Философия общего дела Н.Ф. Федорова

NovaInfo 132, с.71-72, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 14
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается философское учение Н.Ф. Федорова, связанное с реализацией идеи победы над смертью, воскрешения ранее живущих на Земле поколений людей.

Ключевые слова

НАУКА, БЕССМЕРТИЕ, СМЕРТЬ, ЗЕМЛЯ, ОБЩЕЕ ДЕЛО, РЕЛИГИЯ

Текст научной работы

Николая Федоровича Федорова (1828-1903) по праву считают отцом оригинального философского направления под названием «русский космизм».

Долгое время этот выдающийся русский философ считался незаслуженно забытым. Его творчество, широко известное современникам вплоть до 1917 года лишь в последние десятилетия вновь стало доступным для изучения отечественным читателем.

Как философа, Н.Ф. Федорова отличали огромная эрудиция, своеобразный стиль мышления, филантропические качества. Эти свойства неизменно притягивали к нему внимание широкого круга людей — от простых обывателей, до интеллектуалов. Философа высоко ценили его современники. К примеру, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев. Последний гордился знакомством с Н.Ф. Федоровым, называя его «своим учителем и отцом духовным» [1].

Учение Н.Ф. Федорова, характеризуемое им как «философия общего дела», ставит своей задачей реализацию всечеловеческой идеи — необходимость победы над смертью, воскрешения всех существовавших ранее на Земле поколений людей.

По мнению философа, смерть является для человека высочайшей несправедливостью. Поэтому свою деятельность, он должен направлять на необходимость устранения этой несправедливости — на борьбу за обретение бессмертия. Бессмертия не личного, а всечеловеческого, в том числе и для давно умерших предков — отцов.

Н.Ф. Федоров считал нравственным долгом потомков вернуть жизнь поколениям, благодаря которым существует человек. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а с каждым и для каждого; это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)» [2, с. 166].

Для реализации столь грандиозной идеи, человеку необходимо осуществить несколько задач, главная из которых — изменить отношения между людьми, преодолеть их отчуждение друг от друга. Человечество — это единая целостность, которая, по своей сути, объединяет и ныне живущих и давно ушедших людей. «Общее дело» — это единение людей с целью ликвидации небратских отношений.

В реализации этой мечты Н.Ф. Федоров большие надежды возлагал на Россию. «Только Россия, — писал философ, — как по своему географическому положению, так и по своим физическим особенностям — может стать исходным пунктом «общего дела» [3, с. 154].

Огромная роль в реализации философии общего дела принадлежит науке. Ее задача, вначале, максимально продлить жизнь человека, затем, сделать человека бессмертным.

Н.Ф. Федоров стремился объединить науку и религию. Наука для него — есть способ претворения христианской мечты о рае, когда человек, уподобившись Богу, сможет управлять собственной и внешней природой. Одновременно, наука это средство, которое обеспечит человека местом для существования посредством освоения Вселенной, поиска нового «дома». Религия же дает человеку нравственный порыв в реализации сыновьего долга –воскрешения предков — отцов.

Особенностью взглядов философа является то обстоятельство, что это воскрешение осуществляется не благодаря Богу, а благодаря науке, то есть усилиями самого человека. Отсюда — Н.Ф. Федоров различает понятия «воскресение» и «воскрешение»

В воскрешении божественная благодать присутствует, но лишь в своем духовно-нравственном аспекте, как форма отношения человека к идее обретения бессмертия. Не случайно, что ряд русских философов — П.А. Флоренский, В.С. Соловьев. Е.Н. Трубецкой, достаточно критично относились к идеям Н.Ф. Федорова — как к утверждениям, унижающим Бога. Е.Н. Трубецкой, в частности, идею воскрешения называл «рационалистическим юродством».

П.А. Флоренский, сочувственно относясь к идеям Н.Ф. Федорова, отмечает: «если окажется, что учение осуществимо, надо считать одними естественными, человеческими средствами, если воскрешение должно осуществиться только химически, физически, лабораторно, то он в ужасе отвернется от этого величайшего торжества материализма» [4, с. 139].

Философ также настаивает на необходимости сознательного управления процессом социоприродной эволюцией. Человечество, по его мнению, должно разумно переустроить природы на принципах нравственного господства над ней, обеспечения гармоничного развития человечества и всего живого. Нравственное покорение природы — условие победы человека над смертью. Победив смерть, человек уподобится самому Богу как всевластному существу, способному творить Мир и управлять им.

Н.Ф. Федоров мыслит глобально. Наука, по его мнению, должна не только помочь человечеству воскресить его предков, но и обеспечит бессмертие человечеству в перспективе. Для этого ему необходимо найти место для своего существования. Для этого мыслитель предлагает освоить космическое пространство. В этих целях требуется превратить планету в пилотируемый космический корабль. Именно Н.Ф. Федоров впервые заявил о том, что Земля не является границей для человека: «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание — поприщем нашей деятельности» [5]. Что бы овладеть Вселенной, ему понадобиться создание соответствующих технических средств. Эта идея, в дальнейшем, была блестяще продолжена и теоретически обоснована основоположником отечественной космонавтики — К.Э. Циолковским.

В своих, кажущихся на первый взгляд утопических мечтах, для создания пилотируемого космического корабля — земнохода, философ предлагает освоить электромагнитную энергию всего земного шара.

Таким образом, человек, в будущем, объединит космические миры и станет своеобразным «планетоводом». В этом проявится единство его и Космоса.

Несмотря на фантастичность, идеи Н.Ф. Федорова носят оптимистичный, жизнеутверждающий характер. Перед лицом глобальных проблем, идея единения людей звучит как никогда актуально. Обеспечение бессмертия — это ли не цель развития современной генетики и молекулярной биологии! Во имя этой цели человечество осуществляет генные модификации, ведет борьбу с онкологическими заболеваниями, ищет средства продления молодости…

Философия Н.Ф. Федорова оказала серьезное идейное воздействие на творчество последующих представителей русского космизма, в том числе и на таких известных мыслителей как К. Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Л.Н. Гумилев и целый ряд других.

Читайте также

Список литературы

  1. В.С. Соловьев. Два письма Н.Ф. Федорову [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://nffedorov.ru/texts/pc/05.pdf (дата обращения: 18.05.2022)
  2. Федоров Н.Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  3. Длугач Т.Б., Хагемайстер М. Николай Федоров. Жизненный путь, труды, влияние. — Мюнхен: 1989. — 550 с.
  4. Переписка П.А. Флоренского и В.А. Кожевникова // Вопросы философии, 1991. — №6. — С. 85-151.
  5. Славянофилы и западники XIX века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://lektsia.com/1x123f.html? (дата обращения: 18.05.2022)

Цитировать

Вахрушева, Е.Е. Философия общего дела Н.Ф. Федорова / Е.Е. Вахрушева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 71-72. — URL: https://novainfo.ru/article/19192 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться