Инновационные методы обучения в ВУЗе

№110-1,

педагогические науки

Инновационная образовательная деятельность в настоящее время является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности каждого учреждения, обучающего детей и неразрывно связаны с научно-методической работой преподавателей и учебно–исследовательской деятельностью студентов. Основной задачей высших учебных заведений является подготовка специалистов, способных разрабатывать индивидуальные, гибкие и своевременные решения в быстро меняющемся мире. Именно для этого при подготовке студентов к будущей карьере в университете используются инновационные методы обучения.

Похожие материалы

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском новых методик в теории и на практике. Этот процесс вызван рядом противоречий, основным из которых является несовместимость традиционных методов и форм обучения и воспитания с новыми тенденциями развития системы образования, а также с современными социально-экономическими условиями развития общества, которые породили множество инновационных объективных процессов.

Социальные ожидания общества в отношении образования изменились: необходимо обучать человека, который может творчески, сознательно и самостоятельно определять свою деятельность, саморегулироваться, чтобы гарантировать достижение этой цели.

Актуальность исследования обусловлена ​​тем, что переход России на рыночные отношения поставил новые цели для системы профессионального обучения, решение которых нашло свое отражение в глубоких трансформациях системы профессионального образования.

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом конкуренции с другими социальными институтами. В сложившейся социально-экономической ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для формирования позитивной ориентации молодежи на образование. Разработка новых методов и каналов обучения становится насущной необходимостью.

Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывного и инновационного характера, роста социальной мобильности и активности молодежи, а также его включение в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, а также гарантирует улучшение качества жизни её граждан.

Инновации в образовании понимаются как процесс совершенствования образовательных технологий, ряда методов, методик и учебных материалов. Инновационная образовательная деятельность в настоящее время является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности каждого учреждения, обучающего детей. И это не случайно. Ведь как раз инновационная деятельность не только закладывает основу конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг, но и определяет направление профессионального развития учителя. Его творческие усилия действительно способствуют личностному росту студентов. Поэтому инновации неразрывно связаны с научно-методической работой преподавателей и учебно–исследовательской деятельностью студентов.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают внедрение инноваций в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания в совместной деятельности преподавателей и студентов. Эти инновации могут быть специально разработаны, уже разработаны или повторно внедрены в рамках образовательной инициативы.

В настоящее время основной задачей высших учебных заведений является подготовка специалистов, способных разрабатывать индивидуальные, гибкие и своевременные решения в быстро меняющемся мире. Именно для этого при подготовке студентов к будущей карьере в университете используются инновационные методы обучения. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Метод портфолио (Performance Portfolio или Portfolio Assessment) — это современная образовательная технология, основанная на методе достоверной оценки результатов образовательной и профессиональной деятельности. Этот метод чаще всего коррелирует с образованием, хотя в более широком смысле этого термина он применяется к любой деятельности, связанной с практикой. По видам практической и продуктивной деятельности университета различают образовательные и профессиональные портфолио.

Метод проблемного изложения — это метод, при котором учитель, используя различные источники и средства, ставит задачу, формулирует познавательную задачу перед изложением материала, а затем, выявляя систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения проблемы. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научных исследований.

Метод проекта — это система обучения, в которой студенты приобретают знания и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняемых практических заданий-проектов.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, развитие навыков) осуществляются в процессе частичной поисковой или исследовательской деятельности студентов; этот метод реализуется с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения, интерпретируемых в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

Студенческая исследовательская работа, интегрированная в учебный процесс — эта работа выполняется в соответствии с учебной программой в обязательном порядке; Результаты всех видов научно-исследовательской деятельности учащихся, участвующих в образовательном процессе, подлежат мониторингу и оценке со стороны преподавателя.

Проблемное обучение:

  1. Технология, в первую очередь направленная на «стимулирование интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в распознавании и разрешении таких ситуаций во время совместной деятельности студентов и преподавателей с оптимальной самостоятельной работой учащихся и под общим руководством учителя;
  2. Активное обучение в развитии, основанное на организации исследовательской деятельности студентов, на выявлении ими и разрешении реальных или образовательных противоречий. Основой проблемного обучения является продвижение и обоснование проблемы (сложная познавательная задача теоретического или практического характера).

Проекты, ориентированные на практику — особенностью этого типа проекта является предварительная формулировка четкого, значимого для студента результата, который имеет практическую значимость, выраженную в материальной форме. Разработка и реализация этого типа проекта требует подробного изучения структуры, определения функций участников, промежуточных и окончательных результатов. Этот тип проекта характеризуется жестким контролем со стороны координатора и автора проекта.

