Корреляция научных и теологических взглядов в молодежной среде

№109-1,

философские науки

В данной работе рассматривается соотношение науки и религии в умах современной молодежи. Вектор развития молодежной среды имеет, в том числе научно-теологический характер. Какие религии особенно популярны среди молодежи и почему? Как наука влияет на выбор той или иной религии? Данное исследование позволяет приблизиться к ответу на эти вопросы.

Похожие материалы

Неоспоримый факт, что нынешняя молодежь во многом отличается от людей других поколения. Проявляется это практически во всем: они иначе мыслят, смотрят на жизнь с другой стороны, поступают так, как их предки никогда бы не смогли себе позволить. Особое мнение молодые люди нашего века имеют на развитие коммуникаций, науки и религии. Вопрос влияния стремительного развития научных знаний на рост обновленного взгляда на конфессии становится всё более актуальным. Почему же вопрос религии постепенно превращается и в табу, неприемлемую вещь для споров и публичных диалогов?

О существовании различных религиозных взглядов все мы знаем еще с дошкольного возраста, о трех мировых верованиях тоже, однако забывать о том, что каждая из них имеет свою историю, основоположников и последователей стали всё чаще [1]. Современная молодежь в большинстве своём непримиримые атеисты, ищущие доказательства и проверенные научные факты всему, что видят. Не согласиться с ними никак нельзя, ведь именно наука в XX-XXI веках играет немаловажную роль в жизни общества, особенно сейчас, в век научно-технического прогресса, споры о том, как влияет наука на культурную и духовную жизнь человека слышатся на каждом шагу.

Обращаясь к тому, как многие из нас приходят к религии и своей вере и, используя результаты проведённого мной анонимного анкетирования, молодежи от 17 от 25 лет можно сделать выводы, что многие обращены к религии из-за семьи и традиций, они считают себя верующими, потому что им прививали это с детства, а их семья испокон веков относила себя к определённому верованию. Нельзя забывать и о «давлении», из-за которого дети ходят в церкви и соблюдают посты, всего 30% опрошенных пришли к конкретной вере, после тяжелых жизненных потрясений.

Вера в церковь и в христианство начинает пропадать и из-за того, что молодежь ежедневно становится свидетелем на то, как многие священнослужители живут очень богато, что контрастирует с этикой религиозного аскетизма [2]. Влияние интернета и развитие научно-технического прогресса тоже влекут за собой многие убеждения, предоставляя возможность, делится своими наблюдениями и мнениями, иногда очень убедительными, возможно даже навязчивыми.

Атеисты существование Бога и сверхъестественной силы не признают априори. Таковыми в большей мере становятся в нашей стране молодые люди из христианских семей. Сейчас молодой человек, которого крестили ещё в детстве абсолютно равнодушен к религии, выбранной его семьей. Это очевидно, ведь в связи с быстрым развитием техники и наук многие вещи, объяснявшиеся раньше только конфессиональными аргументами, в XXI веке рассмотрены с точки зрения науки. К примеру, «женщина, которая чудесным способом вышла из продолжительной комы в 1750 году объяснила бы это божьим даром, тем, что молитвы её детей и мужа были услышано В 2019 «другая, оказавшаяся в подобной ситуации, станет восхвалять лечащего врача и развитие медицины, ведь подобранные для неё современные лекарства оказали положительное влияние».

Ислам также имеет шаткое мнение среди молодых людей не мусульманских регионов [3]. Свою веру мусульмане передают из поколения в поколение, но, несмотря на то, что более 70% верующих читали священные книги, и примерно столько же соблюдают пост и все прописанные правила, встречаются люди, которые могут признать, что считают себе мусульманами исключительно из-за уважения своей семьи, против которой они не могут пойти. После общения с представителем ислама, все равно остаются вопросы о некоторых противоречиях положениях этой конфессии, несомненно, они есть в каждой религии. Ответы на многие нападки мусульманин ищет в Коране, который они знаю наизусть, и что действительно поражает-там есть многие объяснения научных фактов, изученных через тысячелетия после написание священной книги.

Теория о вращении Солнца была доказана в 1610 году Галилеем, на основе гелиоцентризма Коперника, но это описано и за многие годы до этого, в Коране [3]. Также поразительна история с открытием австралийского учёного в организме муравья большого процента стекла, что тоже было описано в священной книге. Там указывается и очень важная особенность гор: «Разве Мы не сделали небо ложем? А коры колышками?» Под словом «колышки» мы понимаем, что горы обладают глубокими корнями и это на самом деле так, подтверждение в книге «Земля» геофизика Франка Пресса[6]. Возможно, именно подобные предсказания в Коране приостанавливает затмение ислама физикой, географией и чудесами медицины.
Но почему же часть современной молодежи настороженно относится к мусульманству? Антиисламская пропаганда в большей мере влияет на людей зрелого и пожилого возраста, которые в свою очередь пытаются убедить своих чад в опасности соседского парня дагестанца. Сами же верующие такого отношения не понимают, и пытаются донести до людей, что их религия в первую очередь-религия добра.

Говоря о буддизме стоит помнить, что он является единственной религией, которая является не теистической. Он ближе всего к научным знаниям, ведь в первую очередь это философское учение, которое имеет своей целью направить человека на поиск истины, выйти из сансары, освободиться от страданий и достичь Просветления [5].

Среди нынешнего поколения буддизм набирает популярность, молодежь действительно начинает изучать эту конфессию, посещать Индию, пробовать медитации, практику цигун и йоги. Почему? Возможно из-за отсутствия идеалов, предметов поклонения, уважительного отношения ко всему окружающему миру. Своей целью буддизм видит научить людей быть свободными, просветленными, а не страдающими.

Но в этом мировоззрении есть то, с чем молодежь не может согласиться, а именно, с обетом безбрачия и молчания. Вообще сама по себе эта практика действительно сложна, с чем молодой человек до 20-25 лет, с силу юношеского максимализма, смириться не способен.

Часть книг Далай-Ламы перекликается с научными и философскими разделами: логикой, онтологией и метафизикой [4]. Эти научные взгляды находят своё важное место в его учениях. Поэтому обвинять рост знаний в падении данной религии будет неправильно, виновниками скорее являются сами люди, желающие стать буддистом ради моды.

Подводя итоги, можно заключить, что человек может быть верующим, атеистом или агностиком, однако это не должно влиять на его отношении к другим, точно так же как не должны влиять и расхождения в религии. Принадлежность к конфессии должна идти от сердца, не быть навязанной обществом, ведь если это действительно так никакие новые научные исследования, наводки СМИ не должны ставить выбранную религии под сомнение. Мир развивается и именно молодёжь является самой активной его частью, мода сейчас во главе всего. XXI век ввёл в моду научные открытия, опровергающие взгляды предыдущих поколений. Возможно, когда-нибудь существование Бога будет доказано или опровергнуто на 100%, однако сейчас лучше и вправду считать эту тему личным делом каждого из нас.

Список литературы

  1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. [Электронный ресурс]//: М., 1998 г.-479 с. URL: https://spblib.ru/catalog/-/books/11119380-mirovyye-religii (дата обращения 15.10.2019)
  2. Азбука христианства: Словарь-справочник важнейших понятий и терминов христианских учений. [Электронный ресурс]//: М., 1997 г. URL: https://books.google.ru/books/about (дата обращения 15.10.2019)
  3. Ислам: Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]//: М., 1991 г. URL: https://ru.calameo.com/books/0002262521736dc580024 (дата обращения 15.10.2019)
  4. Пятигорский А.М. Введение в изучение буддийской философии (девятнадцать семинаров) / под ред. К.Р. Кобрина. [Электронный ресурс]//: — М.: Новое литературное обозрение, 2007г. — 288 с. URL: http://abhidharma.ru/A/Raznoe/TD/0005.pdf (дата обращения 15.10.2019)
  5. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций [Электронный ресурс]//: СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2000 г. — 304 С. URL: http://anthropology.ru/ru/edition/vvedenie-v-buddologiyu-kurs-lekciy (дата обращения 15.10.2019)
  6. Хрестоматия по исламу. [Электронный ресурс]//: М., 1994. URL: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/chrestomathia_islamica.pdf (дата обращения 15.10.2019)