Инновационные методы обучения в ВУЗе

№110-1,

педагогические науки

Инновационная образовательная деятельность в настоящее время является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности каждого учреждения, обучающего детей и неразрывно связаны с научно-методической работой преподавателей и учебно–исследовательской деятельностью студентов. Основной задачей высших учебных заведений является подготовка специалистов, способных разрабатывать индивидуальные, гибкие и своевременные решения в быстро меняющемся мире. Именно для этого при подготовке студентов к будущей карьере в университете используются инновационные методы обучения.

Похожие материалы

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском новых методик в теории и на практике. Этот процесс вызван рядом противоречий, основным из которых является несовместимость традиционных методов и форм обучения и воспитания с новыми тенденциями развития системы образования, а также с современными социально-экономическими условиями развития общества, которые породили множество инновационных объективных процессов.

Социальные ожидания общества в отношении образования изменились: необходимо обучать человека, который может творчески, сознательно и самостоятельно определять свою деятельность, саморегулироваться, чтобы гарантировать достижение этой цели.

Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил новые цели для системы профессионального обучения, решение которых нашло свое отражение в глубоких трансформациях системы профессионального образования.

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом конкуренции с другими социальными институтами. В сложившейся социально-экономической ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для формирования позитивной ориентации молодежи на образование. Разработка новых методов и каналов обучения становится насущной необходимостью.

Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывного и инновационного характера, роста социальной мобильности и активности молодежи, а также его включение в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, а также гарантирует улучшение качества жизни её граждан.

Инновации в образовании понимаются как процесс совершенствования образовательных технологий, ряда методов, методик и учебных материалов. Инновационная образовательная деятельность в настоящее время является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности каждого учреждения, обучающего детей. И это не случайно. Ведь как раз инновационная деятельность не только закладывает основу конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг, но и определяет направление профессионального развития учителя. Его творческие усилия действительно способствуют личностному росту студентов. Поэтому инновации неразрывно связаны с научно-методической работой преподавателей и учебно–исследовательской деятельностью студентов.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают внедрение инноваций в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания в совместной деятельности преподавателей и студентов. Эти инновации могут быть специально разработаны, уже разработаны или повторно внедрены в рамках образовательной инициативы.

В настоящее время основной задачей высших учебных заведений является подготовка специалистов, способных разрабатывать индивидуальные, гибкие и своевременные решения в быстро меняющемся мире. Именно для этого при подготовке студентов к будущей карьере в университете используются инновационные методы обучения. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Метод портфолио (Performance Portfolio или Portfolio Assessment) — это современная образовательная технология, основанная на методе достоверной оценки результатов образовательной и профессиональной деятельности. Этот метод чаще всего коррелирует с образованием, хотя в более широком смысле этого термина он применяется к любой деятельности, связанной с практикой. По видам практической и продуктивной деятельности университета различают образовательные и профессиональные портфолио.

Метод проблемного изложения — это метод, при котором учитель, используя различные источники и средства, ставит задачу, формулирует познавательную задачу перед изложением материала, а затем, выявляя систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения проблемы. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научных исследований.

Метод проекта — это система обучения, в которой студенты приобретают знания и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняемых практических заданий-проектов.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, развитие навыков) осуществляются в процессе частичной поисковой или исследовательской деятельности студентов; этот метод реализуется с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения, интерпретируемых в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

Студенческая исследовательская работа, интегрированная в учебный процесс — эта работа выполняется в соответствии с учебной программой в обязательном порядке; Результаты всех видов научно-исследовательской деятельности учащихся, участвующих в образовательном процессе, подлежат мониторингу и оценке со стороны преподавателя.

Проблемное обучение:

  1. Технология, в первую очередь направленная на «стимулирование интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в распознавании и разрешении таких ситуаций во время совместной деятельности студентов и преподавателей с оптимальной самостоятельной работой учащихся и под общим руководством учителя;
  2. Активное обучение в развитии, основанное на организации исследовательской деятельности студентов, на выявлении ими и разрешении реальных или образовательных противоречий. Основой проблемного обучения является продвижение и обоснование проблемы (сложная познавательная задача теоретического или практического характера).

Проекты, ориентированные на практику — особенностью этого типа проекта является предварительная формулировка четкого, значимого для студента результата, который имеет практическую значимость, выраженную в материальной форме. Разработка и реализация этого типа проекта требует подробного изучения структуры, определения функций участников, промежуточных и окончательных результатов. Этот тип проекта характеризуется жестким контролем со стороны координатора и автора проекта.

Креативные проекты — их особенность в том, что они не имеют заранее определенной и детальной структуры. В творческом проекте учитель (координатор) определяет только общие параметры и указывает оптимальные пути решения проблем. Обязательным условием для творческих проектов является четкое изложение запланированного результата, значимого для студентов. Креативные проекты стимулируют максимальную активацию познавательной деятельности учащихся, способствуют эффективному развитию навыков и умений работы с документами и материалами, умению их анализировать, делать выводы и обобщать.

Визуализация лекций — при чтении лекций-визуализаций соблюдается принцип наглядости; Лекция — это информация, которая превращается в визуальную форму. Воспринимаемая и осознанная последовательность видео может служить поддержкой для правильного мышления и действия. Видеопоследовательность предназначена не только для иллюстрации устной информации, но и для обеспечения носителя значимой информации. При подготовке к лекции содержание должно быть преобразовано в визуальную форму. Важно строго придерживаться визуальной логики, а также контролировать ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.

Инновационные методы позволили изменить роль учителя, который является не только носителем знаний, но и наставником, положив начало творческому поиску учеников.

Научная основа обучения — это та самая основа, без которой невозможно представить современное образование. Именно такой вид образования повышает личную и профессиональную самооценку выпускника в будущем, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результатом качественного высшего образования являются не просто грамотность, близость к той или иной профессии. Это сочетание образования и поведенческой культуры, формирование способности мыслить независимо и компетентно, а в будущем — работать, учиться и переучиваться самостоятельно. Именно на этом основаны современные представления о фундаментальной природе образования.

Процесс обучения представляет собой информационную систему, потому что одной из основных функций обучения является передача информации, знаний и ценностей новому поколению. Следовательно, в нем работают законы, характерные для информационного общества. Значительное увеличение информации и знаний, компьютерная революция характеризует современное общество, называемое информационным обществом.

Увеличение количества источников информации приводит к ускорению пульсации информации с целью сохранения целостности системы (О. Тоффлер). Другими словами, согласно теории информационного общества, источником информации и знаний были в основном учителя и священники, теперь же ими являются учителя, многие учебники и книги, СМИ, Интернет, сами студентами и т. д. Они генерируют информацию и знания из самых разных источников. Для поддержания целостности системы ее обмен ускоряется. Три ключевых свойства информации: новизна, динамизм и разнообразие характеризуют общество и современное образование.

Новизна заключается в обновлении образовательных парадигм; обновлять содержание обучения — как по каждой из дисциплин, так и появление новых дисциплин; обновить модули и методы обучения.

Динамизм определяет скорость обновления знаний, ускорение самого процесса обучения, обмен информацией в процессе обучения и т.д.

Разнообразие влечет за собой диверсификацию образования, которая выражается в диверсификации учебных заведений, источников финансирования, а также в диверсификации учебных планов, программ и курсов.

Новизна, динамичность и разнообразие как ключевые свойства информации напрямую влияют на методы и формы обучения. Новинка требует постоянного обновления содержания уроков и семинаров, а также методов и форм обучения. Поэтому, с появлением информационных технологий (ИТ) и открытием компаний, методы обучения обновляются благодаря появлению новых, основанных на IT и их значительный приток из иностранных методов обучения. Увеличение объема информации, которая должна быть передана учащемуся для хорошей ассимиляции, требует активизации его обмена между учителем и учеником, что означает все более широкое использование методов обсуждения «вопрос-ответ», разделение на информационные потоки («учитель-ученик», «учитель-ученик», «группа учеников — группа учеников», «ученик-ученик» — внутри группы), активация обратной связи усиливает Роль учителя в координации информационных потоков, в регулировании действий и взаимодействий групп учащихся.

Как указывалось выше, инновации являются прямым способом интеграции образования, науки и производства. В то же время инновации являются важнейшим инструментом повышения качества образования во всех организационных, методологических и прикладных аспектах.

Список литературы

  1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  2. Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика: учеб.-метод. комплекс. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru/ distance/mf_01/ped-asp/01_01.html.
  3. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2002. 120 с.
  4. А. М. Новикова — Профессиональная педагогика / под ред. [С. Я. Батышева] и Изд. 3-е, перераб. М.: Эгвес, 2017. 456 с.
  5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /. — М.: Школа — Пресс, 2010. — С. 40.