Креативные проекты — их особенность в том, что они не имеют заранее определенной и детальной структуры. В творческом проекте учитель (координатор) определяет только общие параметры и указывает оптимальные пути решения проблем. Обязательным условием для творческих проектов является четкое изложение запланированного результата, значимого для студентов. Креативные проекты стимулируют максимальную активацию познавательной деятельности учащихся, способствуют эффективному развитию навыков и умений работы с документами и материалами, умению их анализировать, делать выводы и обобщать.

Визуализация лекций — при чтении лекций-визуализаций соблюдается принцип наглядости; Лекция — это информация, которая превращается в визуальную форму. Воспринимаемая и осознанная последовательность видео может служить поддержкой для правильного мышления и действия. Видеопоследовательность предназначена не только для иллюстрации устной информации, но и для обеспечения носителя значимой информации. При подготовке к лекции содержание должно быть преобразовано в визуальную форму. Важно строго придерживаться визуальной логики, а также контролировать ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.

Инновационные методы позволили изменить роль учителя, который является не только носителем знаний, но и наставником, положив начало творческому поиску учеников.

Научная основа обучения — это та самая основа, без которой невозможно представить современное образование. Именно такой вид образования повышает личную и профессиональную самооценку выпускника в будущем, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результатом качественного высшего образования являются не просто грамотность, близость к той или иной профессии. Это сочетание образования и поведенческой культуры, формирование способности мыслить независимо и компетентно, а в будущем — работать, учиться и переучиваться самостоятельно. Именно на этом основаны современные представления о фундаментальной природе образования.

Процесс обучения представляет собой информационную систему, потому что одной из основных функций обучения является передача информации, знаний и ценностей новому поколению. Следовательно, в нем работают законы, характерные для информационного общества. Значительное увеличение информации и знаний, компьютерная революция характеризует современное общество, называемое информационным обществом.

Увеличение количества источников информации приводит к ускорению пульсации информации с целью сохранения целостности системы (О. Тоффлер). Другими словами, согласно теории информационного общества, источником информации и знаний были в основном учителя и священники, теперь же ими являются учителя, многие учебники и книги, СМИ, Интернет, сами студентами и т. д. Они генерируют информацию и знания из самых разных источников. Для поддержания целостности системы ее обмен ускоряется. Три ключевых свойства информации: новизна, динамизм и разнообразие характеризуют общество и современное образование.

Новизна заключается в обновлении образовательных парадигм; обновлять содержание обучения — как по каждой из дисциплин, так и появление новых дисциплин; обновить модули и методы обучения.

Динамизм определяет скорость обновления знаний, ускорение самого процесса обучения, обмен информацией в процессе обучения и т.д.

Разнообразие влечет за собой диверсификацию образования, которая выражается в диверсификации учебных заведений, источников финансирования, а также в диверсификации учебных планов, программ и курсов.

Новизна, динамичность и разнообразие как ключевые свойства информации напрямую влияют на методы и формы обучения. Новинка требует постоянного обновления содержания уроков и семинаров, а также методов и форм обучения. Поэтому, с появлением информационных технологий (ИТ) и открытием компаний, методы обучения обновляются благодаря появлению новых, основанных на IT и их значительный приток из иностранных методов обучения. Увеличение объема информации, которая должна быть передана учащемуся для хорошей ассимиляции, требует активизации его обмена между учителем и учеником, что означает все более широкое использование методов обсуждения «вопрос-ответ», разделение на информационные потоки («учитель-ученик», «учитель-ученик», «группа учеников — группа учеников», «ученик-ученик» — внутри группы), активация обратной связи усиливает Роль учителя в координации информационных потоков, в регулировании действий и взаимодействий групп учащихся.

Как указывалось выше, инновации являются прямым способом интеграции образования, науки и производства. В то же время инновации являются важнейшим инструментом повышения качества образования во всех организационных, методологических и прикладных аспектах.

Список литературы

  1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  2. Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика: учеб.-метод. комплекс. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru/ distance/mf_01/ped-asp/01_01.html.
  3. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2002. 120 с.
  4. А. М. Новикова — Профессиональная педагогика / под ред. [С. Я. Батышева] и Изд. 3-е, перераб. М.: Эгвес, 2017. 456 с.
  5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /. — М.: Школа — Пресс, 2010. — С. 40.