Негосударственная поддержка предпринимательства

№86-1,

экономические науки

В статье определена роль негосударственной поддержки в развитии предпринимательства в Российской Федерации.

Похожие материалы

В современной российской экономике государственная поддержка предпринимательства достаточно плохо работает, а порой и вообще не работает, это также связано с недоработанным и несовершенным законодательством Российской Федерации, которое тормозит развитие экономики страны. Поэтому как следствие на смену ей приходит негосударственная поддержка.

Ассоциации предпринимателей получают всё большее распространение в России с переходом к рыночной экономике, они представляют собой намеренные объединения группы людей с целью наискорейшего достижения общих интересов [1].

Сегодня бизнес-ассоциации или ассоциации предпринимателей в России более известны как торговые палаты, торгово-промышленные объединения, профессиональные группы, федерации производителей аналогичных предметов, объединения нескольких представителей среднего бизнеса и малого бизнеса и многие другие объединения выполняющие подобные функции [2].

Существует большое количество объединений предпринимателей, одним из которых является Российский союз промышленников и предпринимателей. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов, как в России, так и на международном уровне. Российский союз осуществляет свою деятельность посредством двух юридических лиц, обладающих различным правовым статусом — общероссийского объединения работодателей и общероссийской общественной организации [3].

Российский союз промышленников и предпринимателей — это более ста отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые секторы экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно-банковскую сферу, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг [4].

Российский союз промышленников и предпринимателей объединяет тысячи крупнейших российских компаний-представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России. Данная бизнес-ассоциация объединяет в себе большое количество предпринимателей и организаций в различных сферах экономики, выступая некой взаимосвязью и поддержкой между ними, которая помогает решать возникающие проблемы друг у друга [5].

Большое распространение с начала XI века в России получает неформальное финансирование предпринимателей. Несравнимым преимуществом неформального финансирования и инвестирования является его дешевизна, труднодоступность и недоверие к формальному капиталу на фоне дешёвого, близкого и надёжного неформального инвестирования делают банковский кредит и государственные средства непривлекательными для российского осторожного предпринимателя [6].

К неформальным микрофинансовым институтам (НМФИ) могут быть отнесены: большинство групп взаимопомощи, простые кредиторы, заимодавцы, ростовщики, домохозяйства, друзья. В основе такого разделения лежит, прежде всего, специфика международного законодательного регулирования деятельности неформальных микрофинансовых институтов [7].

Негосударственное финансирование нередко становится более доступным, чем предоставление услуг формальными финансовыми институтами. Основная причина этого — отсутствие сформированного сектора формальных посредников. Роль неформального сектора особенно велика в условиях «развитой» теневой экономики. Безусловно, наиболее благоприятна ситуация, когда все основные сегменты спроса удовлетворяются предложением микрофинансовых услуг формальными институтами [8].

Как показывают исследования теоретических аспектов микрокредитования, в мировой практике сложились две наиболее общие ситуации, одна из которых характерна для стран со сравнительно развитой финансовой системой, а вторая — для стран с развивающимся финансовым рынком [9].

В ситуации развитого финансового рынка спрос на микрофинансовые услуги удовлетворяется либо банками, либо микрофинансовыми организациями, при этом неформальным кредиторам остается только теневой сектор. При этом микрофинансовые институты и коммерческие банки не конкурируют друг с другом, а взаимодополняют друг друга. Микрофинансовые институты и коммерческие банки предоставляют кредиты субъектам малого бизнеса в зависимости от предпочтений заемщика (выгоднее ему обращаться в коммерческий банк или в микрофинансовые институты), а также в зависимости от целей получения микрокредитных ресурсов (краткосрочное пополнение оборотных средств или сравнительно долгосрочные инвестиции) [10].

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации микрофинансовой деятельностью могут заниматься как некоммерческие, так и коммерческие организации. К наиболее распространенным формам микрофинансовых организаций в России относятся негосударственные и немуниципальные фонды, в том числе общественные фонды, создаваемые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также в рамках международных микрофинансовых программ [11].

В 2015 году был проведен социологический опрос одним из российских социологов на тему: «Отношения бизнеса и власти». В данном социологическом опросе были вопросы о взаимосвязи бизнеса и власти, необходимости существования этих связей для обеих сторон. Интервьюирование проводилось на основе опросного листа с закрытыми и открытыми вопросами. В результате всего было опрошено 80 человек-предпринимателей. Большинство опрошенных высказали свое мнение по поводу того, что бизнесу необходимо партнерство с властью. Однако высокий процент опрошенных был за то, что для самой власти нет необходимости в таком партнерстве, при этом большинство ответивших считает, что власть заинтересована в партнерстве и желает видеть предпринимателей в своих поставщиках, контрагентах. По итогам опроса можно сказать, что, с одной стороны, предприниматели хотят видеть в числе своих партнеров властные структуры и готовы к этому. Вместе с тем у них существуют достаточно сильные опасения по поводу того, что власть, даже при декларации партнерства, начнет предъявлять завышенные требования и устанавливать свои порядки. Предприниматели в целом готовы к сотрудничеству, но они готовы прийти только в готовую инфраструктуру. Также можно сказать, что некоторая часть бизнес-сообщества на данном этапе удовлетворена существующими неизбежными контактами с властью (налоги, лицензии и т.д.) [12].

В итоге можно сделать вывод о том, что негосударственная поддержка преобладает над формальной, так как существует множество несовершенств в российском законодательстве, устранения которых требует больших усилий и длительного времени, а проблемы, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, решаются чаще неформальными способами, носящими неформальный характер.

Список литературы

  1. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
  2. Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Синергия, 2014. – 344 с.
  3. Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – Москва: КУРС: Инфра-М, 2015. – 445 с.
  4. Экономика и управление организацией (предприятием): учебное пособие / И. П. Воробьев, Е. И. Сидорова, А. Т. Глаз. – Минск: Квилория В. Т., 2014. – 371 с.
  5. Экономика организации: учебное пособие / Л. Н. Чечевицына, Е. В. Хачадурова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 382 с.
  6. Экономика организации (предприятия): учебник / Н. А. Сафронов. – Москва: Магистр: Инфра-М, 2014. – 253 с.
  7. Экономика организации: учебное пособие / В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов. – Москва: КноРус, 2014. – 318 с.
  8. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. – Москва: Юрайт, 2015. – 510 с.
  9. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учеб-ник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М. Магомедов. – М.: Дашков и К, 2016. – 292 c.
  10. Давтян, М.А. Экономика инновационной деятельности предприя-тия: Учебное пособие / М.А. Давтян, Т.С. Щербакова, И.В. Карзанова. – М.: РУДН, 2014. – 430 c.
  11. Быстров, О.Ф. Экономика предприятия (фирмы). Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Л.П. Афанасьева, Г.И. Болкина, О.Ф. Быстров. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 319 c.
  12. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): Учеб-ник и практикум / В.В. Коршунов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 407 c.