Педагогические условия формирования ценностного отношения к семье у подростков

№109-1,

педагогические науки

В статье обозначены некоторые педагогические условия для формирования ценностного отношения к семье у подростков. Автором обосновывается их эффективность, исходя из анализа педагогической теории и практики.

Похожие материалы

Определение педагогических условий требует обращения к анализу исследований, связанных с формированием ценностного отношения к семье у учащихся средних классов. Одним из таких педагогических условий, обеспечивающих эффективность названного процесса, является учет психологических особенностей учащихся средних классов.

Школьники средних классов — это дети 11-15 лет. Это очень сложный период в развитии ребенка, как для взрослых, так и для него самого, поскольку он сопровождается половым созреванием — ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физиологическим изменениям, происходящих в его организме. В этой связи эмоциональное состояние школьников становится неровным и нестабильным. Нередко этот период называют затянувшимся кризисом.

Подростки уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, они стремятся понять их суть, выявить причинно-следственные связи, учатся аргументировать свою собственную точку зрения, анализировать и обобщать полученные знания. В этом возрасте формируется абстрактное мышление, логическая память. Школьники средних классов стремятся к самостоятельности, к освобождению от чрезмерной опеки и контроля взрослых, хотят освободится от собственной детской зависимости.

Личностная нестабильность, присущая подростковому возрасту, тесным образом связана с формированием Я-концепции, как центрального личностного новообразования всего возрастного периода. В этом возрасте у ребенка складываются разнообразные образы «Я».

Американский психолог С. Хартер отмечает, что в подростковом возрасте происходят следующие изменения:

  • меняется представление о себе — от конкретных характеристик (рост, внешность, простые эмоции, например, радость, грусть и т.д.), до интегральных характеристик (мотивация, желания, интегративные чувства).
  • в зависимости от периодизации подросткового возраста, более дифференцированной становится Я-концепция. Так, например, описывая себя, младшие подростки идентифицируют себя носителями больших социальных ролей, чем младшие школьники, а старшие подростки видят себя в каждой социальной роли по-разному: со сверстниками — они одни, со взрослыми — другие, с младшими — третьи. Такое разное поведение, которому они сами не находят объяснения, часто вызывает у подростков 14-15 лет беспокойство и внутреннюю тревогу.

Однако именно в этом возрасте появляется склонность к самоанализу, становится возможным самовоспитание, поэтому важным воспитательным моментом является разъяснение моральных правил и норм, на основе которых формируются моральные принципы и убеждения подростков.

Центральным новообразованием в этом возрастном периоде является ощущение себя взрослым, т.е. притязания на роль взрослого человека. Чувство взрослости имеет внешнюю и внутреннюю стороны, так, первое проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и демонстрации внешних признаков («мужской» или «женской» взрослости); вторая сторона проявляется в осмыслении и анализе своего поведения, поступков, окружающего мира и социума.

Для успешного процесса формирования ценностного отношения к семье у школьников средних классов необходимо вооружить их системой знаний, представлений и убеждений относительно себя, как будущего семьянина (мужа, жены, отца, матери и т.д.), о ценности семьи, как социального института, о ее функциях и личностно-развивающих возможностях. В процессе освоения таких знаний школьники приобретают опыт моделирования будущей семьи, реально прогнозируют основные этапы своего жизненного пути, конструктивно решают внутриличностные и межличностные конфликты. Важно, чтобы предложенная система знаний и представлений вызывала у школьников положительные эмоции и оценку.

Семья, как социальный институт, выполняет важнейшие духовно-нравственные функции, способствует становлению мировоззрения подрастающего поколения с самых первых лет жизни. Учитывая склонность подростков к самоанализу и самовоспитанию, можно предполагать, что этот возраст может стать важным этапом для формирования ценностного отношения к семье, позволяет активно вовлекать учащихся в опыт переживаний и позитивного отношения к семье и семейным ценностям, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявления заботы о близких в совместной деятельности.

Важным педагогическим условием процесса формирования ценностного отношения к семье является тесное сотрудничество школы с родителями учеников, формирование единого социально-нравственного и духовно-ценностного пространства семьи и школы. Успешность такой работы напрямую зависит от знания ситуации в семьях обучающихся, способности педагогов оказать профессиональную помощь родителям и налаживание сотрудничества с ними по воспитанию детей (составление программ совместных действий, досуговых и др. мероприятий).

Подобные мероприятия, способствующие вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс в контексте решения задач формирования ценностного отношения к семье, готовности учащихся к семейной жизни, ответственному родительству, могут оказать положительное влияние на внутрисемейные отношения между родителями и подростками, в достаточно непростой период развития личности школьников.

Одним из существенных условий является также формирование фамилистической компетентности учителя. В трудах Е.П. Белозерцева, Н.М. Борытко, Л.И. Васильевой, И.А. Зимней, И.Ф. Исаева, И.А. Колесниковой, Н.Ю. Шлейковой названная компетентность учителя выделяется как важный ценностный компонент профессионально-педагогической компетентности.

Фамилистическая компетентность педагога объединяет в себе несколько составляющих, это:

  • личностная значимость семьи, семейной жизни и признание ее педагогом, как общечеловеческой ценности;
  • понимание полифункциональности семейной жизни и ее многоаспектности;
  • сформированные коммуникативные навыки по общению с родными и близкими людьми, бытовые умения, сформированная культура семейных отношений;
  • владение различными формами и методами конструктивного взаимодействия с учащимися и семьями учащихся по формированию ценностного отношения к семье;
  • обладание такими личностными качествами как тактичность, уважение к родительским чувствам и т.п.
  • способность к самосовершенствованию себя как семьянина и педагога.

Фамилистически компетентный педагог обладает профессиональными знаниями и умениями в области семейного функционирования и подготовки школьников к семейной жизни, а также имеет практический опыт в этом виде деятельности.

Процесс формирования ценностного отношения школьников к семье должен осуществляться при условии согласования целей, задач и ценностей образовательной организации, семей обучающихся, взаимовлияния систем семейного и школьного воспитания, осознания учащимися семьи как одной из главных жизненных ценностей.

Интеграция перечисленных условий будет способствовать формированию ценностного отношения к семье у школьников средних классов.

Таким образом,выделенные педагогические условия, включающие в себя учет возрастных психолого-педагогических характеристик учащихся средних классов, их интересов и потребностей, направленных на формирование ценностного отношения к семье; развитие новых социально значимых знаний, представлений и убеждений о ценности семьи и семейной жизни; конструктивное взаимодействие семьи и школы; развитие и повышение фамилистической компетенции педагога обеспечивают эффективность исследуемого процесса.