Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

NovaInfo 120, с.133-134
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье изложены результаты эмпирического исследования опознавания эмоций детьми с задержкой психического развития.

Ключевые слова

ДОШКОЛЬНИКИ, ЭМОЦИИ, ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Текст научной работы

В специальной психологии современности вопрос изучения важных факторов формирования личности с различными нарушениями развития становится все более актуальным. Формирование эмоций является одним из важнейших условий становления личности ребенка.

К.Е. Изард отмечает, эмоции очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит [3]. Эмоции оказывают влияние на его мысли и деятельность. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции можно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными признаками: модальностью, динамичностью, полярностью (Г.В. Фадина) .

Ряд авторов (Е.И. Изотова, Е.В. Никифрова, П.В. Симонов, Г.А. Урунтаева) в своих исследованиях говорят о том, что дошкольный возраст является сензитивным для эмоционального развития, формирования чувств, переживаний, способов выражения эмоций [3; 6;]. Именно в это время эмоции начинают преобладать над другими сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные психические функции ребенка. Развитию эмоций у детей способствует окружение ребенка, все то, что постоянно воздействует на него.

Дошкольники, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья, весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать (И.И. Мамайчук, Н.М. Назарова) [6;].

Развитие эмоций у детей с задержкой психического развития идет значительно медленнее, не в соответствии с возрастом ребенка (А.В. Запорожец, С.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.). Детям присущи замедленный темп психического развития, неравномерность физического и психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, Н.М. Назарова, В.М. Сорокин). Вместе с тем, особенности эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе освящены недостаточно полно.

Целью нашей работы стало изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и проведение диагностики опознавания эмоционального состояния детьми с задержкой психического развития

Объектом исследования выступили эмоции детей с ЗПР, а предметом исследования — опознавание эмоционального состояния детьми с задержкой психического развития.

Для исследования были выбраны дети возрастом 5-7 лет с задержкой психического развития.

Для реализации исследования мы использовали методику «Эмоциональные лица» Я.М. Семаго.

Данная методика была разработана Н.Я. Семаго в 1993 г. и предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии.

Параметрами изучения методики стали:

  1. Определение эмоций и их выделение
  2. Косвенная оценка эмоций
  3. Оценка возможности узнавания эмоций

Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет.

1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения:

  1. Злость (гнев);
  2. Печаль (грусть);
  3. Радость.

Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.

2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются фотографии со следующими эмоциональными выражениями:

  1. Явная радость;
  2. Страх;
  3. Сердитость;
  4. Приветливость;
  5. Удивление;
  6. Обида;
  7. Задумчивость.

Детям было предложено две серии заданий.

Первая серия была направлена на выявление уровня знаний об основных эмоциях. Детям предлагались на рассмотрение три эмоции (злость, печаль и радость), после чего задаются такие вопросы как «Какая это эмоция? Почему ты так думаешь?».

Цель второй серии эксперимента — определение уровня сформированности более сложных эмоций для понимания детей.

Критерии оценивания ранжировались в три уровня.

Высокий уровень — развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний.

Средний уровень — ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого.

Низкий уровень — задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе.

Ниже предоставим результаты исследования.

Таблица 1. Результаты изучения сформированности знаний о базовых эмоциях (в %)

Радость

Печаль

Злость

Высокий

100%

70%

60%

Средний

0

30%

40%

Низкий

0

0

0

Из представленной таблицы мы видим, что 100% безошибочно определяют такую эмоцию как радость.

70% детей определили эмоцию печаль без помощи педагога, в то время как 30% детей затруднялись ответить, и им задавались наводящие вопросы.

При диагностике такой эмоции как злость, 60% детей ответили безошибочно, а 40% не смогли определить ее точно.

Анализ первой серии эксперимента позволил нам установить, что дети имеют в основном, высокий уровень знаний об основных эмоциях, безошибочно определяя их.

Детей с низким уровнем сформированности знаний об эмоциях первая серия эксперимента не показала.

Результаты второй серии эксперимента, направленной на уровень сформированности знаний сложных эмоций представим в таблице 2.

Таблица 2. Результаты изучения сформированности знаний о сложных эмоциях (в %)

Явная радость

Страх

Сердитость

Приветливость

Удивление

Обида

Задумчивость

В

80

60

50

20

50

100

30

С

20

20

30

0

20

0

30

Н

0

20

20

80

30

0

40

Делая выводы из представленной таблицы, отметим следующее, высокий уровень знаний дети показали, узнав две противоположные эмоции — явную радость и обиду.

Средний результат воспитанники показали при различении таких эмоций как страх, сердитость и удивление, однако некоторые дети показали низкий результат.

Самой сложной эмоцией, как можно наблюдать из таблицы, для детей стала приветливость, 80% детей показали низкий уровень сформированности знаний о данной эмоции.

Также, стоить заметить, что не все дети отвечали развернуто и объясняли свою точку зрения. Некоторые дети отвечали односложно, использовали подсказки педагога.

Обобщая полученные результаты можно сделать ввод о том, что у детей с задержкой психического развития средний показатель уровня сформированности знаний об эмоциях.

Читайте также

Список литературы

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с
  2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с 77.
  3. Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 2010, — 145 с.
  4. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. — М., 1984
  5. Иванова, Е.В., Мищенко Г.В. И20 Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 112 с. (Психологическая служба.)
  6. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПБ: Речь, 2004.

Цитировать

Воронин, С.В. Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.В. Воронин, В.Д. Ушкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2020. — № 120. — С. 133-134. — URL: https://novainfo.ru/article/18197 (дата обращения: 20.01.2022).

Поделиться