Новые услуги в агентствах недвижимости

№105-1,

экономические науки

В настоящее время растёт интерес к сфере услуг в недвижимости, увеличивается число людей и организаций, участвующих в операциях с недвижимостью. В таких условиях перед агентствами ставится задача поиска новых решений, способных привлечь клиента и удовлетворить его потребности. В статье выделены и описаны характерные особенности риэлтерских услуг, проведён краткий обзор наиболее востребованных и перспективных услуг, предлагаемых современными агентствами недвижимости.

Похожие материалы

Введение

Собственность является основой любой экономической системы. С переходом к рыночным отношениям ранняя исключительно государственная собственность преобразуется в частную, муниципальную, региональную и другие виды собственности, а быстрый рост её приватизации приводит к образованию рынка недвижимости, услуг в сфере недвижимости.

Понятие «агентство недвижимости» прочно вошло в нашу жизнь после принятия в 1991 году Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и перехода квартир в частную собственность [1]. Именно с этого момента появляются первые, легально действующие риэлтерские компании. Как правило, они выполняли посреднические функции в процессе купли-продажи недвижимости и не обладали необходимыми ресурсами для внедрения нововведений.

С тех пор российский рынок недвижимости прошёл сложный путь, претерпевая изменения на каждом этапе.

Сегодня мы можем наблюдать, как активно развивается сфера сервиса недвижимости, и всё большее число людей и организаций участвует в сделках с недвижимостью. В таких условиях агентствам нужно постоянно расширять список оказываемых услуг для того, чтобы заинтересовать клиента, в полной мере удовлетворить его потребности.

Современные предприниматели, ориентируясь на требования рынка, внедряют в свои агентства новые услуги, способные принести клиентам и бизнесу максимальную пользу.

Постановка задачи

Исходя из вышеизложенного, можно выделить такие задачи, как изучение теоретических основ понятия услуги в сфере недвижимости и обзор новых услуг, предлагаемых современными агентствами недвижимости.

Теория

Согласно теории, рынок недвижимости характеризуется не только как сфера вложения капитала в объекты недвижимости, но и как сфера услуг, создающая условия для жизнеобеспечения человека [1]. Рынки недвижимости и услуг имеют тесную взаимосвязь, поскольку каждый объект недвижимости предназначен для обслуживания определённых процессов:

  • жильё — для удовлетворения жилищных потребностей, потребности в безопасности;
  • земельные участки — для обеспечения строительства, производства сельскохозяйственной продукции;
  • промышленные (индустриальные) объекты — для организации процесса производства.

Как известно, развитие рынка недвижимости повлекло за собой расширение риэлтерских услуг. В соответствии с темой данной статьи возникает необходимость определения понятий «риэлтерские услуги» и «услуга».

Во многих источниках услуга определяется как «особая форма товара, выраженная в виде работы или деятельности, являющаяся результатом взаимодействия исполнителя и потребителя и направленная на удовлетворение чьих-либо нужд и потребностей» [2].

Являясь товаром особого рода, объект недвижимости обладает непостоянством качества и неотделимостью от источника — производителя.

Услуги в сфере недвижимости имеют посреднический характер. Они связаны с осуществлением операций по купле-продаже, обмену и сдаче внаём недвижимого имущества с использованием в качестве посредников риэлтерских агентств, брокерских контор. Участники рынка риэлтерских услуг продают услуги, связанные с недвижимостью, но не саму недвижимость.

Риэлтерские услуги представляют собой совокупность разнообразных видов деятельности, направленных на улучшение функционирования рынка недвижимости, а главное — на удовлетворение жилищных потребностей людей. Риэлтерские услуги — это специфический результат труда, который не приобретает вещной формы, и потребительная стоимость которого состоит в полезном эффекте живого труда. Таковыми являются услуги риэлтора, оценщика, брокера. Они производят определённый продукт, не имеющий материальной формы, но впоследствии становящийся предметом потребления.

Каковы особенности риэлтерских услуг?

Одной из особенностей данных услуг является высокая комплексность их предоставления клиентам. Так, риэлтерские услуги по сделкам с коммерческой недвижимостью включают в себя перечень услуг по регистрации прав на недвижимое имущество, оценке объектов, юридическому сопровождению и многие другие.

Необходимо отметить, что «большая часть услуг на рынке недвижимости является платной, за исключением незначительного числа случаев, когда услуга поставляется клиенту вместе с товаром и является его неотъемлемым приложением» [3].

Услуги в сфере недвижимости можно подразделить на экономические, правовые и технические. В настоящее время агентства недвижимости предлагают значительное количество услуг, которые по своему содержанию делятся на следующие виды: посреднические, юридические, консультационные, кредитные, оценочные и т. д. Это только начало списка услуг, которые может предложить организация в сфере сервиса недвижимости.

Обзор новых услуг, предлагаемых современными агентствами недвижимости

Довольно-таки часто агентства недвижимости специализируются только на отдельных сегментах рынка, к примеру, аренда офисов или продажа квартир. Современные же компании стараются внедрить нововведения, предоставив своим клиентам более широкий спектр услуг по операциям с недвижимостью в различных сферах.

К новым услугам на рынке недвижимости относятся услуги по подбору ипотечной программы, в том числе по оформлению кредитов на покупку жилья; услуги по проведению аукционов с коммерческой недвижимостью; услуги по обустройству и ремонту; по страхованию; по управлению и эксплуатации недвижимости; консалтинговые услуги.

Крупные агентства также включают в список предложений выполнение комплекса землеустроительных работ: инвентаризацию, межевание, проведение топографической съёмки и др.

Данный перечень новых услуг можно продолжать бесконечно, однако наиболее востребованными и перспективными, на мой взгляд, можно считать следующие услуги:

Услуга ипотечного кредитования. Суть этой услуги заключается в доступности ипотечного кредита для покупателя. Агентства, как правило, открывают ипотечные отделы или сотрудничают со специалистами по ипотеке, которые смогут не только подобрать индивидуальную, удобную для клиента программу кредитования и банк с подходящими условиями, но и снизить процентную ставку, помочь в получении одобрения кредита. Некоторые агентства решают проблему с отказом по кредиту [4].

Данная услуга стала предоставляться многими агентствами недвижимости, и в этом есть свои плюсы. Пользуясь описанной услугой, за весь ипотечный период покупатель может сэкономить немалую сумму.

Поиск недвижимости по сниженным ценам на аукционах по банкротству. Одной из актуальных новинок на рынке риэлтерских услуг является покупка недвижимости на аукционах имущества банкротов по заявкам клиентов. Услуга уникальна тем, что имущество банкротов всегда продаётся дешевле, и на аукционах можно приобрести недвижимость на 50-60 % ниже среднерыночной стоимости [4]. По запросу клиента агентство подбирает оптимальный объект и выигрывает торги. В настоящее время агентства предлагают приобрести недвижимость на аукционах по банкротству не только в своём городе, но и по всей России.

Наконец, особое место на рынке коммерческой недвижимости занимают консалтинговые услуги. Консалтинг, предоставляемый современными компаниями, стал намного обширнее, «объединив в себе не только маркетинговый анализ, но и анализ местоположения участка и существующей застройки» [5].

Выделяют несколько новых видов консалтинговых услуг:

  • консультирование по развитию проектов;
  • консультирование по управление недвижимостью;
  • консультирование по проектному финансированию.

Выводы и заключение

Как говорилось раннее, сфера сервиса недвижимости стремительно развивается. Вместе с тем возрастают потребности людей в услугах риэлтерских компаний. Поэтому современные агентства, ориентируясь на требования рынка, создают новые предложения, расширяют границы риэлтерской услуги.

Агентства недвижимости, вносящие в свою деятельность что-то уникальное и до этого не существовавшее, пользуются популярностью у клиентов и занимают особое положение среди конкурентов.

Список литературы

  1. Асаул А. Н. Экономика недвижимости: учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 416 с.
  2. ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения (принят в качестве межгосударственного стандарта ГОСТ 30335-95).
  3. Медовый А. Е. Роль сферы услуг в развитии российского рынка недвижимости // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. С. 1-13.
  4. «Быть полезными — наша миссия»: новые возможности с АН «Метры» [Электронный ресурс]. URL: https://omsk.mlsn.ru/articles/poleznoe-o-nedvizhimosti/-byt-poleznymi-nasha-missiya-novye-vozmozhnosti-s-an-metry-/ (дата обращения: 01.06.2019).
  5. Данилова С. Консалтинг на взлёте // Недвижимость. Стены бизнеса. 2005. № 2. С. 28-29.