;
  2. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б.А. Базыма. — СПб.: Речь, 2017. — 206с.
  3. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. — Ростов н/ Д.: Феникс, 2015. — 180с.
  4. Копытин А.И. Диагностика в арт терапии. Метод «Мандала» / А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2015. — 80с.
  5. Копытин И.А. Системная арт-терапия / А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2017. — 368с.
  6. Копытин И.А. Практикум по арт-терапии /А. И. Копытина — СПб.: Питер, 2016 — 311с.