Особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения

№109-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются проблемы эмоционального развития ребенка с нарушением зрения. Описано эмпирическое исследование по коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения. Указаны диагностические методики и направления программы коррекции.

Похожие материалы

Дошкольное детство — короткий отрезок в жизни человека, но он имеет очень важное значение, поскольку в этот период развитие происходит в достаточно стремительном темпе. В этот период происходит развитие всех сторон психики ребенка, закладываются основы для дальнейшего развития личности. У ребенка формируется самосознание, активность, деятельность, складывается самооценка. Эмоциональная жизнь дошкольника также претерпевает изменения: развивается содержание эмоций, на основании которых формируются высшие чувства.

Маленькому ребенку сложно управлять своими эмоциями. Его чувства быстро появляются и так же быстро угасают. С развитием эмоционально-волевой сферы у дошкольника чувства становятся подвластными воле и подчиняются мыслительным операциям. Но это происходит только тогда, когда ребенок в процессе воспитания и развития усваивает нормы морали и становится способным соотносить с ними свои действия. На развитие эмоционально-волевой стороны личности дошкольника оказывают влияние все виды деятельности и общение как со сверстниками, так и со взрослыми.

Для слабовидящих детей зрение является основным средством восприятия. Если у ребенка имеются проблемы со зрением, то, соответственно, познание им окружающего мира, формирование всех видов деятельности происходит на наглядной и действенной основе. Дети с проблемами зрения получают меньший объем информации по сравнению с нормально видящими детьми, при больших временных затратах, что отражается на психоэмоциональной сфере. Нарушения подобного рода проявляются в эмоциональной сфере чаще всего следующим образом: высокий уровень тревожности; эмоциональной напряженности; эмоционального стресса; повышенного уровня агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности; чрезмерно импульсивная активность; эмоциональная холодность; нарушение эмоциональных контактов с окружающими, уход в себя; пассивность, депрессия.

С целью определения особенностей коррекции эмоционального развития ребенка с нарушением зрения нами была предпринята попытка изучить теоретические аспекты и провести эмпирическое исследование по проблеме эмоционального развития ребенка с нарушением зрения.

Теоретическое рассмотрение вопроса неблагополучного эмоционального развития детей с нарушениями зрения получило широкое обоснование в трудах отечественных и зарубежных психологов: В.П.Ермакова, Е.Р.Баенской, Т.П.Смирновой, А.А.Романова, С.Н.Ениколопова, М.Алворда, П.Бейкера, А.Бандуры, Р.Бэрона, М.Мак-Кэй,А.Реана, К.Лоренца, В.В.Гульдана и многих других.

Изучая теоретические подходы, мы определили, что эмоциональное неблагополучие, как правило, складывается из отрицательного отношения к окружающим. Такое поведение ребенка — это не нападение, не желание причинить кому-либо вред, а скорее способ отстаивания собственных прав и интересов, возможность выплеска напряжения (недовольства, усталости и пр.). Н.Л.Кряжева, М.В. Лаврентьева, Т.Г.Клименко, выделяют следующие аспекты проявления нарушений эмоционально-волевой сферы детей: гиперактивность, тревожность, агрессивность.

Специфика развития эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения формируется в связи:

  • с трудностями построения взаимодействия с окружающими, что обусловлено задержкой развития предметно-манипулятивной и игровой видами деятельностей, а также с общением;
  • со сложностью получения информации об эмоциональном состоянии окружающих людей;
  • с затруднениями в применении внешних проявлений, которое бы передавало эмоции ребенка.

В развитии эмоциональной сферы ребенка с проблемами зрения большое значение имеет социальное окружение (родители, знакомые, педагоги, сверстники), поскольку такой ребенок в сравнительно большей степени, чем обычный ребенок, зависит от общества и специально созданных коррекционных условий.

Обобщая всевозможные пути коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения, предложенные различными авторами, можно выделить те общие моменты, которые являются едиными для исследователей. Авторы схожи во мнении на то, что для работы с детьми с проблемами зрения нужны систематические занятия, ориентированные на личностные особенности каждого ребенка. Если это требование будет нарушено, то, как отмечают авторы проанализированных коррекционных программ, эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Эмпирическое исследование проблемы эмоционального развития ребенка с нарушением зрения состояло в следующем: изучение наличия проблем эмоционального развития в поведении детей с нарушениями зрения, реализация программы коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения, определение наличия проявлений эмоционального неблагополучия детей с нарушениями зрения после реализации программы коррекции. Исследование поводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 139 г. Сочи». Количество исследуемых детей — 10 человек в возрасте от 4 до6 лет, 4 девочки и 6 мальчиков с нарушениями зрения.

С целью изучения наличия проблем эмоционального развития в поведении детей с нарушениями зрения мы использовали методики: наблюдение за повседневной деятельностью детей, графическая методика «Кактус», анкетирование родителей. Из исследуемой выборки детей нами было выявлено 60% обследованных детей с низким уровнем проявлений эмоционального неблагополучия в поведении, 20% детей — со средним уровнем и 20% — с высоким уровнем проявлений эмоционального неблагополучия в поведении. Две последние группы детей со средним и высоким уровнем проявлений эмоционального неблагополучия в поведении составили экспериментальную группу, в которой реализовывалась разработанная нами программа коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения, основанная на том, что коррекция эмоционального развития ребенка с нарушением зрения будет эффективной при условии построения коррекционной работы по следующим направлениям: 1) обучение детей с нарушениями зрения конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях, 2) обучение детей с нарушениями зрения техникам и способам управления собственным гневом, 3) снижение уровня личностной тревожности; 4) развитие эмпатии детей с нарушениями зрения. Данная коррекционная работа реализовывалась нами на протяжении трех недель в системе проведения специально разработанной сетки занятий.

На контрольном этапе эмпирической работы мы выявили, что 50% детей экспериментальной группы имеют низкий уровень проявлений эмоционального неблагополучия в поведении (что составляет 80% от общего числа детей в группе) и 50% детей экспериментальной группы имеют средний уровень проявлений эмоционального неблагополучия в поведении (что составляет 20% от общего числа детей в группе).

Реализованная программа коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения позволила на 20% увеличить количество детей с низким уровнем, на 20% увеличить количество детей со средним уровнем и на 20% снизить количество детей с высоким уровнем проявлений эмоционального неблагополучия в поведении.

Данные показатели являются высокими по сравнению с коротким сроком реализации программы коррекции и доказывают её высокую результативность.

Практическая значимость проведенного нами исследованиясостоит в том, что полученные результаты, анализы и выводы могут быть применены в практической работе психологов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с нарушениями зрения. Работу по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения необходимо продолжать, поскольку от того, насколько успешен ребенок во взаимодействии с окружающими, зависит его эмоциональное, социальное и личностное развитие.

Список литературы

  1. Андрущенко Т.Ю. Кризис развития ребенка 7 лет: психодиагностика и коррекционно-развивающая работа психолога. М., 2003. 301 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008. 398 с.
  3. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2012. 460 с.
  4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997. 191 с.
  5. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. М., 2006. 336 с.
  6. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1998. 368 с.
  7. Панфилова Н.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М.,2000.160 с.
  8. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. М., 1999. 54 с.
  9. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. — М., 2003. 48с.
  10. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д., 2004. 154 с.