Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства

№106-1,

экономические науки

В статье рассматриваются специальные режимы налогообложения, установленные для субъектов малого предпринимательства. Применение данных режимов способно увеличить количество малых предприятий в России. В статье приведена характеристика основных положений налогообложения малого бизнеса.

Похожие материалы

Одним, из наиболее распространенных косвенных методов поддержки малого и среднего бизнеса является использование системы налогообложения. Ситуация и темпы развития малого предпринимательства во многом обуславливаются налогообложением. Налоговое законодательство России обладает, с одной стороны, значительным нормативным материалом, а с другой — частым внесением всевозможных изменений, т.е. малоустойчиво.

Налоги и специальные налоговые режимы выступают эффективными инструментами поддержания малого бизнеса. Налоговое законодательство предусматривает ряд мер налогового регулирования, представляющих собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, в рамках специальных налоговых режимов. Необходимость их применения в РФ обусловлена существующими различиями, как в экономическом статусе плательщиков, так и в осуществляемой ими деятельности [3, с. 42].

Особые налоговые режимы в отношении малого бизнеса применяются в большинстве развитых стран.

Таким образом, субъектам малого предпринимательства дается право использования специальных налоговых режимов. Специальным налоговым режимом в соответствии со ст. 18 НК РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленного периода времени, употребляемый в ситуациях и порядке установленном законодательством о налогах и сборах [1]. В 2002 году в Налоговый кодекс был введен раздел о специальных налоговых режимах. Прежде он простирался только на сельскохозяйственных производителей, позже раздел пополнили главами об упрощенной системе налогообложения, едином налоге на вмененный доход, а с 2013 года — патентной системе налогообложения.

В. И. Насыров считает, что сущность специальных налоговых режимов заключается в цели их введения. Основной целью введения специальных налоговых режимов является достижение с их помощью более высокого фискального и регулирующего эффекта налогообложения в определенных сферах деятельности. Выделяются две цели, которые преследует государства путем введения специальных налоговых режимов:

  1. Финансовая цель, в данном случае специальные налоговые режимы рассматриваются как инструмент налогового регулирования;
  2. Организационная цель, предусматривает упрощение процедуры налогового администрирования [6, с. 1431].

На практике разграничить реализацию данных целей довольно сложно. Однако все предусмотренные в стране специальные налоговые режимы должны строиться на такие принципах, как принцип справедливости, эффективности, нейтральности и простоты.

Финансовая цель специальных налоговых режимов заключается в налоговом регулировании, т. к. решение тех задач, которые ставятся перед ними, в рамках общей системы налогообложения невозможно. Что касается организационной цели, то она достигается путем использования в специальном налоговом режиме конструкции единого налога, что приводит к упрощению процедур налогового контроля.

Исходя из вышесказанного, предпосылками возникновения специальных налоговых режимов являются, во-первых, поддержка и развитие малого бизнеса, а во-вторых, социальная справедливость, то есть перераспределение доходов между крупным и малым бизнесом, компенсации последнему повышенных рисков хозяйствования, ограничений в доступе к финансовым ресурсам, в-третьих, привлечение инвестиций в определенные отрасли промышленности.

Сущность специальных налоговых режимов заключается в цели их введения. Ведение упрощенного режима налогообложения позволяет организациями снизить затраты на учет и расчет налогов. Однако с другой стороны малое предпринимательство может стать серьезной проблемой в области развития тенденций уклонения от налогообложения. Если законными способами снижения суммы налогов в связи с несовершенством законодательства в большей степени пользуются в основном крупные предприятия, то уклонение от налогообложения посредством сокрытия выручки либо непредставления или предоставления недостоверной отчетности, осуществление операций без государственной регистрации чаще всего встречаются именно среди малого бизнеса. И основной причиной таких явлений является не только высокая степень вероятности избежать наказания, уклонение приобретает массовый характер тогда, когда ожидаемые преимущества с учетом вероятности обнаружения нарушений и вынесения наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, причем в состав издержек включается не только сумма начисленного налоги, но и расходы на ведение бухгалтерского и налогового учета, составление отчетности. Если такие издержки высоки, то это может привести к полному отказу от декларирования. Снижения таких издержек можно достигнуть путем применения упрощенных правил декларирования. Таким образом, используемые упрощенные системы учета и отчетности приводят к снижению издержек для налогоплательщика, а также ведут к уменьшению административных издержек, связанных с проверкой таких налогоплательщиков. Добиться снижения уклонения от налогообложения можно еще и за счет того, что признаки, на основании которых рассчитывается упрощенный доход будет сложнее скрыть или исказить, чем те, которые служат для определения налогооблагаемого дохода в соответствии с общепринятой системой налогообложения [7, с. 54].

