Методы психологической саморегуляции как средства оптимизации неблагоприятных состояний в трудовой деятельности

NovaInfo 133
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 42
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются возможности оптимизации неблагоприятных ситуаций в трудовой деятельности с помощью методов и техник саморегуляции.

Ключевые слова

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Текст научной работы

Актуальность

Одной из наиболее актуальных и практически значимых направлений в современной психологии труда является изучение специфики регуляции личностью своего состояния в контексте профессиональной деятельности, то есть исследование работы регуляторных систем в триаде «деятельность — состояние — личность».

Запросы практики, необходимость сохранения и повышения надежности и продуктивности профессионала в ходе трудовой деятельности, актуализируют необходимость практической верификации методов оптимизации неблагоприятных состояний в профессиональной деятельности.

Особенно важно это в современных условиях, в связи с усложнением профессиональной деятельности, развитием наукоемких и потенциально опасных технологий, ростом стресогенных воздействий, в том числе ростом информационного стресса в профессиональной деятельности, когда психические состояния субъекта труда выступают в качестве важнейшего условия эффективности его деятельности.

Цель научной работы

Целью нашей работы является изучение методов психологической саморегуляции как средства оптимизации неблагоприятных состояний в трудовой деятельности.

Методы, организация исследования

В исследовании проверялась следующая эмпирическая гипотеза: в качестве эффективного средства оптимизации неблагоприятных состояний в трудовой деятельности могут быть рассмотрены методы психологической саморегуляции

Исследование строилось по экспериментальному плану для двух рандомизированных групп с тестированием до и после воздействия.

В качестве экспериментального воздействия в нашем исследовании использовались занятия, направленные на обучение персонала методам саморегуляции состояний. В частности, использовались методы аутогенной тренировки и нервно-мышечной релаксации. Сеансы представляли собой занятия, направленные на восстановление оптимального функционального состояния с использованием приемов нервно- мышечной релаксации с элементами аутогенной тренировки.

Всего было проведено 12 занятий в течение 1,5 месяца. Периодичность встреч — 2 раза в неделю.

В состав экспериментальной группы вошло 15 человек в возрасте от 32 до 49 лет (7 мужчин и 8 женщин). Такой же качественно-количественный состав был и у контрольной группы. Всего в исследовании, таким образом, приняло участие 30 человек в возрасте от 32 до 49 лет.

Для измерения параметров основных неблагоприятных функциональных состояний в трудовой деятельности (стресса и утомления) в нашем исследовании были использованы: «Шкала психологического стресса — PSM-25» Л.Лемура, Р.Тесьера, Л.Филлиона (в адаптации Н.Е.Водопьяновой) и методика «Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности» А.Б.Леоновой.

Результаты исследования

Логика запланированного дизайна исследования и проведенная статистическая обработка позволят нам говорить о динамике показателей персонального стресса в том случае, если будут обнаружены статистически значимые различия в показателях, измеренных вначале и спустя два месяца. Рассмотрим статистическую значимость различий исходных и результирующих показателей выраженности персонального стресса в экспериментальной и контрольной группе. В качестве критерия для статистической обработки был выбран критерий Уилкоксона

Таблица 1. Статистическая значимость динамики выраженности персонального стресса в экспериментальной и контрольной группе

Значение критерия

Уровень значимости различий

Экспериментальная группа

-2,614

-1,36

Контрольная группа

0,171

0,009

По результатам статистического анализа мы видим, что в контрольной группе, с которой мы не занимались оптимизацией их функциональных состояний с использованием методов саморегуляции, за два месяца произошли статистически значимые изменения в интенсивности стрессовых ощущений (р=0,009).

Статистически значимых изменений выраженности персонального стресса в экспериментальной группе выявлено не было. Полученные данные позволяют нам позволяет нам утверждать, что в контрольной группе динамика персонального стресса более выражена и существенна.

Полученные данные свидетельствуют в пользу выдвинутой нами гипотезы.

Рассмотрим также данные относительно влияния методов и техник саморегуляции на оптимизацию состояние утомления, восстановление сниженной работоспособности.

Таблица 2. Статистическая значимость динамики выраженности отрицательных функциональных состояний в экспериментальной и контрольной группе

Показатель

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Утомление

3,009; р=0,003

-3,163; р=0,002

Монотония

3,000; р=0,003

-2,631; р=0,009

Пресыщение

3,320; р=0,001

-2,930; р=0,003

Стресс

3,008; р=0,003

-2,157; р=0,031

По результатам статистического анализа мы видим, что в контрольной группе, с которой мы не занимались оптимизацией их функциональных состояний с использованием методов саморегуляции, за два месяца произошли статистически значимые изменения в интенсивности по всем измеренным показателям функциональных состояний: утомления (при р=,002), монотонии (при р=0,009), пресыщения (при р=0,003) и стресса (при р=0,031) в сторону нарастания выраженности неблагоприятных функциональных состояний.

В экспериментальной же группе, напротив полученные результаты свидетельствуют о статистически значимой оптимизации функциональных состояний.

Выводы

Полученные результаты наглядно демонстрируют влияние сеанса восстановительной психологической саморегуляции на функциональное состояние участников, данное влияние можно признать оптимизирующим, с доминированием восстановительных процессов на уровне субъективной оценки состояния.

Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что применение в процессе занятий приемов психологической саморегуляции, включающих использование словесных целевых аутосуггестий позволяет сформировать функциональное состояние, более адекватное требованиям профессиональной деятельности

Читайте также

Список литературы

  1. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом — СПб.: изд-во «Питер», 2002. — 240 с.
  2. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003
  3. Никифоров Г.С., Дмитриева М. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности — СПб., 1991.
  4. Ушаков И.Б. Профессиональный стресс и психическое здоровье работающего населения // Материалы II Всерос. съезда врачей-профпатологов, 3-5 октября 2006 г. — Ростов н/Д.: Полиграфист, 2006. — С. 316-318
  5. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: изд-во «Питер», 2006. 256 с

Цитировать

Хомич, С.С. Методы психологической саморегуляции как средства оптимизации неблагоприятных состояний в трудовой деятельности / С.С. Хомич. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 133. — URL: https://novainfo.ru/article/19312 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться