Прибыль предприятия: сущность, подходы к анализу

№105-1,

экономические науки

Прибыль является одним из ключевых микроэкономических показателей. Статья посвящена исследованию основных подходов к определению прибыли предприятия. Отдельно исследуются существующие методы анализа прибыли и дается их краткая характеристика.

Похожие материалы

Эффективность деятельности любого предприятия определяются целой совокупностью различных показателей, главное место среди которых занимают показатели прибыли. Прибыль это чистый финансовый результат деятельности предприятия за определенный период. Она показывает насколько доходы предприятия превышают его расходы и создает возможность для дальнейшего развития, инвестирования и роста. Прибыль предприятия является главным индикатором успешности бизнеса, его текущего состояния и перспективности.

Для каждого из указанных субъектов экономических отношений прибыль отдельно взятого предприятия, ее размер и относительные показатели, рассчитываемые на ее основе, являются залогом процветания и развития. Инвесторы и кредиторы получают гарантии возврата вложенных средств, персонал предприятия возможности для роста заработных плат и других материальных стимулов, государство формирует доходную часть бюджета за счет налоговых поступлений, а само предприятие получает возможность реинвестировать заработанные средства в собственное развитие, либо увеличить вознаграждение собственников за счет выплаты дивидендов.

Прибыль является многоаспектной экономической категорий и изучается с разных точек зрения в разных экономических дисциплинах. В зависимости от угла зрения, толкование данного понятия и его экономическое наполнение может существенно отличаться, поэтому необходимо изучить различные подходы и сформировать на их основе единый подход к понятию прибыли.

В работах А.Н. Асаула под прибылью понимается конечный финансовый результат деятельности предприятия, получаемый как разница между совокупностью всех его доходов и расходов. Р.А. Фатхутдинов выделяет бухгалтерский, экономический и налоговый подходы к понятию прибыли. С бухгалтерской точки зрения, прибыль является финансовым результатом деятельности предприятия, в расчете которого участвуют связанные с предпринимательской деятельностью предприятия доходы и расходы. Налоговый подход отличается тем, что рассчитываемая в соответствии с ним прибыль должна соответствовать применяемым в стране нормам бухгалтерского учета, Налоговому кодексу и другим нормативным документам. Экономический подход к прибыли позволяет учитывать альтернативные издержки при определении прибыли, что показывает реальную эффективность принятых в процессе ее получения управленческих решений.

Коваленко О. Г. представляет прибыль как конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта, рассчитываемый как разница между доходами и связанными с их получением расходами предприятия. По мнению Кирилловой Л. Н., прибыль как экономическая категория это добавленная стоимость, которая остается в распоряжении предприятия по итогу реализации продукции (услуг, работ), представляющая собой чистый доход в сфере материального и нематериального производства. Прибыль определяет конечный результат операционной деятельности предприятия и рассчитывается как превышение доходов над расходами.

На основании изложенных выше концепций под прибылью можно понимать конечный положительный финансовый результат деятельности предприятия, представляющий собой разницу между относящимися к его деятельности доходами и расходами.

Показатели прибыли предприятия сами по себе являются очень информативным индикатором его финансового состояния. Особое значение при этом приобретает их изучение в динамике, а также построение относительных показателей на их основе (в первую очередь, анализ показателей рентабельности). Однако для понимания полной картины происходящего на предприятии необходимо также анализировать составляющие прибыли и определять степень влияния расходов и доходов на ее величину. В конечном счете, анализ прибыли предприятия это исследование алгоритма формирования финального финансового результата деятельности предприятия в разрезе существующих причинно-следственных связей и зависимостей между различными показателями в целом по предприятию, либо по отдельным его подразделениям, а также с точки зрения всех рассчитываемых видов прибыли.

Основные методы анализа прибыли можно сгруппировать следующим образом:

  • сравнительный анализ;
  • коэффициентный анализ (расчет показателей рентабельности);
  • структурный (вертикальный) анализ;
  • трендовый (горизонтальный) анализ;
  • анализ рисков;
  • факторный анализ и др.

Анализ прибыли предприятия целесообразно начать с исследования ее структуры, динамики, выполнения плана по предприятию, структурным подразделениям, отдельным видам хозяйственной деятельности и даже производимым продуктам. Изучение динамики предполагает учет инфляционного фактора для обеспечения адекватности и сравнимости показателей. При этом доходы от реализации продукции традиционно корректируют на индекс роста цен на производимую продукцию за соответствующий период, а расходы уменьшают на величину их фактического ценового прироста на потребляемое сырье и материалы за предыдущий период.

Вертикальный анализ прибыли обычно осуществляется по данным Отчета о финансовых результатах. Его суть сводится к определению доли каждого из показателей в той или иной степени повлиявших на формирование показателя прибыли.

Далее в зависимости от целей возможны несколько вариантов определения относительных показателей:

  • удельный вес каждой статьи доходов и расходов по отношению к чистой прибыли предприятия;
  • удельный вес расходов и доходов по отношению к прибыли до налогообложения;
  • удельный вес выручки и себестоимости по отношению к валовой прибыли и др.

Горизонтальный (трендовый) анализ прибыли основан на исследовании динамики конкретных показателей прибыли во времени. Ключевыми показателями в данном случае являются темпы роста (пророста). При наличии данных за длительный период (5 лет и более) возможно определение общих тенденций и трендов. Горизонтальный анализ обычно осуществляется по одной из следующих схем:

  • сравнение данных за аналогичные последовательные периоды (например, квартальные показатели в течение года);
  • сравнение данных за аналогичные периоды разных лет (например, данные за один конкретный квартал за разные годы);
  • сравнение данных за целые отчетные периоды (годы) в течение нескольких лет.

Все виды горизонтального анализа обычно дополняются факторным анализом для определения степени влияния отдельных показателей на конкретные показатели прибыли. Факторный анализ прибыли может осуществляться двумя основными методами:

  • расчет влияния факторов (объема продаж, себестоимости и отдельных ее элементов) на отдельные позиции номенклатуры производимой продукции;
  • анализ агрегированных показателей, осуществляемый на основании данных формы 2 отчетности «Отчет о финансовых результатах».

Для принятия оперативных управленческих решений, первый метод более предпочтителен, так как позволяет принимать решения по оптимизации прибыли с позиции корректировки продуктового ряда и фокусирования на наиболее рентабельной продукции. Для стратегического управления, работы с инвесторами и кредиторами большее значение имеет второй подход, так как позволяет сформировать общее видение состояния организации и выявить возможные проблемы в динамике.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования — показатели рентабельности.

В целом показатели прибыли представляют собой ключевой объект для микроэкономического анализа деятельности предприятия, так как содержат в себе информацию о финансовых результатах его деятельности. Применение комплексного подхода в изучении этих показателей, а также системный их мониторинг позволяет своевременно и обдумано принимать управленческие решения, а значит обеспечивать эффективное функционирование предприятия.

Список литературы

  1. Войтоловский, Н. В. Экономический анализ: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова ; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 620 с.
  2. Кириллова Л. Н. Виды прибыли в системе управления прибылью /Л.Н. Кириллова // Экономический журнал. — 2009. — №16. — С.57-76
  3. Коваленко О. Г. Теоретические основы финансового менеджмента / О.Г. Коваленко, Н.В. Колачева // Вестник НГИЭИ. — 2015. — №1 (44). — С.25-29.
  4. Организация предпринимательской деятельности: учебник для вузов / А. Н. Асаул, М. П. Войнаренко, И. В. Крюкова, П. Б. Люлин / под ред. А.Н. Асаула. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2016. — 400 с.
  5. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. — М.: СПб: Питер, 2014. — 496 c.