Необходимость внедрения АПК "Безопасный город"

№107-1,

технические науки

В статье рассматривается необходимость внедрения аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" для повышения общего уровня безопасности населения и инфраструктуры субъекта Российской Федерации, а также повышение качества работы по управлению рисками.

Похожие материалы

XXI век называют веком информационных технологий. Информационные технологии стремительно развиваются и проникают во все сферы жизни и деятельности человека. Естественно, большое развитие сегодня они получили и в сфере обеспечения техносферной безопасности и защиты жизни и здоровья граждан и повышения защищенности территорий и объектов инфраструктуры.

С развитием человечества возрастает и количество рисков возникновения происшествий, чрезвычайных ситуаций и катастроф. Многочисленные негативные последствия аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий требуют больших финансовых затрат и усилий специализированных служб, направленных на ликвидацию последствий подобных происшествий.

В целях минимизации рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий, а также уменьшения их возможных негативных последствий большое значение имеет работа по прогнозированию и предупреждению возможных аварий и катастроф. Успех мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций может быть, достигнут путем обеспечения высокого уровня взаимодействия органов государственной власти и организаций в целях организации мероприятий по профилактике, предупреждению и ликвидации последствий происшествий.

Основную роль в организации взаимодействия играет обеспечение информационного обмена. От своевременности получения, обработки и передачи оперативной информации зависит качество и эффективность проводимых мероприятий по реагированию на возможные происшествия.

Для сбора, обработки и передачи информации сегодня существует большое количество различных технических средств, включающих различные системы связи и оповещения, специализированное программное обеспечение, интернет-ресурсы, средства визуализации информации, аудио-, видео-передающая и записывающая аппаратура и многие другие.

Сегодня мы можем наблюдать проникновение информационных технологий и внедрение новейшего программного обеспечения в работу органов власти и организаций, сферой деятельности которых является обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В настоящее время на территории Российской Федерации взаимодействие в целях решения вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организовано в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

За время существования РСЧС сложилась прочная система органов управления и сил и средств, позволяющая осуществлять сбор, анализ, обмен информацией, обеспечивать готовность и своевременное реагирование сил и средств, принятие необходимых мер по управлению рисками.

Благодаря опыту системного подхода к обеспечению безопасности населения и территорий на «платформе» РСЧС стало возможным создание аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город», который призван объединить органы управления и силы и средства, как входящие в РСЧС, так и находящиеся вне ее.

В настоящее время внедрение АПК «Безопасный город» на территории Российской Федерации и, в частности, столичных городов не завершено, продолжаются мероприятия по разработке программного обеспечения и методической документации по функционированию сегментов комплекса. Кроме того, нормативно-правовыми актами на данный момент предусмотрено проведение мероприятий по развитию АПК «Безопасный город» до 2020 года. Большую значимость для повышения безопасности населения и инфраструктуры представляет оценка эффективности уже введенных в эксплуатацию программных средств АПК «Безопасный город».

Углубленное изучение и исследование нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, статистической и плановой информации позволит оценить достаточность документов, регламентирующих деятельность по разработке и внедрению АПК «Безопасный город». Исследование данной темы позволит определить и оценить эффективность внедрения АПК «Безопасный город» для повышения общего уровня безопасности населения и инфраструктуры города, а также повышение качества работы по управлению рисками.