Проблемы предпринимательсткой деятельности в Российской Федерации и меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

№109-1,

экономические науки

В статье проводится анализ современного состояния и проблем предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Проблемы малого и среднего предпринимательства рассматриваются в динамике, начиная с 2006 по 2019 год. Существенную роль в развитии бизнеса играет государство. Благодаря государственной поддержке активизируется работа предпринимательства в стране. Автор исследует основные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и предлагает направления их совершенствования

Похожие материалы

Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Высокий уровень развития предпринимательской активности в стране способствует экономическому росту, снижению безработицы населения, в том числе в периоды кризисных явлений. Также хорошо развитое национальное предпринимательство вносит вклад в повышение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Проработанная система предпринимательских отношений создает открытое пространство с низкими барьерами для начала осуществления деятельности в качестве предпринимателя, тем самым создавая здоровую конкурентную среду, обеспечивающую высокий уровень конечных продуктов, работ или услуг. Это лишь часть благоприятных результатов, которых может достичь государство путем развития предпринимательства.

Перед Российской Федерацией возникает ряд проблем, которые мешают благополучному достижению поставленной цели по развитию предпринимательства стране [2]:

  1. Ограниченность финансовых ресурсов, которая выражается в сложности привлечения необходимого объема финансирования предпринимательства из-за высоких затрат труда и времени на исполнение формальных процедур, в высокой стоимости привлечения заемных средств, что ограничивает объемы производства, не позволяет улучшать качество выпускаемой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ. Так же в результате настоящей проблемы, представители малого и среднего предпринимательства не в состоянии осуществлять вложения в рекламную и маркетинговую деятельность в размерах сопоставимых с крупным бизнесом.
  2. Административные барьеры, возникающие в результате широкого перечня законодательных требований. Предпринимателям необходимо исполнять множество формальных процедур для получения государственных патентов и лицензий, разрешений на определенные виды деятельности, затрачивать существенные объемы времени и дополнительные финансовые ресурсы на подготовку и предоставление документов. Кроме того, контрольные и надзорные органы активно проводят разноплановые проверки малых и средних предпринимателей, что создает дополнительные обязанности предпринимателей по соответствию широкому перечню требований, которые, в ряде случаев, не сопоставимы объему деятельности малых и средних предприятий. Денежные средства, которые мог ли бы пойти на расширение операционной деятельности, направляются на финансовое обеспечение соответствия требованиям законодательства.
  3. Нагрузка, связанная с обязанностью по составлению отчетности. От предпринимателей необходимо понимание налогового законодательства, чтобы правильно исчислить и уплатить налог в бюджеты бюджетной системы. Из-за низкой финансовой грамотности предприниматели вынуждены привлекать сторонних специалистов, которые осуществляют подготовку бухгалтерской, налоговой отчетности, предоставляют консультации по ведению бухгалтерского и налогового учета и т.д. Малые и средние предприниматели обязаны формировать отчетность и осуществлять затраты своих ресурсов, даже при несущественных масштабах бизнеса.
  4. Сложности с получением права на исполнение государственного и муниципального заказа связана с тем, что предпринимателям необходимо готовить заявку на право принять участие в государственной или муниципальной закупке, но с высокой частотой в формальных процедурах отбора отдают предпочтение поставщикам с большим опытом работы и стабильной репутацией добросовестного поставщика. В противовес настоящей проблеме были приняты меры по установлению нормативов по обязательному вовлечению малых и средних предпринимателей в государственные и муниципальные закупки, что повышает возможности предпринимателей на участие в закупках. Имеют место быть ситуации, когда представителям малого и среднего бизнеса удается принять участие в государственном или муниципальном контракте, но из-за нехватки опыта или из-за недобросовестности предпринимателя, исполнение контракта может осуществиться с задержкой или не осуществиться. Это связано с проблемой плохой обеспеченности предпринимателей знаниями по ведению, развитию бизнеса.
  5. Слабая доступность нежилых помещений, используемых для ведения предпринимательской деятельности. Настоящая проблема возникает в результате высокого уровня цен на покупку или найма в аренду нежилых объектов недвижимости. Объекты недвижимости с экономически выгодным местом расположения чаще всего сдается в аренду и размеры арендных платежей за подобные объектам недвижимости исключают возможность осуществления деятельности малыми и средними предпринимателями в таких местах расположения.
  6. Трудность продвижения товаров, работ и услуг. Рекламные и маркетинговые акции малых и средних предпринимателей обычно проводятся с привлечением незначительных объемов финансовых ресурсов. Хотя как для вновь открывшихся, так и действующих предпринимателей экономически выгодно повышать узнаваемость своей продукции и привлекать новых клиентов. Крупный бизнес производит значительно большие затраты на продвижение своих товаров, работ и услуг. Таким образом, малые и средние предприниматели не могут конкурировать с крупными игроками. Как следствие, предприниматели прекращают свою деятельность в результате невостребованности на рынке.
  7. Предприниматели привлекают неквалифицированный персонал, так как на оплату труда работников высокой квалификации отсутствуют средства. Высококвалифицированные работники стремятся трудоустроиться таким образом, чтобы их вознаграждение было эквивалентно их компетенциям и умениям. Предприниматели не могут обеспечить достойный уровень вознаграждения. В результате использования неквалифицированного труда, снижается уровень качества продукции, работ и услуг предпринимателей.
  8. Плохая обеспеченность предпринимателей информацией и знаниями по ведению, развитию бизнеса. Отсутствуют механизмы обучения, повышения квалификации предпринимателей. В результате предприниматели, открывают бизнес на основе одной идеи и продолжают эксплуатировать её до тех пор, пока изменяющаяся рыночная среда не изменится до такой степени, что предпринимателю будет невыгодно вести бизнес.

Ещё одной проблемой предпринимательства в Российской Федерации является высокая нагрузка по уплате обязательных социальных взносов во внебюджетные фонды. Настоящая проблема может возникнуть в результате не убыточной деятельности предпринимателя, либо временной заморозки деятельности. В результате предприниматели не могут осуществить уплату социальных взносов, что в конечном итоге может привести к ликвидации бизнеса.

В свою очередь, на Московском финансовом форме 2019 года была рассмотрена тема «Предпринимательская активность: проблемы и источники роста». Участники выступления озвучили ряд аналогичных проблем. Так, например, проблема с административными барьерами, ограниченностью финансовых ресурсов и налоговой нагрузкой в части составления налоговой и бухгалтерской отчетности остаются на повестке дня. Более того, в 2019 году озвучены и другие проблемы, которые присущи предпринимательству. К новым проблемам можно отнести: неэффективное использование субсидий предпринимателями, субсидирование неэффективных игроков, нецелевое использование субсидий (например, покупка оборудования производственным предприятием и сдача его в аренду) [4].

Для решения вышеупомянутых проблем были предприняты определенные меры, которые направлены на стабилизацию экономического положения малых и средних предпринимателей, а также на их активное вовлечение в национальную экономику, развитие и становление. В качестве ответной меры на проблему, связанную с перегруженной системой отчетности и подконтрольности, было предложено освободить предпринимателей от обязанности по подготовке налоговой отчетности в случае, если такие предприниматели установили контрольно-кассовую технику. С другой стороны, у предпринимателей возникает необходимость по покупке контрольно-кассовой техники, также они несут расходы на покупку фискального накопителя, на поиск и заключение договора с оператором фискальных данных, а также на подключение интернета и т.д.

Решением задачи по обучению и повышению квалификации предпринимателей является программа обучения предпринимателей специализированными инструкторами и тренерами, которых подготовит государство. Уже к 2024 году планируется, что обучение пройдут около полумиллиона предпринимателей.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим процесс развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки [1].

Кроме того, в соответствии с федеральный законом №209-ФЗ от 24.07.2007, было организовано Акционерное общество Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (здесь и далее — «Корпорация МСП») была создана для развития сферы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в частности по направлениям оказания разноплановой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для их информационного, маркетингового финансового и юридического сопровождения, привлечения финансовых ресурсов и финансовой поддержки предпринимателей.

К ключевым видам поддержки малых и средних предпринимателей относятся [3]:

  • Расширение доступа к закупкам компаний с государственным участием;
  • Финансовая и гарантийная поддержка;
  • Маркетинговая и информационная поддержка;
  • Имущественная и консультационная поддержка, программы обучения.

