Современное состояние формирования профессионального мастерства будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений

№40-1,

педагогические науки

В статье анализируется современное состояние формирования профессионального мастерства будущих воспитателей, также рассматриваются основные проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов дошкольного образования. Автор анализирует учебные планы, программы и дисциплины по специальности «дошкольное образование» которые влияют на формирование профессионального мастерства будущих специалистов вышеуказанной специальности.

Похожие материалы

С целью выявления современного состояния сформированности профессионального мастерства будущих воспитателей дошкольных учебных заведений на базе факультета дошкольного и начального образования Херсонского государственного университета, факультета дошкольного и начального образования Николаевского национального университета им. В.А. Сухомлинского, социально-гуманитарного факультета Дрогобыческого государственного педагогического университета, факультета дошкольного и технологического образования Криворожского государственного института, факультета дошкольной педагогики и психологии Южноукраинского национального педагогического университета им. К.Д. Ушинского, дошкольных учебных заведений городов Херсона, Николаева, Дрогобыча, Кривого Рога, Одессы в течение 2010 – 2015 годов была проведена опытно-экспериментальная работа.

Исследованием было охвачено 386 человек, из них: 233 студентов, 60 преподавателей вузов, 93 воспитателя дошкольных учебных заведений.

Проведение констатирующего эксперимента предусматривало два этапа. На первом – проводился анализ учебных планов, программ, образовательно-квалификационных характеристик с целью выявления их смысловой направленности на формирование профессионального мастерства будущих воспитателей дошкольных учебных заведений; анкетирование, интервьюирование студентов, преподавателей, воспитателей – практиков с целью определения личностных и профессионально значимых качеств и компонентов профессионального мастерства, а также осознание ими значимости и важности овладения профессиональной мастерством в процессе профессиональной подготовки и необходимостью осознанного самовоспитания комплекса свойств, обеспечивающих высокий уровень профессионально-педагогической деятельности на рефлексивной основе. На втором этапе определялись уровни сформированности профессионального мастерства у студентов экспериментальной и контрольной групп.

Концептуальной основой государственных стандартов высшего образования является субъектно-деятельностный подход, который предполагает формирование у студентов не только профессиональных умений решать профессионально-ориентированные задачи, но и готовность к принятию ответственных решений, способности к творческому уровня собственной профессиональной деятельности [2].

Организация профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений обусловлена отраслевыми стандартами высшего педагогического образования, составной частью которых является образовательно-квалификационные характеристики выпускников (ОКХ) – отраслевые нормативные документы, в которых обобщается содержание высшего образования, то есть отображаются цели высшего образования и профессиональной подготовки, определяется место специалиста и требования к его компетентности, социально важных свойств и качеств. В свою очередь, образовательно - квалификационные программы (ОКП), определяющих нормативную часть содержания обучения, устанавливают требования к содержанию, объему и уровню образовательной и профессиональной подготовки специалиста соответствующего образовательно-квалификационного уровня определенной специальности, разработанные на основе образовательно-квалификационных характеристик.

Составной частью стандарта высшего образования является образовательно-квалификационная характеристика (ОКХ), что устанавливает отраслевые квалификационные требования к профессиональной деятельности выпускника высшего учебного заведения.

Общие требования к качествам и свойствам специалистов этого направления представлены в анализируемом документе, прежде всего, в видах профессиональной деятельности, где указано, что бакалавр по направлению «Педагогика, дошкольное воспитание» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности, то есть выполнять производственные функции:

  • уход за детьми;
  • гностично-исследовательскую;
  • конструктивно-организационную;
  • диагностическую;
  • консультативно-координальну.

Специфические особенности системы знаний и умений будущих воспитателей дошкольных учебных заведений обусловлены, как свидетельствует ОКХ, именно содержанием производственных функций и типовых задач деятельности будущих специалистов.

Каждая из шести производственных функций направлена на решение определенного количества задач, в соответствии с которым разработано содержание умений будущих воспитателей по дисциплинам трех соответствующих циклов.

Обстоятельный анализ образовательно-квалификационных характеристик дал нам возможность определить, в какой степени циклы дисциплин социально-гуманитарной, естественно-научной и общеэкономической, а также профессиональной и практической подготовки направлены на формирование профессионального мастерства будущих специалистов дошкольного образования, овладение ими системой знаний, умений, способностей и способностей к выполнению ими профессионально педагогических функций и решения для каждой из них задач деятельности.

Образовательно-профессиональные программы подготовки будущих воспитателей ДОУ представлены, как было отмечено выше, тремя циклами учебных дисциплин; к четвертому циклу входят выборочные учебные дисциплины – по выбору вуза и по выбору студентов.

Анализ учебного плана специальности «Дошкольное образование», который является основным документом, определяющим содержание образования данного направления в высшем учебном заведении состоит из циклов и блоков учебных дисциплин: социально-гуманитарной; фундаментальной, естественно-научной и общеэкономической, профессиональной и практической подготовки.

При изучении первых двух циклов студенты получают фундаментальные знания по социально-экономическим и естественным наукам. Особое внимание уделяется гуманитаризации и фундаментальной подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений, что является основой их профессиональной гибкости, роста роли предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла, что ведет к формированию целостной картины мира, способствует овладению общечеловеческими, социально-нравственными и эстетическими ценностями.

Общий психолого-педагогический и общий естественнонаучный компонент представлен следующими дисциплинами: общая психология, педагогика, педагогическая психология, введение в специальность, этнопсихология, основы медицинских знаний, основы дефектологии, основы логопедии, педиатрия, возрастная физиология и валеология, сравнительная педагогика, предполагает усвоение комплекса психолого-педагогических знаний и приобретение умений и навыков, которые необходимы для осуществления задач дошкольного обучения и воспитания дошкольников.

Анализ учебных планов высших учебных заведений, где проводился констатирующий этап эксперимента, специальности «Дошкольное образование» показал, что их смысловое наполнение в основном идентично в контексте профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений. Имеющиеся различия лишь в инвариативных частях профессионального компонента. Так, в Херсонском государственном университете к инвариативним дисциплинам отнесены: основы психодиагностики, Фрьобельпедагогика, методика обучения украинского языка с русскоязычным режимом. Среди дисциплин по выбору студентов: психология семьи, педагогика раннего возраста, психологическое сопровождение детства, ритмика и хореография, театрализованная деятельность, психология речи и др.

На факультета дошкольной педагогики и психологии Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д. Ушинского предусмотрены (дополнительно) следующие дисциплины: инклюзивное образование, педагогика раннего возраста, теория и технология социализации детей в условиях ДОУ, теория и технология игровой деятельности ребенка в ДОУ, психология личности.

Практика показывает, что все названные учебные дисциплины опосредованно (в той или иной степени) способствуют формированию составляющих компонентов профессионального мастерства будущих воспитателей дошкольных учебных заведений.

Учебные дисциплины, как свидетельствует содержание каждой из них, опосредованно влияют на формирование личности будущих специалистов, на обновление их мастерства. Это касается блоков дисциплин социально-гуманитарной подготовки: философии, истории украинской культуры и языка, иностранного языка, политологии, истории Украины, а также естественно-научной и общеэкономической подготовки: экологии, информационных технологий, основы медицинских знаний, педиатрии, возрастной физиологии и валеологии, общей педагогики и психологии.

Наибольшей степени это касается дисциплин психолого-педагогического цикла, направленными, прежде всего, на становление и развитие воспитателя – гуманиста, что обусловлено самой сущностью педагогической профессии и деятельности, основной функцией которой является человекоформирование и человекоориентация, создание и реализация системы гуманных отношений и взаимодействия, формирование навыков и привычек гуманного поведения.

Однако в контексте исследуемой проблемы нам важно было проанализировать эффективность влияния учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» на формирование гуманистической направленности студентов, их профессиональной компетентности, педагогических способностей и умений взаимодействовать с педагогическим и детским коллективами, а также с родителями своих будущих воспитанников, то есть на все составляющие компоненты профессионального мастерства.

В ходе дальнейшего анализа учебных программ были определены межпредметные связи с теми дисциплинами, которые прямо или косвенно касаются вопросов формирования профессионального мастерства будущих воспитателей дошкольных учебных заведений, а именно: введение в специальность, основы педагогического мастерства, теория и методика сотрудничества дошкольных учреждений с семьями, педагогика дошкольная.

Опираясь на методологические положения философии об образовании как социокультурный феномен, поскольку культура является гуманистическим, человекоформирующим феноменом, и на гуманистические приоритеты воспитания, которые в педагогике отражены в принципе гуманизации воспитания, курс дошкольной педагогики системно и последовательно раскрывает значимость и необходимость гуманистических ценностей, которые должны стать определяющими в педагогической деятельности будущих специалистов.

