В целях дальнейшего переустройства всей образовательной системы и проведения в соответствии с потребностями социально-экономического и политического развития республики в 1997 году в Узбекистане принят новый Закон «Об образовании» и Закон «О Национальной программе по подготовке кадров».
Целью этих законов, является коренное реформирование сферы образования, создание национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров на уровне развитых демократических государств, отвечающей требованиям высокой духовности и нравственности.
Сегодня нашему обществу необходимы высококвалифицированные педагоги, которые, во-первых, иметь основательную теоретическую и практическую подготовку, во-вторых, могут самостоятельно принимать решения, это связаны с изменениями в современной системе образования, быстро адаптироваться к новым условиям, обстоятельств и требований общества и корректировать свою профессиональную деятельность, в-третьих, будут постоянно обновлять полученные научные знания, совершенствовать профессиональные умения.
Для подготовки специалиста по дошкольному образованию на уровне требований современности является недостаточным «формирование комплекса представлений о детях и особенностей работы с ними», необходимо также формирование опыта профессиональной деятельности с детьми, формирование представлений о себе как специалиста и т.п.. Все это возможно только в условиях целесообразно организованной педагогической практики студентов.
Анализ научной педагогической и психологической (А.С.Выготский, А.К.Маркова, П.Е. Решетников и др.) литературы показал, что в теории и образовательной практике нет единого подхода к определению сущности психолого-педагогической практики.
Приведем примеры определений данного понятия: - «практика представляет собой совершенно особую форму подготовки специалиста…» (Р.П.Мышинская, В.А.Щенев) ;
- практика - «вид практической деятельности студентов, направленной на решение различных образовательных задач» (О.А.Абдуллина)
- педагогическая практика «является средством, обеспечивающим единство теоретической и практической подготовки студентов к многоаспектной педагогической деятельности (Н.К.Сергеев и др.) Таким образом, психолого-педагогическая практика как объективное явление педагогической деятельности является сложным многоаспектным явлением, что и отражено в определениях данного понятия.
Сутью психолого-педагогической практики является приобщение студентов к педагогической реальности, приобретение ими соответствующего опыта и знаний, в контексте нашего исследования сопряженных с профессиональным взаимодействием.
Исходя из этого, мы констатируем две цели психолого-педагогической практики:
- первая – проверка опытом практической деятельности теоретических знаний в области профессионального взаимодействия с субъектами образования, имеющихся у студентов;
- вторая – обретение новых знаний, умений и навыков профессионального взаимодействия, трансформация уже имеющихся через столкновение со специфической педагогической реальностью.
Психолого-педагогическая практика – это одна из самых творческих, дающих максимальную свободу форм организации обучения студентов. Благодаря этому, практиканты имеют возможность выстраивать себя как субъект самостоятельной педагогической деятельности, субъект профессиональных взаимоотношений и взаимодействий с другими участниками образовательного процесса.
Важным условием формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДОУ является организация целостного процесса учебно-практической деятельности будущих воспитателей.
Научно-исследовательская работа - важная составляющая педагогической практики и процесса подготовки специалиста в ВУЗе.
Целенаправленная исследовательская деятельность способствует интеграции теоретической и профессиональной подготовки, помогает будущему специалисту принимать оптимальные решения в процессе самостоятельного решения профессиональных задач.
Интеграция процессов научно-исследовательской и профессионально-практической подготовки специалистов обеспечили повышение уровня готовности выпускников к выполнению функциональных обязанностей специалистов.
Организация педагогической практики на исследовательских началах стала условием познания, проверки и пополнения знаний студентов о личности ребенка, важным фактором возбуждения интереса к работе с детьми дошкольного возраста.
Как показывает изучение научной литературы, учебных планов и программ по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования», в процессе профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений в вузе зачастую не учитываются психологические особенности студенческого возраста, являющегося сензитивным периодом для преобразования мотивации и формирования специальных способностей в связи с профессионализацией.
Наблюдения за практикой работы начинающих педагогов дошкольных учреждений выявляет наличие затруднений при анализе и решении профессиональных задач. Этот факт во многом объясняется тем, что за период обучения в вузе у студентов не были сформированы умения по постановке и решению профессиональных задач.
В связи с этим нуждается в разрешении противоречие между требованиями к уровню развития учебной деятельности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и неопределенностью психолого-педагогических условий её эффективной организации. Стремление найти способы разрешения названного противоречия определило проблему исследования.
В теоретическом плане это проблема определения психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности организации учебной деятельности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, и возможностей их реализации в практике профессиональной подготовки; в практическом плане это проблема определения способов эффективной организации учебной деятельности студентов факультета дошкольного воспитания.