Особенности становления профессиональных качеств будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в системе профессиональной вузовской подготовки

NovaInfo 14, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены основные качества необходимые для становления будущих воспитателей дошкольных учебных заведений, проблемы профессионализма будущих воспитателей и их влияние на формирование личности ребенка.

Ключевые слова

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, СПОСОБНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО, ВОСПИТАТЕЛЬ

Текст научной работы

Современный воспитатель должен обладать знанием методик работы с детьми, знать психологические особенности воспитанников, иметь сформированные педагогические умения и способности для обеспечения гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Поэтому, цель высшей школы — дать глубокие знания по гуманитарным и социально-экономических, фундаментальных и профессионально ориентированных дисциплинах, что является основой профессионального мастерства будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений; создать условия для развития педагогических качеств у будущих воспитателей. Именно этим обусловлен поиск ученых и практиков по созданию условий для развития педагогического мастерства будущих воспитателей дошкольных учебных заведений, в рамках высшего учебного заведения.

Главной проблематикой многих исследований (И.А. Зязюн, А.С. Березюк, С.С. Избаш, Л.И. Магомедова, М.М.Окса, Е.А. Панасенко, Т.И. Пониманская, Н.В. Гавриш, Э.С. Барбина, А.А. Люблинская, Л.П. Загородняя и др.) стало обоснование особенностей педагогического мастерства учителя и воспитателя, как основным условием становления высокопрофессионального педагога.

Ученые отмечают, что педагогическое мастерство педагогов зависит от наличия ряда личностных и профессиональных качеств, формирования профессиональных умений и способностей, культуры общения и поведения будущего педагога. Профессионализм воспитателя обусловлен педагогическим мастерством, которое включает комплекс свойств личности, что обеспечивает самоорганизацию высокого уровня профессиональной деятельности на рефлексивной основе[3, С.24]. Потребность в определении оптимальных педагогических условий, выделение профессиональных способностей, которые требует современный воспитатель, для формирования профессионального мастерства обострилась в течение последних лет. Это, в свою очередь, требует выделения и теоретического обоснования педагогических способностей будущих воспитателей детей дошкольного возраста.

Особого внимания приобретает профессиональное мастерство педагога в процессе работы с инновационными программами развития детей, которые направлены на раскрытие личности ребенка, его творческий потенциал, к таким программам относится «Зернышко», «Уверенный старт»,«Step by step». Знание индивидуальных особенностей психики каждого ребенка в группе, умение понять мотивы ее разнообразных действий помогают воспитателю не только выбирать правильную тактику поведения в конкретной ситуации, но и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, предусматривать следующие поступки питомца.

Профессиональное мастерство — это синтетическое понятие, которое охватывает индивидуальные психологические и профессиональные качества, знания своего предмета и методических приемов преподавания[2,С.16]. И.А. Зязюн определяет, что педагогическое мастерство — это комплекс свойств личности, что обеспечивает самоорганизацию высокого уровня профессиональной деятельности на рефлексивной основе[3, С.33]. Мастерство педагога реализуется в процессе профессиональной деятельности, которая требует от воспитателя наличие специальных способностей.

Т.И. Пониманская выделяет такие основные личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности современного воспитателя дошкольного учебного заведения:

  • способность к рефлексии и контроля результатов педагогической деятельности, сотрудничества с ребенком на принципах гуманизации, развития ее личности;
  • способность к эмоциональной и моральной поддержки ребенка;
  • стремление к эмоциональной близости в общении с ребенком, направления на психологический комфорт и своевременное развитие личности;
  • желание пополнять знания, заниматься самообучением и самовоспитанием для совершенствования своего педагогического мастерства;
  • способность выявлять и учитывать в воспитании интересы детей и их право на уважение[4,С.61-62].

Наряду с высокими моральными качествами, глубокими знаниями методики учебно-воспитательной работы и психологических особенностей детей дошкольного возраста, воспитатель должен иметь комплекс профессионально важных психологических качеств, которые определяют его профессиональное мастерство. Эти требования диктует специфика профессии воспитателя детей дошкольного возраста и объекта его деятельности — личности ребенка.

