Средневековье в философско-исторических работах Л.П. Карсавина

NovaInfo 14, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В России современная политическая ситуация заставляет постоянно обращать внимание исследователей на проблемы истории и культуры. Мы живем в мире сложных событий: террористические акты, недовольство обществом властью, мировой экономический кризис, который коснулся и Россию, социальные неравности, криминал, конфессиональная неоднозначность, экстремизм, аморальное поведение людей. В России сейчас происходят такие вещи, от которых нельзя быть отделенным и к которым нельзя быть равнодушным.

Ключевые слова

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, КАРСАВИН

Текст научной работы

В России современная политическая ситуация заставляет постоянно обращать внимание исследователей на проблемы истории и культуры. Мы живем в мире сложных событий: террористические акты, недовольство обществом властью, мировой экономический кризис, который коснулся и Россию, социальные неравности, криминал, конфессиональная неоднозначность, экстремизм, аморальное поведение людей. В России сейчас происходят такие вещи, от которых нельзя быть отделенным и к которым нельзя быть равнодушным. Понять, насколько правильно движение нашей страны, нам помогает изучение истории и культуры. Мы с уверенностью можем сказать, что философия истории актуальна и сейчас, в начале XXI века. Актуальна потому, что помогает нам понять общество, развитие нашей страны, проблемы смысла истории, культуры, их закономерности, основные направления развития человечества. Культура — это основа жизни каждого человека, это образование, это участие в развитии общества, это воспитание наших детей. Философия истории дает философскую интерпретацию исторического процесса развития нашей страны, общества, семьи, человека. Какую бы мы проблему ни рассматривали, она не может быть рассмотрена вне связи с обществом, с историей, философией и культурой.

Сегодня силы в общественно-политической жизни страны заметно усилились, окрепли. Россия успешно развивает свой экономический, социальный, народный, военный потенциал, громко и решительно заявила о своих интересах на мировой арене. Путь к возрождению великой России стал реальнее, ближе. Далеко не последнее место в становлении на этот путь занимает возрождение национально-исторической и культурной традиции, в том числе и ее философской, религиозной, духовной, идейной составляющих и, главным образом, глубокие размышления о культурно-исторических судьбах страны, о месте России в мире, о будущих путях развития, ее национально-государственных интересах, ее друзьях, союзниках, противниках и оппонентах.

Работы Карсавина помогают нам иначе отнестись к истории и культуре нашей страны. Они позволяют понять место и значение культурно-исторического развития России, сущность истории и культуры, ее развития, развитие человечества, понять конкретное историческое событие, раскрывая в целом его смысл. Карсавин рассматривает не только философию истории, но и вопросы личности, общества, которые являются проблемой культуры и непосредственно связаны с философией истории и которые всегда были, есть и будут актуальны.

Карсавин в своих работах показал, что именно его философия позволяет достичь целостного понимания исторического процесса, так как исторические моменты являются необходимыми, важными и равнозначными — в каждом из них обнаруживает себя всеединый развивающийся субъект истории. А также показал, что одинаково важны все культуры, все эпохи и моменты в развитии всякой культуры, нации и народа.

Философия истории Карсавина базируется на культурологических и религиозных предпосылках. Карсавин определяет «религиозность» как основополагающее начало культурной жизни. В философии культуры с точки зрения Карсавина открываются основные метафизические идеи в применении их к историческому бытию и знанию.

Всякая культура, как считает Карсавин, индивидуализация человечества. В каждой культуре есть свой «личный», только ей свойственный момент, определяющий ее в ряду других культур. Всякая культура должна выразить все человечество, при этом и человечество может быть совершенно выраженным лишь в том случае, если все оно стало культурою. Эмпирически этот процесс, конечно, целиком не совершается: все культуры в своем становлении лишь бесконечно приближаются к идеалу.

В центре данной работы — философия истории Карсавина, где он рассматривает свою философско-историческую концепцию в том числе и эпоху Средневековья.

В работе «Культура Средних веков» Карсавин рассматривает развитие культуры в эпоху Средневековья с IX-XIII.

Культурная среда в XI веке имела творческий характер. Культура проникала и в низы феодального общества. Школы начали развиваться до университетов. Появляется сложная ученая терминология, обычным людям становится доступно обсуждать философско-богословские проблемы. Проповедь становится средством образования, видом литературного творчества, элементом культуры, пишет Карсавин.

