Особенности физического здоровья спортсменов различного уровня подготовленности в соревновательный период

№110-1,

педагогические науки

Одной из актуальных проблем в спортивных единоборствах считается подготовка резерва национальных сборных команд по греко-римской борьбе. Одаренные юные борцы греко-римского стиля становятся призерами европейских и мировых турниров в своих возрастных группах, далее среди юниоров, но только единицы попадают в сборные команды. И причиной этого являются не только травмы, которых у юниоров больше, чем у ветеранов спорта, а то, что тренеры в основном выбирают более легкий путь к достижению наивысших результатов, который заключается в форсированных направлениях к основным соревнованиям годичного цикла, применяя для этого всевозможные доступные средства, что ведет к длительной подготовке к соревнованиям по греко-римской борьбе и хроническому переутомлению [3, с.16].

Похожие материалы

При длительной подготовке в соревновательном периоде на фоне хронического утомления снижается эффективность совершенствования техники греко-римского стиля и на освоение базовых приемов, формирующих определенную «школу». Итогом планирования различных средств и нагрузок в греко-римской борьбе считается формирование примитивного технического арсенала в 1-2 приема в партере и почти полное отсутствие бросков в стойке, поскольку борцов вольного стиля этому не обучают. Сложившееся состояние в системе подготовки резерва борцов греко-римского стиля приводит к потере их позиций на международной нише. Существенное значение имеет оценка деятельности тренеров по греко-римской борьбе, и на ее основе формируется стимулирование группы юношей и юниоров к достижениям по борьбе греко-римского стиля. Стремясь к высоким результатам своих борцов на международных турнирах на основании их физической и функциональной подготовленности, тренеры по греко-римской борьбе не думают о перспективах последующего прогресса учеников в группе взрослых, что обусловлено тем, что на определенном этапе появляется потребность перехода молодых мастеров по греко-римской борьбе к профессиональному спорту и созданию материального базиса. Для специалистов по греко-римской борьбе на местах данная проблема неразрешима, и они вынуждены передавать собственных воспитанников в спортивные центры по вольным видам борьбы [4, с.4].

Направленность на достижение максимальных результатов в юношеском и юниорском возрастном периоде по греко-римской борьбе отражается на планировании многолетней подготовки резерва борцов греко-римского стиля. При подготовке юных борцов греко-римского стиля применяется относительно оптимально разработанная система предсоревновательной подготовленности взрослых мастеров по вольной борьбе, что достаточно несостоятельно: возрастные ограничения юных борцов греко-римского стиля связаны с напряжением систем кровообращения и дыхания борцов греко-римского стиля, а также характеристиками их функционального и морфологического развития [2, с.54].

Соревновательная деятельность борцов греко-римского стиля проходит в зоне максимальной интенсивности, предъявляя высокие требования к развитию кардиореспираторной области и системы кислотно-щелочного равновесия крови, которые обеспечивают максимум аэробных и анаэробных нагрузок. При этом требования предъявляются и к скоростно-силовым возможностям борцов греко-римской борьбы. Уровень достижений борцов греко-римского стиля в среднем на 55% определяется координационными возможностями и технико-тактическими умениями, при этом физическая подготовленность составляет примерно 20%, а на психологические компоненты готовности направлено в среднем 25%. Успех в схватке борцов греко-римского стиля определяет уровень развития физической работоспособности и силовой выносливости, нервно-мышечного аппарата, способность к тонкой координации движений и точность ориентации борцов греко-римского стиля в окружающей среде. Для достижения высоких результатов тренеры по греко-римской борьбе копируют систему тренировки у мастеров греко-римского стиля, но у молодых борцов по греко-римской борьбе имеются существенные ограничения в работоспособности. Отсутствие достаточного восстановления функций после ударных циклов тренировок по греко-римской борьбе и напряженных соревнований по греко-римской борьбе способствует развитию хронического утомления.

На заключительном этапе, при подготовке к соревнованиям, в основном осуществляется модель по узконаправленной технико-тактической тренировке при несущественном применении нагрузок, которые повышают физическую и функциональную подготовленность из-за недостаточно продолжительного подготовительного этапа. Данный вариант считается недостаточно эффективным для юных борцов греко-римского стиля. Значительное снижение тренированности в период соревновательного турнира по греко-римской борьбе может привести к перенапряжению организма. Для юных высококвалифицированных борцов греко-римского стиля ближайшего резерва тренировка должна планироваться так, чтобы учитывались особенности развития организма в этом возрастном периоде и происходила оптимизация всех сторон подготовленности, особенно к соревнованиям [4, с.5].

Для борцов греко-римского стиля следует разработать модельные характеристики уровня работоспособности на разных этапах, отдельно выделяя группу будущих чемпионов по греко-римской борьбе, что даст возможность значительно повысить эффективность тренировки и избежать перенапряжения юных борцов греко-римского стиля [1, с.76].

Таким образом, при построении модели тренировки для борцов греко-римского стиля 15-16 лет стоит учесть индивидуальные особенности развития юного организма и оптимальное соотношение нагрузок различной направленности на разных этапах тренировки по греко-римской борьбе, которые способствуют гармоничному росту и развитию различных сторон подготовленности, особенно при подготовке к более ответственным соревнованиям.

Список литературы

  1. Багина В.А. Психическая нагрузка в малых циклах соревновательного периода подготовки. Физическая культура, спорт и здоровье нации. — СПб.: Питер, 2016. — 124 с.
  2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). — М.: Физкультура и спорт, 2014. — 542 с.
  3. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. — М.: Академический проект, 2017. — 228 с.
  4. Рудик П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности // Спортивный психолог. — 2016. — №8. — С. 4-5.