На основании вышеизложенного можно отметить, что необходимость ведения в налоговую систему специальных налоговых режимов для малого бизнеса, с одной стороны, направлена на его государственную поддержку, с другой — решает проблемы социальной справедливости, связанные с перераспределением доходов между крупным и малым бизнесом, компенсирует повышенные риски хозяйствования, ограничения в доступе к финансовым ресурсам.

Первым исторически введенным на территории РФ специальным налоговым режимом была упрощенная система налогообложения. Она принята с 1 января 1996 г. Главной целью введения данного режима явилось максимальное упрощение механизма ведения бухгалтерского учета и уплаты налогов малыми предприятиями. Введение упрощенной системы налогообложения было нацелено на формирование благоприятных условий функционирования субъектов малого предпринимательства.

Однако данный режим налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса не получил в России достаточного развития: к концу 2002 г. ее применяли около 50 тысяч организаций и чуть более 100 тысяч ИП. Это объяснялось тем, что меры, применяемые государством для развития специальных налоговых режимов и поддержки малого и среднего бизнеса, часто носили противоречивый и непоследовательный характер [8, с. 576].

Существенные изменения в данный режим налогообложения были внесены с 1 января 2003 г. после введения в НК РФ главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность для бизнеса заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется одним налогом. Уплата единого налога освобождает от обязанностей по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, НДС и налога на имущество. При этом плательщики УСН не освобождены от уплаты страховых взносов и от обязанностей налоговых агентов.

В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ в качестве плательщиков единого налога выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют данный режим налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.

В качестве объекта налогообложения могут рассматриваться два объема: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Выбор объекта производится налогоплательщиком самостоятельно.

Доходы субъекта УСН формируются из двух групп доходов: доходов от реализации и внереализационных доходов. В некоторых случаях в организациях малого бизнеса предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов, определенный гл. 26.2 НК РФ. В отличие от налога на прибыль организаций перечень расходов, подлежащий учету при применении упрощенной системы налогообложения является закрытым. Для учета субъектами малого бизнеса используется кассовый метод признания доходов и расходов.

Статьей 346.20 НК РФ предусмотрены ставки налога, которые также определяются в зависимости от объекта обложения [1].

При объекте налогообложения доходы ставка налога составляет 6%, с 1 января 2016 года субъекты РФ имеют право установить ставку налога в размере от 1 до 6: в зависимости от категорий налогоплательщика, а при выборе в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину — 15%, при этом субъекты Российской Федерации могут установить налоговую ставку в пределах от 5 до 15%.

Кроме этого законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Исчисляется налог только самим налогоплательщиком. В качестве налогового периода предусмотрен календарный год, отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Если налогоплательщик использует в качестве объекта налогообложения доходы, то он имеет право уменьшить исчисленный налог на величину взносов в государственные внебюджетные фонды, но не более чем на 50%.

Налог подлежит уплате в следующие сроки: не позднее 31 марта следующего года для организаций и не позднее 30 апреля следующего года — для предпринимателей — не позднее 30 апреля года. Авансовые платежи уплачиваются в бюджет до 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Упрощенная система налогообложения на современном этапе продолжает совершенствоваться, что связано с наличием определенных недостатков в действующем порядке и изменяющимися условиями.

Вторая форма налогообложения в виде единого налога на вмененный доход была введена в РФ в 1999 г. Ее введение преследовало следующие цели:

  1. Заставить платить налоги и вывести из «теневой» сферы экономики сложно поддающейся учету налично-денежный оборот субъектов малого предпринимательства;
  2. Упрощение процедур расчета и сбора налогов, а также процесса ведения бухгалтерского учета.

Система единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2013 г. принципиально изменила порядок применения этого режима. С данного периода времени вместо обязательного был введен добровольный порядок на переход на единый налог на вмененный доход.

При том, что одной из главных задач введения единого налога на вмененный доход являлось привлечение к уплате налогов организации и предпринимателей, занимающихся деятельностью в сферах, в которых налоговый контроль значительно затруднен. Теперь же налогоплательщики сами решают, переходить им на уплату единого налога на вмененный доход или же применять общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения либо патентную систему налогообложения [2, с. 97].

Право на введение на территории муниципального образования единого налога на вмененный доход принадлежит представительным органам местного самоуправления. В связи с этим этот специальный режим имеет сходство с местными налогами.

Особенность единого налога на вмененный доход как специального налогового режима состоит в том, что налогоплательщики, также как и при использовании упрощенной системы налогообложения вместо ряда налогов, уплачивают один единый налог.