В XI веке христианство переносится вглубь душевной и умственной жизни общества. Общество считает необходимым спасение веры, стараются понять ее, охватить и, уловив для себя истину, философски ее осмыслить. В жизни средневекового общества уже появляется религиозный опыт. Религиозная культура охватывает более широкие слои населения, сливается с культурной и экономической жизнью общества.

В XI веке намечается отделение светского от религиозного, пишет Карсавин. Тем не менее, церковь продолжает развивать религиозную культуру и защищать светскую образованность, выявляет новые моменты религиозности, указывает на моральные цели и ценности жизни. Церковь продолжает хранить и развивать идею государства, освящая королевскую власть и императорскую.

Таким образом, Карсавин выступает заступником религии и церкви, он их оправдывает. Церковь подчиняется государству. Конечно, правитель должен следовать религии, Церкви, заступаться за нее, должен выполнять религиозную задачу, ведь религиозная проблема, считает Карсавин, сочетается с проблемами политическими и социальными. Но государство «обусловлено человеческими целями», оно появилось для грабежей и воин, и полностью подчиняться церкви не может, и правитель полностью следовать религии не может. Поэтому Церковь должна быть свободна от государства. Христианство переносится вглубь духовной жизни людей, укореняется в сознании людей. «…Обнаруживаются первые признаки (раннее всего в Германии) первые признаки более глубокого, задушевного постижения религиозных проблем…».

XIII век заканчивается доминированием мирского. В разделении светского и религиозного Карсавин находит положительные моменты. Он пишет, что «религиозность движется от разъединенности», уходит от враждующих, «от одиночества и отъединения от человечества и природы». В этом распадении в религии обретаются «начала нового органического единства», происходит преображение мирского религиозным, активнее ведется борьба за моральный идеал. Религия как бы освобождается от социального и политического, и именно поэтому религия укрепляет свои позиции. Народом больше ощущается зависимость от Бога, который за грехи воздает всем по заслугам. В религиозности данного времени происходят изменения: в Царстве Божьем стал ярче проявляться образ Христа, развивается культ Девы Марии, появляются новые святые, находит выражение душевная религиозность человека, меняется характер и свойства религиозного движения. В этот период (XII-XIII) средневековая культура характеризуется разнообразным достижением широкого круга населения.

В средневековой культуре соединяются античные традиции, философская, религиозная и политическая мысли, народная словесность, легенды, художественные достижения. Карсавин утверждает, что религиозное впитывает мирское, мирское преображается религиозным, «религиозный идеал все еще возглавляет жизнь, но мирской уже предчувствует свое торжество и блестящее раскрытие», таким образом мирское и религиозное, с точки зрения Карсавина, дополняют друг друга.

После неудавшейся попытки Карла объединить религию и государство, светскую жизнь и религиозную, государство как мирское единение стало освобождаться от религиозного, при этом признавая церковь важнее. Государство претендовало на самостоятельность, но став самостоятельным, оно стало по-своему преображать общество, культуру. Церковь старалась продолжать свою работу по изменению мира, но для этого нужна была сила государства, власти. Поэтому противоречие государственного и религиозного нарастало.

Карсавин в своей работе не обходит стороной и монашество. Пишет о том, что монашество имеет такую же цель, как и церковь, только в более аскетическом понимании. Идеал монашества в подъеме морального уровня и дисциплины в церкви, устранение ересей, в признании всеми людьми верховенства религии и церкви. Монастыри развиваются, возникают религиозные школы, «монахи занимают епископские кафедры, входят в ряды белого духовенства и через него воздействуют на мир».

Подводя итог, отметим, что Карсавин указывал на то, что отношение человека к своей жизни проявляется «и в обращении к национальному языку», и в развитии наблюдательности, в литературе и искусстве в том числе. Все это выражается в религиозности, считает Карсавин, в богословии и философии, «развитие которых параллельно развитию мирского начала, но по прежнему является идеальным средоточием жизни». И именно в данной работе Карсавин говорит о важной роли религии в жизни человека. Религия — это и есть духовное культурное развитие каждой личности. Религиозность в своем глубоком смысле и понимании является стихией жизни народа, всего человечества. Религиозность в человеке раскрывает себя не сразу, да и неизвестно, раскроется когда-нибудь или нет. Ведь религия человеком понимается по-разному, по своему и индивидуально в зависимости от глубины и искренности веры. Постепенно религиозность развивается, меняется, «обнаруживая все новые черты и меняя соотношение своих элементов, по-разному преломляясь и систематизируясь в индивидуальных сознаниях и все-таки оставаясь внутренне единой». Карсавин пишет о том, что раскрытие религиозности в человеке — это восприятие религиозности в формах человеческого мышления, которые меняются вместе с меняющейся человеческой жизнью. А многообразие, противоречивость человеческой жизни не должны нарушать единство религиозности, если она истинна и глубока. Мы видим, что эта мысль актуальна и сейчас, для современных людей. Действительно, если мы верим в Бога, посещаем храмы, то ничто не может нам помешать это делать: ни какие-либо политические, экономические изменения в нашем мире, ни духовные и семейные. Карсавин пишет, что Церковь обладает единством, сильным духом организации, позволяющей ей скрепить культурные традиции, хранить источники культуры. Именно в Церкви происходит обновление жизни, возрождение культуры. Христианство переходит вглубь душевной и умственной жизни людей, появляется понятие духовного опыта, люди начинают «понимать и смысл «обращения» к Богу». Карсавин считает, что империя стоит под покровительством Бога и «каждый отдельный государь связан со своими подданными только феодальными началами верности и религиозной клятвой», поэтому мнению Карсавина таково, что империя может быть оправдана только религиозно, император должен руководствоваться религиозными задачами.

Карсавин утверждает, что религия важна не только для государства, но и для жизни каждого человека, ведь и язык, и характер человека, и развитие его знаний, литература — все это связано с вниманием к себе, к своей внутренней жизни, но все это должно совершаться «в религиозности, в богословии и философии, развитие которых параллельно развитию мирского начала, но по-прежнему является идеальным средоточием жизни». «Строя анализ средневековой культуры как «историческую антропологию», где в центре — «средний человек» в потоке истории, Карсавин строит затем свою метафизическую систему как персоналистическую теологию…».

Читайте также

Список литературы

  1. Виноградов А.И. «Учение о субъекте исторического развития Л.П.Карсавина» // http://www.tsi.lv/Research/Conference/MIP_2009/14.pdf
  2. Евлампиев И.И. «История русской философии», М., изд. «Высшая школа», 2002г.
  3. Ерыгин А.Н. «Философское россиеведение: мысль о России и русская мысль», ФГОУ ВПО Южный Федеральный Университет, Ростовский межрегиональный институт общественных наук, изд. «Альтаир», Ростов-на-Дону, 2010 год.
  4. Карсавин Л.П. «Философия истории», С.-П., изд. «АО Комплект», 1993.
  5. Карсавин Л.П. «О личности»// Карсавин Л.П., «Религиозно – философские сочинения», т.1, М., изд. «Renaissanse», СП «Ewo – S&D», 1992 г.
  6. Карсавин Л.П. «Путь православия», изд. «Фолио», Москва, 2003г.
  7. Карсавин Л.П. «Религиозно-философские сочинения», т.1, М., изд. «Renaissanse», СП «Ewo – S&D», 1992г.
  8. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.
  9. Карсавин Л.П. «Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII веков», Санкт-Петербург, «Типография м.А.Александрова (Надеждинская, 43), 1912 год.
  10. Карсавин Л.П. «Монашество в Средние века», Москва, 1992 год.
  11. Клементьев А., Клементьева С. Послесловие // Карсавин Л.П. Сочинения, т. 2,- Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках. - Спб, 1997.
  12. Клементьева С.Ю., Клементьев А.К. Примечания к книге: Карсавин Л.П. «Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках». Соч. Спб., Алетейя.
  13. Клементьев А., Клементьева С. Послесловие // Карсавин Л.П. Сочинения, т. 6 - О началах. - Спб.,-1994.
  14. Кравцова О.Б. «Научные и метафизические основания философии истории Л.П.Карсавина»// Дис.на соиск.уч. степ. канд. филос. н. - Москва, 2005 год.
  15. Мелих Ю.Б. «Сущее личности и личность единосущего. К вопросу о спорности персонализма у Карсавина и Бердяева»//Вопросы философии, 2008 год, №8.
  16. Хоружий С.С. «После перерыва. Пути русской философии», С.-П., «Алетейя», 1994 г.

Цитировать

Хоружая, А. Средневековье в философско-исторических работах Л.П. Карсавина / А. Хоружая, Н.В. Янковская. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1723 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться