Методологическая проблема естествознания о подходах к рассмотрению взаимоотношений науки и религии

№82-1,

философские науки

В статье рассматривается методологическая проблема естествознания о взаимоотношении двух современных духовных культур человечества: науки и религии. Приводятся их отличительные особенности и взаимосвязывающие элементы. Анализируются исторические этапы их взаимоотношений.

Похожие материалы

Вопрос естествознания о науке и религии включает в себя принципиальную методологическую проблему. Поскольку религия представляет собой мировоззрение, то естественно, сопоставить ее можно только с мировоззрением. Наука безусловно является другой формой мировоззрения. Возникшая проблема взаимоотношения науки и религии интересовали философов на протяжении всей человеческой истории, так как их взаимосвязь и противопоставление играли важнейшую роль в истории современной цивилизации. Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрений, постоянно взаимодействующие друг с другом. Долгое время наука и религия трактовались как диаметрально противоположные, взаимоотрицающие явления.

Религиозные системы разделялись на два класса:

Высшая сила имеет

  1. духовное начало (христианство, ислам, иудаизм);
  2. материальное начало (пантеизм — учение, отождествляющее бога с природой, атеизм — отказ от религиозного мировозрения).

Элементы научного знания делятся на четыре класса:

  1. Естествознание (учение о природе, естественные науки);
  2. Технознание (учение о технике, технические науки);
  3. Обществознание (учение об обществе, общественные науки);
  4. Человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки).

Наука отвечает на вопросы «Почему?» и «Как?», а религия «Зачем?». Наука и религия имеют два разных предмета, два разных пути познания, два разных критерия достоверности.

Религия, долгое время, оценивалась, как низший вид знания, которое в виду истерической неизбежности обречено на исчезновение, и это исчезновение основано напрямую именно на развитии науки.

Позднее научное знание и религия стали рассматриваться как различные, но допустимые, возможные, параллельные, правомерные формы духовной активности человека. Пока существует предел научного познания, безусловно, будет место религиозному восприятию, Наука, не представляет собой абсолютно объективизированное знание (в существующей современной парадигме знание может описываться разными, зачастую противоречащими друг другу теориями), однако человеку, не смотря на значительный научный прогресс и ныне не дается восприятие целостности мироздания. Человечество видит лишь то, что ему дается для восприятия, и лишь только в контексте его органов чувств.

Определим различия между наукой и религией:

  1. Наука не исходит из абсолютных истин, ей свойственен критический взгляд на то, что происходит в ее поле: давление новых доказательств, рано или поздно может привести к пересмотру прежних положений;
  2. Источником веры является не объективная реальность, а сверх откровения, знание, не добытое человеком самостоятельно в результате цепочек логических рассуждений, а данное свыше, религия отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами;
  3. Откровения никогда не подвергается в религии критической рефлексии, оно является высшей абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека в его конечном бытии не может представить, во всей его полноте;
  4. Наука тоже сталкивается с проблемой абсолютов, но они уходят в бесконечность, которой нет конца и границ, развитие пределов познания не уменьшают мир непознанного, это стимулирует дальнейшее освоение реальности;
  5. Наука изучает сущее, религия — мир должного;
  6. Наука и религия отвечают на важнейшие вопросы человеческой жизни, но лишь религия, берет на себя право, давать ответы и на те вопрос, на которые не дает пока ответов наука.
  7. С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление чем наука;
  8. Современная наука источником знаний видит «научный метод»: наблюдение, рассуждение, эксперимент, вычисление, вывод. Любая научная теория основывается на наборе утверждений — аксиом. Они не доказываются, но проверяются и опровергаются. Аксиомы существуют не во всех науках. У большинства религий есть догмы — недоказуемые отверждения, которые не могут быть ни проверены, ни опровергнуты;
  9. Наука базируется на внешнем, чувственном опыте, религия же на внутреннем, духовном;
  10. Наука познает мир во взаимоотношении его частей и элементов, а не охватывает мир как целое в соотношении с Абсолютом. Религия познавая Бога, открывает отношение мира и человека к Богу, как к сверхъявственному началу, как к наивысшей абсолютной истине и силе.

Впрочем, научное знание и религия во многом тесно переплетены и взаимосвязаны, проникают друг в друга:

  1. В науке существуют структуры, выводящие знания, из принимаемых на веру в качестве аксиом тех или иных научных теорий;
  2. Религиозные системы — это не только своды положений, призывающих к вере, но и некоторые обобщения, логически выведенные доказательства, опирающиеся на тщательно выверенную аргументацию;
  3. Наука и религия — два аспекта общественной жизни.

Религия непрерывно существует с начала истории человеческого разума, до сегодняшнего дня. История науки постоянно прерывается: после недолгого существования у греков и арабов, возродилась лишь в шестнадцатом веке. Религия всегда видела в науке лишь одно из средств познания Бога. Наука выступала как естественный инструмент этой жизни, которым нужно пользоваться осмотрительно. Неверная трактовка научных знаний может вызвать коллапс в социальной среде.

Отношение религии и науки можно разделить на несколько этапов:

  1. Синкретический этап. Характеризуется гармоничностью во взаимоотношениях научного знания и религиозных систем. В древних цивилизациях доколумбовой Америки, Египта, Индии, Китая, Эллинистическом мире научное знание было частью эзотерики, хранимой жрецами культа. Знания использовались для возведения культовой архитектуры, точного исчисления временных циклов, совершения ритуалов. Научные знания вписывались в традиционную культуру: развивались математика, геометрия, астрономия, медицина.
  2. Конфронтационный этап. В средние века представление о мире, Боге и природе меняется, все переосмысливается в соответствии с официально принятым христианским мировоззрением: Бог разлит в природе и присутствует в ней как активный живой организм, Природа сотворена для удовлетворения потребностей человека чтящего Бога. Появляются положения, что человек может воспользоваться природной энергией, он может проникнуть в замысел Бога, на основе которых расцветают алхимия и астрология. В эпоху Возрождения появляются идеи эмпирической проверки действительности: так как природа эмпирична, то ее можно описать при помощи естественно-научных теорий на формальном математическом языке, значит природу можно «понять» и ей можно «управлять» превращая ее в материал человеческой деятельности. В идеальном мировоззрении новой науки не остается место для религии. Развитие естествознания (химия, биология, физиология, физика) заставляет усомниться в истинности религиозных догматов. На данном этапе обостряется противостояние и противопоставление науки и религии. Наука окончательно сформировала «объективистский» или научный тип мировоззрения. В девятнадцатом веке формируется «рационализм» — безграничная вера в способности разума и «позитивизм» — бесспорное преимущество позитивных наук перед религией и философскими науками.
  3. Синергетический этап. Гуманитарный научный метод стал усиленно подвергать критике мнимые величины математики, идеализированные объекты физики, говорить о «вере» ученого. Обострившиеся экологические проблемы, заставили общество понять, что науку совершенно не заботят вопросы нравственности. Если жизнь — это всего-навсего сложное сочетание случайных химических реакций, и не существует ни верховного сознания, ни творца, ни верховного властителя, то какой смысл следовать моральным ограничениям? Природа принадлежит человеку, её можно эксплуатировать. В двадцатом веке на теоретическом уровне религиозного сознания возникает потребность переосмысления устаревших канонов. Наука и религия начинают не исключать друг друга. Происходит синтез этих двух культур.

Вернадский В. И. писал о том, что рост науки неизбежно вызывает необычайное расширение границ философского и религиозного сознания, религия и философия, восприняв полученные научным способом данные, все дальше и дальше расширяют глубокие тайники человеческого сознания. Научное понимание мира и религиозное мировоззрение, как показала история, оказались взаимодополняющими и необходимыми друг другу. Как течения, человеческой культуры, они должны синтезировавшись друг с другом помочь человеку выжить в современном техногенном постинформационном мире.

Наука и религия сегодня представляют собой две совершенно (принципиально) различные области человеческой культуры. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти области могут соприкасаться, пересекаться, но, как видно, не опровергать одна другую.

Список литературы

  1. Russell В. Religion and Science. London: Т. Butterworth-Nelson, 1935.
  2. Векслер В.А Cущность непрерывного образования в контексте профессиональной подготовки специалистов./ Среднее профессиональное образование. 2008. № 3. С. 72-76.
  3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. 271 с.
  4. Зайков Д.Е. Концепции современного естествознания. Учебный минимум - Москва: Юриспруденция, 2008.- 24 с.
  5. Кэролайн Уайат Наука и религия: можно ли положить конец вражде? /BBC // URL: https://www.bbc.com/russian/society/2015/03/150323_religion_science_relationship (дата обращения 02.04.2018)
  6. Франк Ф. Философия науки Перевод с английского Н. В. Воробьева /М.: Издательство иностранной литературы, 1960.- 544 с.