Исследование особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста с признаками минимальной мозговой дисфункции

№120-1,

Психологические науки

Статья посвящена исследованию особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста с признаками минимальной мозговой дисфункции. В исследовании принимали участие 40 детей младшего школьного возраста, из них 15 детей с диагностическими признаками ММД и 25 без них. В статье приведены теоретико-методологические аспекты изучения тревожности у детей младшего школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией, а также анализ результатов диагностики тревожности у детей младшего школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией.

Похожие материалы

Исследование особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией (ММД) является весьма актуальным для определения ее роли, механизмов проявлений, выявления факторов, оказывающих прямое влияние на деятельность ребенка и в общем на формирование его личности в будущем.

Среди зарубежных ученых, которые занимались исследованием тревожности, необходимо выделить: З. Фрейд, К. Хорни, Р. Кэттел, Дж. Тейлор, А. Фрейд, Р. Мэй, Ч. Спилбергер и другие. Наиболее известные имена отечественных исследователей тревожности — В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, И.А. Мусина, В.М. Астапов, Г. Ш. Габдреева, В.А. Ананьев.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста с признаками минимальной мозговой дисфункцией. Объект исследования определён как тревожность у детей. Предмет исследования — тревожность у детей младшего школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией.

Нами была выдвинута гипотеза, что существуют специфические особенности тревожности у детей младшего школьного возраста с признаками ММД.

В нашем исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста, из них 15 детей с диагностическими признаками минимальной мозговой дисфункции (ММД), и 25 детей без признаков ММД.

Эмпирическое исследование включало в себя следующие методы и методики:

  1. «Тест Тулуз-Пьерона» (модификация Ясюковой JI.A.);
  2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
  3. Математические методы статистической обработки информации, сравнительно-аналитический метод обработки данных исследования, графический метод, непараметрический статистический U-критерий Манна-Уитни.

Диагностика по каждой из методик проводилась в групповом формате в течение 15-20 минут до начала уроков в дни, когда у детей не было запланировано контрольных или самостоятельных работ.

Итак, проанализируем результаты получены в ходе проведенного эмпирического исследования. Нами было проведена диагностика минимальной мозговой дисфункции тестом Тулуз-Пьерона. Исследование проводилось в группе из 40 детей младшего школьного возраста. Детям были розданы бланки, зачитана инструкция, на доске был изображен образец выполнения. Далее дети обработали тренировочную строку в своих бланках, мы прошли по рядам и удостоверились, что дети школьники поняли задание и готовы к его выполнению. В ходе диагностики мы контролировали, чтобы дети точно следовали инструкции, не пытались заканчивать обработку бланка по истечении выделенного времени, не переходили на следующую строку до команды экспериментатора, не стирали и не исправляли ничего в своих бланках. По результатам диагностики мы выяснили, что из 40 детей, принявших участие в исследовании, у 15 детей выявлены диагностические признаки минимальной мозговой дисфункции, у 25 детей — признаков ММД не обнаружено. Представим графически полученный результат.

Распределение обследуемых по признакам минимальной мозговой дисфункции.
Рисунок 1. Распределение обследуемых по признакам минимальной мозговой дисфункции.

На диаграмме (рис.1) мы видим, что у 37% исследуемых нами младших школьников были выявлены диагностические признаки ММД. Для выявления минимальной мозговой дисфункции основными показателями служат скорость выполнения и коэффициент точности. Если хоть один из этих показателей оказывается в зоне патологии, мы можем делать вывод о большой вероятности наличия минимальной мозговой дисфункции, однако такой диагноз ребенку может поставить только невропатолог.

Далее проанализируем данные диагностики уровня общей школьной тревожности Филлипса у детей младшего школьного возраста с диагностическими признаками ММД и без них. Количество детей в таблице 4 также представлено в процентном соотношении.

Таблица 1. Сводная таблица диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Кол-во детей с признаками ММД

0%

67%

33%

Кол-во детей без признаков ММД

40%

32%

28%

Данные таблицы 1 указывают на то, что не один ребенок с диагностическими признаками ММД не показал нормальный уровень общей школьной тревожности, у 67% детей выявлен повышенный уровень тревожности и у 33% — высокий уровень. У детей без диагностических признаков большинство детей (40%) показали нормальный уровень общей школьной тревожности, у 32% детей выявлен повышенный уровень тревожности и у 28% детей — высокий уровень. Полученные результаты представим в виде гистограммы.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Рисунок 2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

На гистограмме мы видим, что у школьников с признаками ММД больше всего выявлено детей с повышенным уровнем общей школьной тревожности, не одного ребенка с нормальным уровнем и 33% с высоким уровнем. У детей младшего школьного возраста без признаков минимальной мозговой дисфункции больше всего детей (44%) показали нормальный уровень тревожности, 32% детей оказались на повышенном уровне и 38% — на высоком.

Рассмотрим особенности тревожных факторов, которые нам удалось изучить с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Рассмотрим средние значения по тревожным синдромам (факторам) в выборке детей в зависимости от наличия у них признаков ММД.

