Управление качеством высшего образования в современном обществе

№110-1,

педагогические науки

В настоящее время качество образования становится приоритетным геополитическим фактором. Основной стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с потребностями инновационного экономического развития и современными потребностями общества. Очевидно, что главной задачей университета является не только обучение академическим знаниям студентов, но, прежде всего, формирование у них способностей работать, жить и адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Похожие материалы

Двадцать первый век часто называют «веком качества». Понятие «качество» — это расширяющаяся категория, которая включает в себя множество аспектов — от качества товаров и услуг, труда, здравоохранения, образования, культуры, окружающей среды до качества жизни. Таким образом, категория «качество» приобретает философскую окраску, а связанные с ней проблемы затрагивают и трансформируют все сферы жизни общества.

В настоящее время качество образования становится приоритетным геополитическим фактором. В последнее время проблема качества образования стала актуальной по ряду причин. Они включают:

  • появление новых разнообразных систем ценностей на фоне кризиса предыдущих систем ценностей;
  • осуществление последовательного перехода от единообразия учебных планов, учебных пособий учебных заведений к их разнообразию;
  • усиление процессов регионализации образовательных систем;
  • быстрое развитие менеджмента в образовании.

Основной стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с потребностями инновационного экономического развития и современными потребностями общества.

Таким образом, главной задачей университета является не только обучение академическим знаниям студентов, но, прежде всего, формирование у них способностей работать, жить и адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Качество сегодняшних образовательных программ и квалификаций во многом основано на инновациях. Общие и частные цели высшего образования, фундаментальные изменения в его содержании и социальные требования показывают, что высшее образование имеет внутренний конфликт между самой образовательной функцией и функцией постоянной потребности в подготовленных специалистах для выполнения определенных видов деятельности в долгосрочной перспективе. Несомненно, это органически требует разработки и внедрения инновационных механизмов обеспечения качества.

Связь между развитием инноваций и внедрением международных стандартов качества в высшем образовании заключается в том, что в мире растет интерес к качеству и стандартам. Основные принципы связи между инновациями и международными стандартами качества включают общий интерес студентов, работодателей и общества к высокому качеству высшего образования; институциональная автономия вузов, что повышает ответственность всех участников образовательного процесса за качество профессиональной подготовки студентов; необходимость ставить цели для инноваций в соответствии с меняющимися потребностями развивающегося общества.

Система менеджмента качества высшего образования берет за основу:

  1. Усиление инновационной направленности профессионального обучения как основы совершенствования образовательного процесса.
  2. Внедрение комплексного подхода к образовательной и научно-исследовательской деятельности университета с точки зрения инновационной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
  3. Повышение эффективности образовательной деятельности путем внедрения результатов исследований, что даст возможность преподавательскому составу постоянно совершенствовать и пополнять свои профессиональные знания, практический опыт работы с инновациями, обогащать учебный процесс.
  4. Осуществление непрерывного мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в системе «абитуриент — студент — специалист», в единстве целей и содержания образовательного процесса, реализуемой через образовательные программы путем внедрения инновационных технологий и методы управления университетом.

Качество образования подразумевает подход к образованию как к социально-педагогическому процессу и рассматривается как совокупность характеристик этого процесса: реализация его целей, сочетание традиционных и инновационных технологий, а также условия, необходимые для достижения динамики положительных результатов.

В этом отношении основными гарантиями качества являются:

  • сами университеты несут ответственность за уровень и качество обучения;
  • качество образовательных программ должно постоянно улучшаться (т.е. должен существовать инновационный механизм внутреннего развития);
  • в университетах должны быть организационные структуры, предлагающие образовательные программы и обеспечивающие их реализацию, а также формирующие культуру качественной образовательной деятельности. Это подразумевает, что университеты должны разработать и внедрить механизмы и критерии для оценки компетентности учителей. Эти критерии должны быть доступны организациям, проводящим внешние оценки, и отражены в публичных отчетах университета.
  • обеспечить прозрачность внешней экспертизы. Университеты должны регулярно публиковать своевременную, качественную и объективную информацию о количестве и качестве текущих образовательных программ, а также об их эффективности;
  • университеты, как гаранты качества, должны продемонстрировать свою ответственность за государственные и частные финансовые вложения в образование. Это подразумевает, что университеты должны обеспечить, чтобы имеющиеся ресурсы для организации процесса обучения студентов были достаточными и соответствовали требованиям каждой текущей программы и текущему уровню науки и практики. Соответственно, необходимо обеспечить сбор, анализ и доступность необходимой информации для эффективного формирования программ обучения;
  • процедуры, используемые для стандартизации качества и оценки его соответствия в конкретном вузе, не должны подавлять многообразие научно-педагогических школ и инновационной деятельности.

Опыт внедрения инновационного механизма обеспечения качества в университетской образовательной деятельности подтверждает необходимость разработки политики (стратегии и тактики) в этой области. Он должен отражать такие аспекты, как развитие отношений между образовательной и исследовательской сферами, организация системы менеджмента качества в стратегии развития университета, ответственность отделов и колледжей за реализацию обеспечения качества и участие студентов в этом процессе.

В свою очередь, для достижения уровня качества, требуемого международными стандартами, также необходимо внедрить инновационную систему оценки уровня знаний студентов. Для этого сами процедуры оценки должны составляться в соответствии с запланированными результатами обучения, должны соответствовать их цели (диагностическая, образовательная, текущая или итоговая и т. д.), должны выполняться экспертами, которые осведомлены о влиянии их обучения. Оценка в процессе дополнительного обучения и успеваемость студентов носят административный характер.

Следует отметить, что качество подготовки студентов является основным параметром, по которому образовательные клиенты, субъекты рынка образовательных услуг оценивают деятельность университета, а система высшего образования является стратегическим фактором развития всего общества. обеспечить точность и объективность оценки.

Список литературы

  1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  2. Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика: учеб.-метод. комплекс. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru/ distance/mf_01/ped-asp/01_01.html.
  3. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2002. 120 с.
  4. А. М. Новикова — Профессиональная педагогика / под ред. [С. Я. Батышева] и Изд. 3-е, перераб. М.: Эгвес, 2017. 456 с.
  5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /. — М.: Школа — Пресс, 2010. — С. 40.