Особенности финансового менеджмента на предприятиях индустрии гостеприимства

№108-1,

экономические науки

Принято считать, что объектом финансового менеджмента является финансовая деятельность. Исходя из этого, можно сказать, что формы и объемы финансовой деятельности зависят напрямую от отраслевых особенностей функционирования предприятия. Другими словами, если предприятие функционирует слажено и успешно, то и объемы его деятельности будут масштабными. Так же, исходя из сказанного, можно сказать и о том, что отраслевые особенности деятельности предприятия, которые формируют продолжительность операционного цикла, а так же его сезонность, общую и удельную капиталоемкость производства и реализации продукции, а так же выполнения работ, оказания услуг, определяют пропорции в использовании собственного и заемного капитала, а также в объемах привлечения финансовых средств из внешних источников по отдельным периодам. Исходя из этого, можно сказать, что для того, что бы определить и дать характеристику основным чертам финансового менеджмента предприятий, занимающихся гостиничным бизнесом, необходимо изучить и рассмотреть особенности функционирования гостиничной индустрии, а так же специфику гостиничных услуг.

Похожие материалы

Услугой принято считать действие или же деятельность, в результате которой получается тот или иной полезный эффект, который удовлетворяет потребности потребителей. Услуги так же можно разделить на материальные и социокультурные.

Материальной услугой является услуга, которая удовлетворяет материально-бытовые потребности потребителя данных услуг. Так же можно сказать и о том, что гостиничные услуги имеют как неосязаемый или же нематериальный, так и материальный характер. Но, не смотря на этот факт, гостиничная услуга не существует, пока ее не предоставят клиенту.

Другими словами, можно сказать о неразрывности производства и потребления гостиничных услуг, так как для того, что бы сформировать гостиничный продукт, а так же его реализовывать в будущем, для начала необходимо произвести гостиничный продукт. Производство гостиничных услуг является началом, или же исходным моментом формирования, реализации и потребления гостиничного продукта.

Одной, из весьма специфических особенностей сферы услуг, а именно гостиничной сферы, является и высокая чувствительность производства услуг к изменениям потребительского рынка, ведь отсутствие возможности их накопления или же складирования порождает необходимость широкого использования гибких и слаженных графиков работы и все это необходимо учитывать с конъюнктурой спроса и большого привлечения работников, которые заняты не всю рабочую неделю, а так же не весь рабочий день или же совмещают данную работу. Так же помимо этого, результат хозяйственной деятельности гостиницы зависит от колебаний спроса клиентов, это из-за того, что в структуре эксплуатационных затрат основное место принадлежит их постоянной части, а не переменной. Принято считать, что величина последних при нормальном режиме работы составляет 50—70 % объема постоянных затрат. Поскольку в эксплуатационных затратах значительная часть постоянных затрат, то с увеличением загрузки резко снижается себестоимость место-дней. В экономической литературе отмечается, что рост заполняемости на 10% ведет к снижению себестоимости на 6—7 %.

Помимо данной особенности, есть еще одна, которая выражается в проблеме контроля качества услуг. Так как гостиничная услуга неосязаема, довольно таки трудно определить ту самую «рекомендуемую норму» необходимых элементов услуги, а именно вежливость и приветливость персонала. Именно поэтому контролировать качество предоставляемых услуг необходимо через контроль поведения персонала. Чем лучше работа персонала, тем выше качество предоставляемой им услуги. При реализации гостиничных услуг весьма конструктивным является системный подход к стратегическому развитию регионов дестинаций, учитывающий тенденции в туристском спросе и уровень конкуренции. Очень важным для развития дестинаций является создание, поддержание и дальнейшее формирование положительного образа, помогающего воздействовать на ожидания потребителей и мотивировать их к путешествию. Так же помимо данного факта, на качество предоставляемой услуги влияют и внешние факторы, которые не зависят от воли и действий продавца и покупателя, они могут быть природными, международными, политическими и т.п.

Исходя из этого, все выше перечисленные специфические особенности сферы услуг и, в частности, гостиничных, объективно рождают необходимость высочайшей организации производства, труда и управления в сфере туризма.

Список литературы

  1. Финансовый менеджмент. Под ред. Шохина Е.И., М., ИД ФБК Пресс, 2013 г.