Данные виды поддержки покрывают основные проблемы, связанные с развитием предпринимательства в Российской Федерации. Корпорация МСП стремится решить проблему, связанную с ограниченностью ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства. В первую очередь Корпорация МСП активизирует взаимодействие в сфере государственных и муниципальных закупок. Результаты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства представлены в таблице 1.

Таблица 1. Объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Год

Объем закупок (трлн руб.)

2015

0,064

2016

1,511

2017

2,098

2018

3,264

Из таблицы 1 видно, что объемы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства активно растет.

Другим направлением поддержки Корпорации МСП является предоставление льготных кредитов. В целом по Российской Федерации, в соответствии с информацией, полученной от Центрального Банка Росси, в 2015 году ставка по кредитам, предоставляемым субъектам малого и среднего предпринимательства находилась на уровне не выше 17,77%. К 2018 году она снизилась до уровня не выше 11,28%, что является существенным снижением стоимости заемных средств, но в то же время, на 30.09.2019 года ставка находится примерно на том же уровне (т.е. 11,27%), что говорит о замедлении снижения стоимости заемных средств. Корпорация МСП осуществляет кредитование на более льготных условиях (например, на 30.09.2019 года ставка была равна 9,29%) через свою аффилированную компанию АО «МСП Банк», и кроме кредитования предпринимателей Корпорация МСП исполняет программы льготного лизинга оборудования.

Объем финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны Корпорации МСП нарастающим итогом за 2015-2019 гг. составил 2 трлн руб.

В 2018 году Министерство экономического развития России распределило средства федерального бюджета в виде субсидий региональным бюджетам при условии софинансирования расходных обязательств по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 5,017 млрд. руб.

Данные средства были направлены на созданние региональных гарантийных и микрофинансовых организаций, бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, организаций инновационно-производственной инфраструктуры, центров инноваций социальной сферы, центров поддержки экспорта. На созданные объекты инфраструктуры опираются в своей деятельности АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», АО «Российский экспортный центр». Это позволяет достигать дополнительного положительного эффекта в части увеличения объемов поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с рейтингом «Doing Business», в 2018 году Российской Федерации присвоен показатель благоприятности условий ведения бизнеса равный 76,76, для сравнения тот же показатель в 2016 году был равен 74,39. Показатель благоприятности условий ведения бизнеса помогает оценить абсолютный уровень эффективности страны в регулировании условий ведения бизнеса за определенный период времени. В 2018 году Новая Зеландия была выбрана в качестве страны с наибольшим индекс благоприятности условий ведения бизнеса в размере 86,59. В свою очередь Российская Федерация близка к этому показателю, что говорит о том, что в стране созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, но имеется потенциал для развития [5].

Таким образом, в Российской Федерации реализуется целый ряд мер, направленных на развитие предпринимательской деятельности. Осуществляется не только прямое целевое финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства, но и создается полноценная инфраструктура для открытия и развития бизнеса. В 2019 году ключевая ставка снижается (снижение произошло с 7,75% до 7,00%), что открывает возможности для повышения доступности заемного финансирования [6]. Организуются мероприятия, направленные не только на привлечение людей в сферу предпринимательства, но и сохранение уже действующих малых и средних бизнесов.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  2. И.М. Морозова. «Основные проблемы предпринимательства» — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-predprinimatelstva;
  3. Отчет Корпорации МСП об «Оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Корпорацией МСП в период 2015-2019 годов» (по состоянию на 30.09.2019) — Режим доступа: https://corpmsp.ru/upload/docs/Презентация%2030.09%202019г.pdf;
  4. Официальный сайт Московского финансового форума 2019. Программа «Предпринимательская активность: проблемы и источники роста» — Режим доступа: https://mff.minfin.ru/program/12-sentyabrya/predprinimatelskaya-aktivnost-problemy-i-istochniki-rosta-/;
  5. Официальный сайт Проекта «Ведение бизнеса». Рейтинг стран по показателю благоприятности условий ведения бизнеса — Режим доступа: https://russian.doingbusiness.org/ru/data/doing-business-score;
  6. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Справочная информация: "Ключевая ставка и процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленные Банком России" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс по данным Банка России) — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12453/886577905315979b26c9032d79cb911cc8fa7e69/