Правовые основы взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений в Российской Федерации

№105-1,

юридические науки

В статье изложены основные документы обеспечивающие нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации. Изучены различные нормативно-правовые акты в данной области, а также частично рассмотрена специфика взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений в рамках нормативно-правовой сферы деятельности, не выделяя какую-либо из конфессий, а оставляя все обезличено. Данная работа рассматривает религиозные объединения и их статус в разных отраслях права в Российской Федерации.

Похожие материалы

Нормативно-правовая база Российской Федерации довольна большая и разрастается с каждым годом. Анализ и характеристика современной российской нормативно-правовой базы в сфере взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений является актуальной темой связанной с жизнедеятельностью общества. Обусловлена данная тема тем, что на сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция в увеличении сотрудничества государственных институтов и религиозных объединений в решение многих социальных вопросов, в частности сохранения культурно-нравственных ценностей нашего государства.

Основополагающим документом в правовом регулировании взаимоотношения государства и религиозных объединений будет конечно же Конституция, а если более конкретно, статья 14. Именно в ней указано, что Российская Федерация является светским государством и ни одна религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Следующая правовая основа данного взаимоотношения — это Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ. Данный федеральный закон признает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством. Предметом регулирования данного закона будут правоотношения в области прав человека на свободу совести и вероисповедания, ведь никто не может запретить человеку исповедовать ту или иную религию, за исключением того случая если она является запрещенной на территории Российской Федерации. Так данный закон гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания или отказа от этого, и то что в религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.

Выделим, что государство согласно данному федеральному закону обязуется:

  1. Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности;
  2. Не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  3. Не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
  4. Обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Взамен, государство дает религиозным организациям следующие привилегии:

  1. Различные налоговые и иные льготы, а также оказывает различную материально-финансовую помощь религиозным организациям в реставрации, охране и содержании объектов, являющихся памятниками культуры
  2. Назначения различных религиозных праздников нерабочими днями;
  3. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Но любая конфессиональная деятельность очень обширна, её работа может выходить далеко за «ворота» вероисповедания, она может на прямую влиять на сознание своих прихожан, именно поэтому есть определенный перечень запретов в осуществлении их деятельности, все эти запреты обеспечивают светский характер государственной власти и противодействие экстремизму в Российской Федерации.

Так федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ защищает права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, обеспечивает целостность и безопасность Российской Федерации определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. Данный закон также регулирует взаимоотношения государственных институтов и религиозных по противодействую экстремизму на территории Российской Федерации. В случаи нарушения законодательства в этой сфере на религиозные организации могут быть наложены следующие санкции: запрет на деятельность или предупреждение, которые влекут уже уголовные наказание, согласно главе 29, а именно статьи 280 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Особенно место в сфере правового регулирования взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений, занимает федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» от 29.06.2013 N 136-ФЗ. Данный федеральный закон внес изменения в законодательство, с целью защиты вероисповедания, прописав административные и уголовные санкции, за нарушения прав граждан в их выборе вероисповедания. Были изменены статьи Уголовного Кодекса и Кодекса об Административных правонарушениях. Благодаря, данному закону с 2013 года за неуважение или воспрепятствованию религиозных чувств верующих. Данное изменение в законодательстве было принято с целью защиты чувств верующих, но стоит обратить внимание на нормы Уголовного Кодекса, они не носят, в отличии от Кодекса об Административных правонарушениях, такого четкого объяснения, что же будет именно считаться правонарушением. Отсутствие четкой формулировки с приведенным перечнем данной нормы, приводит к созданию «стены» между делами религиозных объединений и средств массовой информации.

Также нормы правового взаимоотношения между государственными институтами и религиозными объединениями нашли своё отражение и в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Так различные работы по сохранению и охране культурных объектов, переданных в пользование или на праве собственности религиозным объединениям, реализация предметов и товаров религиозного назначения не подлежат налогообложению, согласно статье 149. Религиозные организации не обязаны вести свой бухгалтерский учет, хотя согласно статье 23 федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», они могут вести предпринимательскую деятельность. Отдельно хочу отметить, что почти все пособия и выплаты, которые производят религиозные организации не облагаются налогом, согласно статье 217 Налогового Кодекса.

Также религиозные организации согласно статье 219, могут получать социальный вычет, на осуществление своей уставной деятельности.

Согласно статье 251 Налогового Кодекса Российской Федерации, для религиозных организаций доходы, не учитываемые в налоговой базе представлены в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Таким имуществом могут быть как памятники культуры, переданные им в собственности, так и доходы от реализации религиозной продукции, а также пожертвования. Так же согласно статье 270 Налогового Кодекса, все расходы, связанные с производством и реализацией различных товаров и обрядов религиозного назначения, не признается объектом налогообложения. Статья 333.35 от государственной пошлины освобождаются религиозные объединения за право иметь в наименования «Россия» и «Российская Федерация», а также все производные от них. Статья 381 Налогового Кодекса Российской Федерации, от налога на имущество освобождаются религиозные организации, используемого ими в целях осуществления своей деятельности. Так же земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, статья 395 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что религиозные организации обладают огромным количеством налоговых преференций, они на законодательном уровне освобождены от уплаты таких налогов, как земельный налог, налог на имущество и налог на прибыль организации.

В итоге мы можем увидеть картину, что государство дало религиозным организациям защиту и стену в лице федерального закона «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» от 29.06.2013 N 136-Ф. Вторым важным аспектом в правовом взаимоотношение государства и религиозных объединений, является огромное количество освобождений по налоговым обязательствам и ведению бухгалтерского учета. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ, постановляет, что государство не вмешивается в выбор вероисповедания граждан и защищает его, но также согласному этому же закону единственным путем воздействия на религиозную организацию остается нарушение законодательства. В современных реалиях, чаще всего это будет применение федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ. Как можно было заметить государство создало все для образования, защиты и денежного обогащения религиозных организаций. Такое взаимоотношения религии и государства значительно сдерживает и ограничивает Российскую Федерацию как светское государство, ведь единственным органом, который может хоть как контролировать или следить за деятельностью религиозных организаций остается Прокуратура и в определенных ситуациях Федеральная Служба Безопасности.

Список литературы

  1. Атаманчук Г.В Теория государственного управления: учебник. 4-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2006.- 585 с.
  2. Бабич И.Л. Государство и религия на Северном Кавказе // Вестник Российской нации. 2017. № 5 (57).- С. 34-50.
  3. Кунсбаева Л.М. Проблемы взаимодействия религии, общества и государства // Теория и практика современной науки. 2017. № 12 (30). -С. 399-402.
  4. Лукьянова Е.Г. Светское государство в контексте соотношения права и религии // Российское право онлайн. 2018. № 3. -С. 46-52.
  5. Мчедлова М.М. Религия, общество, государство: вызовы и угрозы современности // Социологические исследования. 2016. № 10 (390). -С. 110-118.