Семейная политика в регионах Российской Федерации

№105-1,

экономические науки

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов реализации семейной политики в регионах Российской Федерации. Подробно описываются региональные мероприятия, а именно на примере Республики Башкортостан, и программы поддержки семей.

Похожие материалы

Семья считается неповторимым общественным институтом, арбитром между человеком и обществом, транслятором базовых ценностей. В ней заключены сильные возможности влияния на процессы социального формирования, развития гражданских отношений. Семья — это социальный институт, осуществляющий основные функции репродукции и социализации новых поколений. На сегодняшний день, становится явным то, что в случае если семья прекратит осуществлять данные функции, то социум как социокультурная концепция распадется и умрет.

Непосредственно подобные движения проходят в государствах западного общества и в России: семейные ценности разрушаются, а семейный образ жизни трансформируется вплоть до деградации. Данная ситуация положило начало для двух исследовательских подхода к понимаю перспектив семьи:

  • семья, как общественный институт не умирает, а переживает кризис.
  • ценность семьи, детей в сознании людей по-прежнему находятся на лидирующих позициях, установки на долгосрочный брак с рождением детей в нашей стране остаются неизменными.

На сегодняшний день существует три основных измерения устойчивости общественного института: результативность исполнения основных функций; воздействие, которое он проявляет на своих членов; воздействие в мире на другие учреждения.

В начале 2000-х в Российской Федерации начался демографический спад, по причине того, что детородный возраст вступило малочисленное поколение 90-х. Данное общество было социализированно в малодетных семьях — это стало примером модели создания собственной семьи. С 2000-х по 2016-е года зафиксирована естественная убыль населения (2018 г. — на 2,5%), уменьшение общего коэффициента рождаемости (2018 г. — 20,7).

По результатам социологического опроса выделим следующие причины нежелания иметь 3-х и более детей:

  • нежелание больше иметь детей — 72%;
  • мало родить, необходимо воспитать достойного человека — 85%;
  • отсутствие помощи — 55%;
  • боятся, что дети ограничат личную свободу — 48%;
  • материальная причина — 33%;
  • дети мешают карьере — 19%.

Таким образом, семейные ценности, которые для россиян имели традиционно высокую значимость, на сегодняшний день сведены до модели малодетности. Режим воспроизводство населения остается очень низким.

Преодоление кризиса семьи становится жизненно необходимой и важной стратегической задачей государства.

Государственная семейная политика — это целостная система принципов, задач и мер, которые направлены на поддержку, укрепление и защиту семьи, сохранение семейных ценностей, увеличение роли семьи в жизни общества.

Рассмотрим реализацию государственной семейно политики на примере Республики Башкортостан.

Реализация государственной семейной политики в регионе заключается в координации, гармонизации взаимодействии структур государственного управления. На федеральном уровне сфера семьи, материнства и детства является объектом управления для всех государственных органов власти. На региональном уровне соответствующие функции выполняют аналогичные министерства, комитеты, ведомства. В некоторых субъектах Федерации были образованы структурные подразделения по координации деятельности всех органов в целях эффективной реализации государственной семейной политики. Рассмотрим опыт Республики Башкортостан.

Республика Башкортостан (далее — РБ) относится к регионам с высоким уровнем развития человеческого потенциала. В Республике 2018 объявлен Годом Семьи. Более того, в рамках «Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 г.» семья рассматривается как стратегическое направление.

В целях совершенствования государственного управления в области развития семьи в Республике в 2017 году в структуре Министерства труда и социальной защиты населения создано отдельное управление по межведомственному взаимодействию в вопросах демографии и семейной политики. Министерство было переименовано в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения. Управление семейной политики в Министерстве призвано выполнять функции по профилактике семейного благополучия и сопровождения семей. Важными задачами являются создание нормативно-правовой базы, целевых индикаторов в данной области.

В республике действует региональный материнский капитал, включающий денежное пособие гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка. Выплачивается ежемесячное пособие на ребенка семьям, проживающим в сельской местности, единовременная денежная выплата семьям, имеющим девять и более детей в возрасте до 18 лет. Единовременная социальная выплата при рождении первого ребенка на приобретении (строительство) жилого помещения, либо для погашения долга по ипотечному жилищному кредиту в размере 300 тысяч рублей действует в отношении семей, в которых возраст супругов не превышает 35 лет, и нуждаются в жилье.