С гуманизацией воспитания, отмечает Т.Пониманская, связана актуализация таких его главных функций:

  • приобщение воспитателей и детей к ценностям духовной культуры своего народа, человечества, воспитание на этой основе духовности и нравственности;
  • социальная защита прав и достоинства ребенка, обеспечение условий для полноценного развития ее физических, умственных и творческих способностей;
  • помощь ребенку в его самоопределении [4].

В контексте исследования стержневого компонента профессионального мастерства – гуманистической направленности личности, очень важным (что и раскрывает «Дошкольная педагогика») является положение об ценностный характер педагогической действительности, которое обосновывает воспитания в свете аксиологического (ценностного) подхода, основанном на аксиологической природе педагогической сферы, что и обусловливает ценностное содержание гуманистического воспитания.

Как свидетельствует практика, введение курса «Основы педагогического мастерства» в содержание учебного процесса, во-первых предоставляет возможность поставить в центр внимания личность студента не только в чисто психологическом плане, но и в непосредственной связи с содержанием будущей профессиональной деятельности, а во-вторых, - именно личность будущего специалиста рассматривать и раскрывать как основной фактор влияния на развитие ребенка.

Анализ всей совокупности учебных программ по «Основам педагогического мастерства» (Херсонского государственного университета, Николаевского национального университета им. В.А. Сухомлинского, Дрогобыческого государственного педагогического университета, Криворожского государственного института, Южноукраинского национального педагогического университета им. К.Д. Ушинского) позволяет сделать такие выводы:

  1. Типовые программы по курсу основ педагогического мастерства являются идентичными, что достаточно полно охватывают актуальные вопросы профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений, а также наиболее важные направления их профессионального усовершенствования, которые не вошли в традиционный содержание учебных дисциплин вуза.
  2. Изменения, внесенные отдельными вузами в содержание и структуру «Основ педагогического мастерства», в основном не влияют на перечень проблем формирования профессионального мастерства и представляют лишь их частичные вариации.
  3. Пути повышения эффективности учебного курса «Основы педагогического мастерства» мы видим в средствах связи отдельных тем, последовательности их изложения и построения учебного материала в соответствии с логикой его подачи, которая должна соотноситься с последовательным «погружением» в специфику педагогической деятельности будущих воспитателей дошкольных учебных заведений.
  4. Самым действенным средством (как показывает практика преподавания этого курса и теоретические наработки И.Зязюна, В.Семиченко, Е.Барбиной), является усиление интеграционных процессов всех уровней (теории с практикой, межпредметных связей, определения и решения цель-проблемам профессиональной подготовки) и технологий работы со студентами.
  5. На основании изложенного в качестве ведущего направления совершенствования преподавания курса «Основы педагогического мастерства» должна стать положением о профессионально-педагогическую деятельность как гуманистическую деятельность, как деятельность по рефлексивному руководству деятельностью воспитанников с целью их личностного развития на субъект – субъективной основе [1]
  6. Следовательно, именно гуманистическая направленность должна быть стержневым компонентом структуры педагогического мастерства и путей его формирования и развития у будущих воспитателей в процессе обучения в вузе.
  7. Основой профессионального мастерства является профессиональная компетентность (направленность и профессиональные знания составляют тот костяк высокого профессионализма в деятельности, который обеспечивает целостность системы, самоорганизующаяся система) (И.Зязюн).
  8. Педагогические способности (коммуникативные, наблюдательность, эмпатия, эмоциональная стабильность, креативность, педагогический такт) обеспечивают скорость самосовершенствования.
  9. Педагогическая техника, опирающаяся на знаниях и способностях, дает возможность выявить внутренний потенциал личности, гармонизируя структуру педагогической деятельности [3].

Список литературы

  1. Барбина Е.С. Формирование педагогического мастерства учителя в системе непрерывного педагогического образования:[монография]/Е.С.Барбина.- К.:Вища шк., 1997. – С. 113.
  2. Державні стандарти професійної освіти: теорія і методика: [монографія]/за ред. Н.Г.Ничкало. – Хмельницький:ТУП, 2002. – 334с.].
  3. Зязюн І.А., Крамущенко Л.В., Кривонос І.Ф. Педагогічна майстерність: Підручник/ І.А.Зязюн, Л.В. Крамущенко, І.Ф, Кривонос.; За ред. І.А.Зязюна. – 3-тє вид., допов. і переробл. – К.:СПД Богданова А.М., 2008. – С.31.
  4. Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: підручник/Т.І. Поніманська. – 2-ге вид., доповн. – К.: Академвидав, 2013. – 464 с.- (Серія «Альма-матер»)