На современном этапе развития системы образования, для формирования профессиональной подготовки в условиях образовательной среды педагогического высшего учебного заведения надлежащие условия создают принципы современной личностно ориентированного образования, среди которых можно выделить личностный подход — обращение всех компонентов обучения к личности студента, культурологический подход — наполнение содержания образования общечеловеческими культурными ценностями и качествами. Современный уровень развития профессионального мастерства будущих воспитателей дошкольных учебных заведений требует совершенствования процесса формирования педагогических способностей, культуры общения, педагогической техники. Это возможно реализовать путем создания практикумов, спецкурсов, семинаров, имеющие целью формирование основ профессионального мастерства будущих воспитателей дошкольных учебных заведений, которые смогут обеспечить гармоничное, всестороннее развитие подрастающего поколения.

Одним из главных критериев профессионального мастерства в современной педагогике является результативность работы воспитателя, которая проявляется в овладении знаниями и навыками детьми дошкольного возраста, заинтересованности дошкольников к обучению, творчеству, самореализации. Профессионализм воспитателя наиболее ярко проявляется в результатах его воспитанников. Современное образование в Украине имеет в своем арсенале множество проблем. Одни из них остались в наследство от старой общественно-политической формации, другие появились совсем недавно. Но всегда, во все времена, существовала, существует и будет существовать проблема подготовки настоящих педагогов — тех людей, от которых зависит будущее нации. Их педагогическая работа формирует из современных детей патриотов, людей, которые придут на смену современному поколению политиков, экономистов, управленцев.
В свое время сегодняшние педагоги также были подготовлены и сформированы как специалисты для деятельности в сфере образования. Насколько это удалось, следует судить по результатам их работы. Но в любом случае среди них найдутся и такие специалисты, которые не совсем соответствуют высокому званию педагога, духовного наставника для детей дошкольного возраста. В этой связи актуальным становится вопрос формирования и развития педагогических способностей будущих педагогов. От того, насколько будут сформированы такие способности, будет зависеть эффективность их труда по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Профессионализм воспитателя детей дошкольного возраста заключается прежде всего в глубоком осознании значения периода детства в жизни человека. Высшей формой профессионализма воспитателя является профессиональное мастерство. Однако путь овладения профессиональным мастерством, творчеством длительный и сложный. Профессиональная деятельность будущего воспитателя дошкольного учебного заведения ставит высокие требования к комплексу психологических качеств педагога. Учета этих требований в процессе подготовки в высших учебных заведениях будущих воспитателей играет важную роль в дальнейшей профессиональной деятельности студентов[3,С. 29-32].

Высшая педагогическая школа должна обеспечить подготовку воспитателя в соответствии с требованиями современности, способного к творческой реализации различных образовательных задач и программ, формирование активной, креативной, компетентной, самодостаточной личности. Выполнению этой задачи подчинена вся система подготовки специалистов в высшем учебном заведении, что формирует профессиональное мастерство будущего специалиста в области дошкольного образования.

Таким образом, педагогические способности в общей структуре способностей человека занимают особое место. Именно благодаря им человек становится педагогом, эффективно обучает и воспитывает детей дошкольного возраста. Педагогические способности существуют в тесном взаимодействии с общими способностями человека и основываются на общих психологических характеристиках и свойствах человеческого индивида. Но, вместе с тем, они являются сугубо специфическими способностями, которые проявляются только в педагогической сфере. Умение чувствовать человека, знать, что ей нужно для того, чтобы сформироваться в личность — таких способностей не требует ни одна сфера деятельности. Кроме того, встает проблема формирования и развития педагогических способностей. Формирование педагогических способностей зависит от жизненного пути личности, от тех чувств, испытаний, которые выпали на ее долю и сформировали в ней определенное мироощущение, а также определенное желание передать свой опыт другим.
Следовательно, существует необходимость создания педагогических условий для формирования профессионального мастерства в условиях высших учебных заведений, что дало бы возможность решить потребность в высокопрофессиональных воспитателей дошкольных учебных учреждений.

Читайте также

Список литературы

  1. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Ленинград, 1985.- 165 с.
  2. Люблинская А.А. Современный воспитатель. Какой он?/ А.А. Люблинская, С.Е. Кулачковская.- К.: Знание, 1981. – 64с.
  3. Педагогічна майстерність/ [за ред. І.А. Зязюна]. – К., 2004. – 168с.
  4. Поніманська Т.І. Підготовка педагогічних кадрів для системи дошкільної освіти/ Т.І. Поніманська (Дошкільна педагогіка). – К., 2004. – 456с.

Цитировать

Швец, Т.А. Особенности становления профессиональных качеств будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в системе профессиональной вузовской подготовки / Т.А. Швец. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1734 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться