Подростковый экстремизм как одна из форм девиантного поведения подростков

№98-1,

социологические науки

В настоящее время Россия испытывает серьёзную проблему среди подростков. Это не только употребление алкоголя, наркотиков, но и склонность к экстремизму.

Похожие материалы

В условиях сложившейся ситуации у подростков возросла потребность не только в употреблении алкоголя и наркотиков, но гораздо более серьёзной проблемой для всех нас является то, что возросло экстремистское направление в поведение детей и подростков. [1. с.92]

Особенно в данный период неутешительным представляется нам то, что распространение данных негативных тенденций происходит не только в молодёжной среде, но и в том числе среди подростков. А ведь дети –это наше будущее государства и этот факт неоспорим. И какими будут наше дети сейчас очень важно зависит от нас взрослых, как от родителей, так и от педагогов.

Как мы будем заниматься их воспитанием и духовно-нравственным развитием.

Среди участившихся экстремистских движений очень сложно приходиться педагогам, а большую часть ответственности ложится на плечи психологов. Мы не можем знать, чем занимается наш ученик в свободное от школы время, порой даже родители не знают где и с кем их чадо проводит своё свободно время, чем интересуется. Ведь они не рассказывают о своих наклонностях не в школе ни родителям, а когда педагоги об этом узнают то уже бывает поздно — ребёнок мог совершить какой-то проступок.

Что же может привести к такому, что наши школьники вступают в такие организации, давайте рассмотрим факты и причины данной проблемы.

Рассмотрим факты, которые приводят наших подростков к данному поведению:

  1. кризис в семье;
  2. количество неполных семей (в России очень сильно растёт число разводов);
  3. тяжёлая экономическая ситуация в стране;
  4. изнеженное воспитание в семье;
  5. гиперопёка родителей;
  6. влияние СМИ, а в особенности интернет ресурсов;
  7. различные эзотерические и религиозные сообщества в которых могут состоять родители либо сами дети самостоятельно попадают в данные сообщества.

Всё это приводит к девиантному поведению подростков и молодёжи.

Агрессия во взаимоотношениях близких в семье стала нормой. Изменилась парадигма отношений к жизни- доминантой стал эгоцентризм (я- все остальные; моя семья — все остальные; моя родня- все остальные; моя нация- все остальные), а также появился культ семьи и денег.

Когда развалилась система советского воспитания (коллективного, бесплатного, интернационального) появилось телевиденье, а затем видео и интернет которые заменили воспитателей, родителей, нянь. При этом СМИ. Также борясь за выживание, шли на поводу «рынка», активно преподносили нам «жестокие уроки жизни». Преобладание негативной информации, сцен насилия, вербальной и визуальной агрессии в репортажах, фильмах. программах и, передачах-а это засилье пошлой культуры и низкого вкуса привело наше поколение к данному поведению. [1. с.110]

Если ребёнок с детства стал видит вокруг себя только агрессию, негатив то он вольно или невольно начинает воспринимать это, как «руководство к действию». Ребёнок ищет наиболее оптимальную модель поведения, в качестве которой для многих в сложившейся ситуации выступает приверженность к экстремистским взглядам.

Почву для проявления экстремизма даёт и экономическая ситуация. «Материальная и социальная неудовлетворённость требует выплеска энергии». Проблема заключается в том, что нашим детям нет возможности для выплеска своих эмоций.

Но у нас не хватает спортивных клубов и площадок и поэтому подросткам приходится выплёскивать свою энергию в ночных клубах, барах в подворотнях, а там как правило алкоголь. наркотики, а это новая волна агрессии, которая под их влиянием притягивает авантюристов и желающих «разобраться, кто же здесь прав и, кто лучше».

Можно выделить основные причины подросткового экстремистского движения:

  1. ослабление и отсутствие воспитательной работы в школах, училищах, колледжах и институтах;
  2. упразднение массовых детских и молодёжных организаций;
  3. разлагающее влияние средств массовой информации. В первую очередь телевиденья, с его пропагандой насилия всех видов, преступности;
  4. снижения уровня жизни;
  5. смена подленных общечеловеческих ценностей на мнимые и иллюзорные;
  6. отсутствие высоких идеалов у молодёжи и взрослых;
  7. массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;
  8. уничтожение доступной, демократичной культурно-досуговой сферы, коммерциализация центров досуга. Спортзалов, работы музыкальных школ, школ эстетического воспитания, различных кружков и секций;
  9. общее снижение культурного уровня;
  10. массовая безработица, неуверенность в завтрашнем дне;
  11. массовая миграция населения;
  12. политическая нестабильность;
  13. ухудшение физического и психического здоровья детей;
  14. снижение политической активности у подростков. [1. с.114]

На территории Российской Федерации на данный момент действует ряд радикальных общественных объединений, представители которых допускают использование экстремистских форм политической борьбы в виде проведения несанкционированных митингов, распространения материалов, содержащих призывы к насильственному изменению конституционного строя, направленных на разжигание вражды, хулиганских действий, актовых вандализма, уничтожение чужого имущества.

Также у нас в России появились различные религиозные экстремистские формирования как ваххабиты и сатанисты. Они ведут активную проземитисткую деятельность, занимаясь вербовкой через распространение литературы и видеопродукции, создание многочисленных сайтов и страниц в социальных сетях, беседы и призывы в мечетях, в образовательных учреждениях, проводя «конференции» и. т.д. Члены подобных организаций проходят теологическую подготовку в мусульманских вузах за рубежом или закосперированных ячейках на местах, где с ними работают опытные мушарифы — наставники. [2.с.268]

Ведь исламская и христианские религии запрещают все насильственные действия, употребления алкоголя и наркотиков. Тогда как ваххабизм и сатанизм это позволяет и порой обещает им райскую жизнь. А их родственникам обещают выплачивать регулярно гонорар за их подвиги.

Как правило все эти религиозные экстремистские формы движения у нас в России финансируются с запада. Они привлекают в свою организацию в основном трудных подростков. Так как ими проще управлять в особенности теми, кто употребляет алкоголь. Ведь детская психика ещё не окрепла, да к тому же под воздействием алкоголя они становятся более доверчивыми и сговорчивыми и таким образом они из них делают марионеток. Ведь порой часто принято считать. Что все эти религиозные движения ведут свою пропаганду через НЛП, а ещё и употребление алкоголя и наркосодержащих препаратов более усугубляет и без того раненную психику ребёнка и в вот подросток уже готов совершать различные экстремистские подвиги сам не понимая для чего он всё это делает. Даже находясь в местах лишения свободы, экстремисты продолжают и оттуда вести вербовку сторонников, а выйдя на свободу, адепты становятся более озлобленными по отношению к обществу и начинают вести себя гораздо более осторожно. [2.с.268]

Нам психологам нужно разработать программу профилактики подросткового экстремизма совместно с духовными конфессиями. Проводить профилактические мероприятия среди школьников и подростков, а также молодёжи со вместо с представителями духовных конфессий. Как можно больше создать бюджетных спортивных секций и кружков, чтобы дети могли выплёскивать свою энергию. А также нужно создать контроль за различными социальными сетями, которые ведут к пропаганде экстремизма.

Список литературы

  1. О.В. Попов. О.О. Попова. Причины и особенности экстремизма в молодёжной среде. Меры противодействия молодёжному экстремизму. Право 2008г.
  2. Т.З. Уразметов. Ошибки и возможности на пути предотвращения роста религиозного экстремизма в России. Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве 21 века. БГПУ им. М Акмуллы.