В качестве объекта налогообложения выступает вмененный доход. Согласно ст. 346.27, под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой выступает денежное выражение вмененного дохода.

Налоговым периодом признается квартал. Ставка налога устанавливается в размере 15% вмененного дохода.

Исчисляется налог самим налогоплательщиком, а уплата производится по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ, налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Третий специальный налоговый режим — патентная система налогообложения, она призвана служить достижению четырех основных целей:

  1. привлечение населения к самозанятости;
  2. легализация малого бизнеса;
  3. наполняемость бюджета;
  4. поступление средств во внебюджетные фонды [4, с. 35].

Патентная система налогообложения регулируется гл. 26.5 НК РФ. Право вводить на территориях данный режим налогообложения принадлежит органам власти субъектов РФ.

Согласно ст. 346.44 НК РФ налогоплательщиками патентной системы налогообложения являются индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим в порядке, установленном гл. 26.5 НК РФ. Документом, подтверждающим право на ее использование является патент, который выдается на осуществление только одного вида деятельности. Патент является действительным только на территории субъекта РФ, в котором он выдан. Так, что если предприниматель осуществляет деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то он должен получать патенты в каждом субъекте РФ.

Применение патентной системы налогообложения, также как и других специальных налоговых режимов заменяет уплаты ряда налогов индивидуальным предпринимателям уплатой стоимости патента. Переход на патентную систему налогообложения осуществляется предпринимателем добровольно.

В качестве объекта налогообложения выступает потенциально возможный годовой доход, который может быть получен предпринимателем в связи с осуществлением определенного вида деятельности. Налоговое базой признается денежное выражение объекта налогообложения, однако, если при едином налоге не вмененный доход предусмотрено установление потенциального дохода за месяц, то при применении патентной системы налогообложения данный доход устанавливается за год. В качестве налогового периода рассматривается период времени, на который получен патент. Ставка налога составляет 6%.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Предоставление налоговой декларации индивидуальными предпринимателями, использующими патентную систему налогообложения не предусмотрено.

Четвертым специальным налоговым режимом выступает — единый сельскохозяйственный налог. Он имеет для России большое значение, так как Россия всегда была аграрным государством. В Российской Федерации данный режим был введен в 2002 г. Целесообразность введения этого налога заключалась в обеспечении повышения эффективности сельскохозяйственного производства путем стимулирования сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий [5, с. 296].

Существенные изменения в порядок исчисления единого сельскохозяйственного налога были внесены Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукции или осуществляющие ее переработку и реализующие эту продукцию.

Переход на указанную систему налогообложения предусматривает замену ряда налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога.

Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Ставка налога установлена в размере 6%. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется на основании налоговой декларации, которая составляется по итогам деятельности за календарный год, и уплачивается авансовыми платежами один раз в полугодие. Сумма авансового платежа вносится на счета органов Федерального казначейства не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Налоговая декларация представляется в срок не позднее 31 марта следующего года.

Таким образом отмечено значительное разнообразие форм налогообложения малого предпринимательства, позволяющее им в рамках закона выбрать наиболее оптимальные режимы и способы налогообложения. Это позволяет государству решать частично проблемы с оказанием мер государственной поддержки малого бизнеса и способствовать его развитию на территории Российской Федерации.

Список литературы

  1. Налоговый Кодекс РФ, часть I,II // ИПЦ «Консультант плюс».
  2. Боташева Ф.Б. Особенности налогообложения предприятий малого бизнеса в российской федерации / Ф.Б. Боташева // Вопросы экономики и права. -2018. — № 120. — С. 95-100
  3. Мурадова М.А. Система налогообложения в малом и среднем бизнесе / М.А.Мурадова // Science. — 2016. — № 2. — С. 41-44
  4. Росомаха Д.А. Проблемы налогообложения среднего и малого бизнеса в современных условиях / Д.А. Росомаха Д.А. // Форум молодых ученых. — 2018. — № 5-3. — С. 34-39
  5. Саенко С.В. Проблемы системы налогообложения в малом бизнеса / С.В.Саенко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2016. — № 7. — С. 294-299
  6. Усманова Н.В. Применение систем налогообложения в малом бизнесе / Н.В. Усманова Н// Экономика и социум. — 2016. — № 12-2.- С. 1427-1433
  7. Шестакова Е.В. Основные ориентиры и условия предоставления льгот малому бизнесу в сфере налогообложения / Е.В. Шестакова // Сибирская финансовая школа. — 2016. — № 5. — С. 53-63
  8. Янбухтина Е.Н. Упрощенная система налогообложения малого бизнеса / Е.Н.Янбухтина // Вестник современных исследований. — 2018. — №12.7. — С. 575-577