Таблица 2. Средние значения по тревожным синдромам (факторам) в выборке детей в зависимости от наличия у них признаков ММД

Общая школьная тревожность

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям окружающих

Низкая физиолог. сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Дети с признаками ММД

15,4000

5,4000

5,1333

3,8000

4,5333

2,4000

2,5333

3,6667

Дети без признаков ММД

12,1600

2,8800

4,2400

2,6000

3,9600

2,4400

2,4000

2,4800

Представим графически полученный результат.

Средние показатели по тревожным факторам в выборке детей в зависимости от наличия у них признаков ММД.
Рисунок 3. Средние показатели по тревожным факторам в выборке детей в зависимости от наличия у них признаков ММД.

Как видно из гистограммы, среди детей с признаками минимальной мозговой дисфункции несколько выше средние показатели общей школьной тревожности, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страхов самовыражения, ситуации проверки знаний, низкой физиологической сопротивляемости стрессу и проблем и страхов в отношениях с учителями. Для детей без признаков ММД немного выше средние показатели страха несоответствия ожиданиям окружающих.

Проанализируем, являются ли выявленные закономерности статистически значимыми. Для этого воспользуемся непараметрическим статистическим критерием U Манна-Уитни. Выбор непараметрического статистического критерия обусловлен сравнением групп не равных друг другу количественно. Обработка данных осуществлялась в универсальном статистическом пакете SPSS-22.

Представим результаты статистической обработки в виде таблицы.

Таблица 3. Статистическая значимость различий по тревожным синдромам (факторам) в выборке детей в зависимости от наличия у них признаков ММД

Общая школьная тревожность

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям окруж-х

Низкая физиолог. сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Значение критерия

127

74,5

137

101,5

144,5

185,5

174,5

107

Уровень значимости различий

0,089

0,001

0,152

0,014

0,218

0,955

0,710

0,021

* Группообразующая переменная: наличие признаков ММД

Таким образом, статистически значимые различия между группами детей с признаками ММД и без них были обнаружены по факторам переживания социального стресса (р=0,001), страха самовыражения (р=0,014) и проблем и страхов в отношениях с учителями (р=0,021). Проведенный статистический анализ позволяет нам утверждать, что дети младшего школьного возраста с признаками ММД более подвержены переживанию социального стресса, что может проявляться в трудностях налаживания контактов со сверстниками и социализации. Также эти дети испытывают трудности самовыражения, демонстрации своих способностей. Они склонны к эмоционально напряженным отношениям с учителями. Это может быть связано с тем, что из-за особенностей функционирования нервной системы и возрастающих при поступлении в школу нагрузок дети с ММД часто демонстрируют нарушения поведения, плохую успеваемость, рассеянность, задержку психоречевого развития, что в свою очередь способствует социальной дезадаптации, боязни быть «не таким», не принятым сверстниками и взрослыми.

Подводя итоги нашего исследования, мы можем сделать вывод, что выбранные методы и методики диагностики соответствовали теме "Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией" и поставленной цели исследования, и гипотезе. Использование данных методик позволило получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и обоснованным выводам.

Из 40 детей младшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, у 15 были выявлены признаки минимальной мозговой дисфункции, что соответствует 37% от общего числа школьников.

Нам удалось обнаружить статистически значимые различия между группами детей с признаками ММД и без них по таким факторам тревожности как переживание социального стресса, страх самовыражения и проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Выдвинутая в исследовании гипотеза, таким образом, подтвердилась: существуют специфические особенности тревожности у детей младшего школьного возраста с признаками минимальной мозговой дисфункции.

Полученные в исследовании данные могут применяться школьными психологами при работе с детьми с признаками минимальной мозговой дисфункции в начальной школе. Также результаты, полученные в ходе диагностики, могут стать основой для дальнейших исследований эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией.

Список литературы

  1. Андриенко О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста / О.А. Андриенко // Хуманитарни Балкански изследвания. — 2019. — №2. — С. 63-65. Электронный ресурс. Режим доступа. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-i-trevozhnost-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.02.2020).
  2. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. — М.: ПЭР СЕ, 2018. — 159 с.
  3. Григорьева Е.В. Особенности адаптации младших школьников с различными типами минимальных мозговых дисфункций к учебной деятельности / Е.В. Григорьева // Вестник КемГУ. — 2010. — №3. — С. 62-65. Электронный ресурс. Режим доступа. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-mladshih-shkolnikov-s-razlichnymi-tipami-minimalnyh-mozgovyh-disfunktsiy-k-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.02.2019).
  4. Долгова В.И., Клочева Г.М., Бондарчук В.А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В.И. Долгова, Г.М. Клочева, В.А. Бондарчук // Научно–методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — С. 26-30.
  5. Кацеро А.А., Чепурная В.В. Особенности тревожности младших школьников с задержкой психического развития / А.А. Кацеро, В.В. Чепурная // Colloquium-journal. — 2020. — №12. — С. 122-123. Электронный ресурс. Режим доступа. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-trevozhnosti-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 05.09.2020).
  6. Кузнецова Я.А. Причины появления тревожности у младших школьников / Я.А. Кузнецова // Гаудеамус. — 2019. — №3. — С. 91-93. Электронный ресурс. Режим доступа. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-poyavleniya-trevozhnosti-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 16.03.2020).
  7. Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД / Л.А. Ясюкова. — СПб.: Иматон, 2007. — 80 с.