Педагогическая практика как основа деятельности будущих воспитателей

NovaInfo 44, с.311-314
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается роль педагогической практики в формировании педагогических качеств и профессионализма в деятельности будущих воспитателей.

Ключевые слова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА, ВОСПИТАТЕЛЬ

Текст научной работы

В целях дальнейшего переустройства всей образовательной системы и проведения в соответствии с потребностями социально-экономического и политического развития республики в 1997 году в Узбекистане принят новый Закон «Об образовании» и Закон «О Национальной программе по подготовке кадров».

Целью этих законов, является коренное реформирование сферы образования, создание национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров на уровне развитых демократических государств, отвечающей требованиям высокой духовности и нравственности.

Сегодня нашему обществу необходимы высококвалифицированные педагоги, которые, во-первых, иметь основательную теоретическую и практическую подготовку, во-вторых, могут самостоятельно принимать решения, это связаны с изменениями в современной системе образования, быстро адаптироваться к новым условиям, обстоятельств и требований общества и корректировать свою профессиональную деятельность, в-третьих, будут постоянно обновлять полученные научные знания, совершенствовать профессиональные умения.

Для подготовки специалиста по дошкольному образованию на уровне требований современности является недостаточным «формирование комплекса представлений о детях и особенностей работы с ними», необходимо также формирование опыта профессиональной деятельности с детьми, формирование представлений о себе как специалиста и т.п.. Все это возможно только в условиях целесообразно организованной педагогической практики студентов.

Анализ научной педагогической и психологической (А.С.Выготский, А.К.Маркова, П.Е. Решетников и др.) литературы показал, что в теории и образовательной практике нет единого подхода к определению сущности психолого-педагогической практики.

Приведем примеры определений данного понятия: - «практика представляет собой совершенно особую форму подготовки специалиста…» (Р.П.Мышинская, В.А.Щенев) ;

  • практика - «вид практической деятельности студентов, направленной на решение различных образовательных задач» (О.А.Абдуллина)
  • педагогическая практика «является средством, обеспечивающим единство теоретической и практической подготовки студентов к многоаспектной педагогической деятельности (Н.К.Сергеев и др.) Таким образом, психолого-педагогическая практика как объективное явление педагогической деятельности является сложным многоаспектным явлением, что и отражено в определениях данного понятия.

Сутью психолого-педагогической практики является приобщение студентов к педагогической реальности, приобретение ими соответствующего опыта и знаний, в контексте нашего исследования сопряженных с профессиональным взаимодействием.

Исходя из этого, мы констатируем две цели психолого-педагогической практики:

  • первая – проверка опытом практической деятельности теоретических знаний в области профессионального взаимодействия с субъектами образования, имеющихся у студентов;
  • вторая – обретение новых знаний, умений и навыков профессионального взаимодействия, трансформация уже имеющихся через столкновение со специфической педагогической реальностью.

Психолого-педагогическая практика – это одна из самых творческих, дающих максимальную свободу форм организации обучения студентов. Благодаря этому, практиканты имеют возможность выстраивать себя как субъект самостоятельной педагогической деятельности, субъект профессиональных взаимоотношений и взаимодействий с другими участниками образовательного процесса.

Важным условием формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДОУ является организация целостного процесса учебно-практической деятельности будущих воспитателей.

Научно-исследовательская работа - важная составляющая педагогической практики и процесса подготовки специалиста в ВУЗе.

Целенаправленная исследовательская деятельность способствует интеграции теоретической и профессиональной подготовки, помогает будущему специалисту принимать оптимальные решения в процессе самостоятельного решения профессиональных задач.

Интеграция процессов научно-исследовательской и профессионально-практической подготовки специалистов обеспечили повышение уровня готовности выпускников к выполнению функциональных обязанностей специалистов.

Организация педагогической практики на исследовательских началах стала условием познания, проверки и пополнения знаний студентов о личности ребенка, важным фактором возбуждения интереса к работе с детьми дошкольного возраста.

Как показывает изучение научной литературы, учебных планов и программ по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования», в процессе профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений в вузе зачастую не учитываются психологические особенности студенческого возраста, являющегося сензитивным периодом для преобразования мотивации и формирования специальных способностей в связи с профессионализацией.

Наблюдения за практикой работы начинающих педагогов дошкольных учреждений выявляет наличие затруднений при анализе и решении профессиональных задач. Этот факт во многом объясняется тем, что за период обучения в вузе у студентов не были сформированы умения по постановке и решению профессиональных задач.

В связи с этим нуждается в разрешении противоречие между требованиями к уровню развития учебной деятельности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и неопределенностью психолого-педагогических условий её эффективной организации. Стремление найти способы разрешения названного противоречия определило проблему исследования.

В теоретическом плане это проблема определения психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности организации учебной деятельности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, и возможностей их реализации в практике профессиональной подготовки; в практическом плане это проблема определения способов эффективной организации учебной деятельности студентов факультета дошкольного воспитания.

Читайте также

Цитировать

Кодирова, З.С. Педагогическая практика как основа деятельности будущих воспитателей / З.С. Кодирова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 311-314. — URL: https://novainfo.ru/article/5694 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться