Улучшение триботехнических свойств трансмиссионных масел, как способ повышения надежности деталей трансмиссий

№109-1,

технические науки

Детали трансмиссий автомобильной техники в процессе эксплуатации подвергаются значительным нагрузкам, в результате чего могут выходить из строя. Для повышения надежности этих деталей необходимо качественное и регулярное техническое обслуживание, в том числе и смазка. В работе обосновывается целесообразность повышения триботехнических свойств смазочных материалов за счет введения в них противоизносных присадок.

Похожие материалы

Трансмиссионные масла — смазочные материалы специального применения, основной задачей которых является повышение надежности и долговечности элементов трансмиссий автомобилей. К таким элементам можем отнести коробки отбора мощности, коробки переключения передач, раздаточные коробки и другие узлы автомобиля, в состав которых входят различные механические передачи. Поддержание деталей трансмиссий в надлежащем рабочем состоянии важная практическая задача. Именно эти детали автомобиля в большей степени подвержены риску выхода из строя и поломкам, поскольку работают часто в условиях изменяющихся нагрузок и внешних условий. Поэтому применение в данных узлах качественных смазочных материалов позволит добиться минимизации риска выхода их из строя.

Повышение качества смазочных материалов может осуществляться за счет изменения их основных триботехнических характеристик. Эти характеристики могут определяться химическим составом масел, в частности содержанием специальных присадок, необходимых для повышения противоизносных и других свойств масла. Присадки по своему составу отличаются. В настоящее время находят широкое применение металлсодержащие противоизносных присадки. На рисунке 1 приведены результаты исследования триботехнических свойств металлоплакирующей присадки, содержащей соли мягких металлов — олова, меди и цинка.

Зависимость коэффициента трения от нагрузки: ■ — для базового трансмиссионного масла без присадок; ▲ — для трансмиссионного масла с металлсодержащей присадкой.
Рисунок 1. Зависимость коэффициента трения от нагрузки: ■ — для базового трансмиссионного масла без присадок; ▲ — для трансмиссионного масла с металлсодержащей присадкой.

Анализируя представленные зависимости, можем сделать заметить, что введение в исследуемое трансмиссионное масло металлсодержащей присадки повлияло на снижение коэффициента трения в пределах от 3 до 10 раз, в зависимости от действующей нагрузки. Не менее важным для деталей трансмиссий стала возможность увеличение нагрузочной способности пары трения до 1,5 раз.

В качестве вывода по представленным результатам исследования следует отметить, что создание новых добавок с лучшими параметрами может привести к улучшению триботехнических свойств трансмиссионных масел, применение которых позволит обеспечить работу деталей трансмиссий автомобилей в широких диапазонах нагрузок.

Список литературы

  1. Зарубин В.П., Пучков П.В., Киселев В.В., Топоров А.В., Мельников А.А. Перспективы применения нанопорошков силикатов в смазочных материалах, используемых в пожарной технике. Пожаровзрывобезопасность. Том 22, №5, 2013. — С.65 — 69.
  2. Киселев В.В., Мельников В.Г., Замятина Н.И., Бельцова Е.А. Реализация безызносного трения в индустриальных маслах с присадками.// Межвузовский сборник научных трудов «Физика, химия и механика трибосистем». — Иваново, ИвГУ, 2002. — С. 98 — 99.
  3. Киселев В.В., Шигорин С.А. О возможностях повышения надежности и износостойкости узлов трения пожарной и аварийно-спасательной техники. // Вестник Ивановского института ГПС МЧС России. — Иваново, 2008. — №1. — С. 22 — 24.