Результатом анализа развития человеческого потенциала в Республике Башкортостан стала стратегическая инициатива «Семья — стратегический приоритет Республики Башкортостан» (далее «Семья РБ — 2030»). «Семья РБ — 2030» направлена на достижение результатов государственной семейной политики. В условиях усиления мировой и общероссийской конкуренции за качественные человеческие ресурсы в условиях депопуляции и старения населения из-за снижения рождаемости и роста атомизации общества в развитых странах в силу выбора личной свободы и отказа заключать браки и иметь детей, главный вывод — Башкортостану необходимо сохранить 4 млн. человек населения и конкурировать за образованные, здоровые, экономически активные человеческие ресурсы через Семью, как ценность, базовый социальный институт и субъект развития.

Согласно данной инициативе семья должна быть: полная, здоровая, образованная, духовная, занятая, ответственная и мотивированная. В каждом из ключевых направлений разработаны соответствующие проекты.

Семья — объект управляющего воздействия. Значит, любое управляющее воздействие со стороны субъекта управления должно всегда содержать в себе точную цель и точное направление движения к ней, к тому же оно должно быть практичным, т.е. вызывать действительное движение к цели и приближение к ней . Задача укрепления семьи, определения её роли не только как объекта, но и субъекта является актуальной проблемой жизни современного российского общества.

Таким образом, региональный уровень обеспечения мер по реализации семейной политики включает деятельность органов законодательной и исполнительной власти субъектов в части их полномочий, закрепленных Конституцией РФ. Анализ государственного управления в области семейных отношений в Республике Башкортостан показал, что субъектам Федерации отводится ведущая роль в разработке и реализации государственной семейной политики, в решении насущных проблем в области поддержки и защиты семьи, материнства и детства.

Список литературы

  1. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. : ( изменениями и дополнениями от:3 ноября 2000 г., 3 декабря 2002 г., 15 июня 2006 г., 18 сентября 2008 г., 13 июля 2009 г., 19 мая 2011 г., 28 июня 2012 г., 4 марта 2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Семейный кодекс Республики Башкортостан от 02 марта 1994 года № ВС-22/34: одобрен постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 2 марта 1994 г. // СПС «КонсультантПлюс»
  3. О Государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 24 июля 2000 года №87-з : принят законодательной палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 6 июля 2000г. : // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 года №44-з: Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 25 ноября 1999 года: // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Об охране семьи, материнства, отцовства в Республике Башкортостан : закон Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 г. №ВС-21/19 : (ред. 02.02.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
  6. О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 23 марта 1998 г. №151-з ): // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Концепция семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года : утверждена Указом Главы Республики Башкортостан от 14 августа 2015 г. №УГ-184 // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Об утверждении концепции демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года: Указ Президента Республики Башкортостан от 14 июля 2008 г. №УП-333 // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Об утверждении положения о порядке выявления и учета отдельных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 апреля 2010 г. №103 // СПС «КонсультантПлюс».
  10. О ходе выполнения Постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 мая 2009 года N 165 "О совместной работе республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 4 декабря 2009 г. №444 // СПС «КонсультантПлюс».
  11. О совместной работе республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 мая 2009 года №165 // СПС «КонсультантПлюс».
  12. О государственной программе "Социальная защита населения Республики Башкортостан: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 671 // СПС «КонсультантПлюс».
  13. План дополнительных мероприятий по повышению рождаемости в Республике Башкортостан на 2017-2020 годы: Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2017 г. № 480-р// СПС «КонсультантПлюс»
  14. Богомазова, О.И. Проблемы государственной семейной политики в регионе (на примере Владимирской области)/ О.И.Богомазова, Д.И.Кошкина// Экономика и предпринимательство. — 2017. — №6(83). — С.290-292.
  15. Будылина, Е.М. Семейная политика как регулятор формирования и развития семейно-брачных отношений региона/ Е.М. Будылина// Экономика, социология и право. — 2013. — №12. — С.97-104.