Участие школьника в создании социального проекта как фактор обеспечения его медиабезопасности

№110-1,

педагогические науки

В статье рассматривается наиболее актуальный на сегодняшний день вопрос об основных проблемах обеспечения медиабезопасности школьника в социальных сетях. На сегодняшний день школьники являются активными пользователями социальных сетей, которые становятся местом распространения преступных действий. Обеспечение школьников знаниями о медиабезопасности может происходить через проектную деятельность обучения.

Похожие материалы

Современный этап развития общества диктует принципиально новые тенденции преобразования через процессы глобализации и интеграции. Основной чертой реализации этих процессов становится проникновение информатизации во все сферы жизнедеятельности человека. Прежде всего информатизация проявляется в коммуникативном аспекте нашей жизни, порождая его новые виды. Феноменом современности становится коммуникация индивидуумов через социальные сети.

Согласно энциклопедическому словарю термин «социальная сеть» (от англ. social networks) — это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и коммуницировать между собой, устанавливая социальные связи. Первые социальные сети появились еще в 1995 году, с каждым годом охватывая всю большую аудиторию пользователей. Наибольшую популяризацию социальные сети получили в 2010 году. Самыми распространенными социальными сетями являются «Вконтакте», «Instagram» и «YouTube. Интернет — платформы позволяют обмениваться текстовыми и голосовыми сообщениями, использовать язык идеограмм и смайликов («эмоджи»), выкладывать и оценить личные фотографии и видеоролики. Все это делает коммуникацию между пользователями быстрее, проще и эффективнее. Однако по данным статистики Министерства внутренних дел Российской Федерации социальные сети все чаще становятся местом деятельности преступников. В 2018 году было зафиксировано свыше 30 тысяч преступлений в Интернете, самым распространенными являются мошенничество и вымогательство.

На сегодняшний день среди российских пользователей сети Интернет наиболее больший процент занимает молодежь и школьники от 7 до 18 лет. В среднем дети проводят в Интернете 4 — 7 часов в день, являясь активным пользователями различных социальных сетей. Школьники, в силу своего возраста и малого социального опыта, становятся легкой добычей для преступников. Дети порой не осознают угрозы, поступающей им от правонарушителя, а если осознают, то не знают как себя вести в данной ситуации.

На сегодняшний день эффективно применять проактивные методы решения проблем. Иными словами обеспечить учащихся знаниями пользования медиа среды и сформировать, таким образом, компетенции медиабезопасности. Наиболее популярным в обучении становится метод проектирования, основой которого является не только изучение теоретического материала, но и применения и развития познавательных и творческих навыков учащихся. Проектный метод не новое явление в педагогике, его применение относят еще к 20-тым годам XX века. Изначально проектный метод получил название «метод проблем» и впервые был разработан американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Метод проектов предполагает решение какой либо проблемы, предусматривая индивидуальную или групповую работу. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результат проекта всегда имеют практическое применение и являются «осязаемыми». Таким образом, учащиеся сами разрабатывают, а затем реализовывают свой проект, получая при этом необходимую информацию самостоятельно.

В рамках студенческого волонтерского проекта «Умная суббота: будущие учителя обществознания — школьникам», под руководством заведующей кафедрой права и обществознания Оксаны Алексеевны Шамигуловой, к.п.н., доцента кафедры права и обществознания Николая Леонидовича Филиппова и преподавателя кафедры права и обществознания, заместителя директора по воспитательной работе Рамиса Самматовича Ахтямова, проводятся курсы социальной проектной деятельности для школьников города Уфы. На курсах школьники учатся не только как правильно писать проект и оформить его, но и как реализовать. Первостепенно участникам курса поставили задачу в реализации проекта по тебе «информационная безопасность школьников». Учащиеся разделились на 3 команды по трем направлениям проектов: «мошенничество в социальных сетях»,«кибербуллинг» и «сохранение культурного наследия в социальных сетях». Школьники активно стали разрабатывать собственные проекты, предлагая различные пути решения данных проблем. В проекте «кибербуллинг» учащиеся планируют проводить обучающие лекции среди 6 — 9 классов МОБОУ «Лицей № 94» на темы : «Что такое кибербуллинг?» и «Как бороться с кибербуллингом?». Таким образом школьники будут не только транслировать знания, полученные при изучении данной темы, но и являться организаторами, что повышает уровень компетенций личностных качеств.

Таким образом, метод проекта является комплексным способом приобретения знаниевых и личностных компетенций. Создание школьниками собственного социального проекта означает получение ими знаний в области медиабезопасности, а также трансляцию этих знаний другим людям. Социальный проект выступает в качестве фактора обеспечения медиабезопасности ребенка в социальных сетях и Интернете.

Список литературы

  1. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подрост- ка : хрестоматия / ред.-сост. Ю. И. Фролов. М., 1997. 374 с.
  2. Клименко, О. А. Социальная реклама как средство формирования гражданской позиции у школьников // Педагогическое мастерство (II) : материалы междунар. заоч. науч. конф. (Москва, декабрь 2012 г.). М., 2012. С. 172–174.