Готовность будущего воспитателя к взаимодействию с детьми дошкольного возраста как проблема профессионального мастерства

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования готовности будущего воспитателя к педагогической деятельности как элемент профессионального мастерства. Автор акцентирует внимание на важности практической и теоретической подготовки будущих педагогов в условиях ВУЗА и педагогической практики в дошкольных учебных заведениях.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО, ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ, ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Текст научной работы

Современный уровень развития общества характеризуется сменой приоритетов образовательной парадигмы, которая предъявляет новые требования к качеству подготовки будущих специалистов.

В условиях современного развития социально-экономических процессов общества происходит переход к новым образовательным технологиям, ориентированным на вариативность, субъективность, творческую индивидуальность, личностный потенциал специалистов, максимально готовых к практической деятельности, способных быстро включаться в творческие инновационные процессы и быть успешным в профессиональной деятельности и проявлять высокий уровень готовности к ее выполнению.

Сказанное в полной мере относится к педагогам - специалистов всех образовательных учреждений, а также будущих специалистов в сфере педагогической деятельности.

Как показывает анализ нормативно-правового и научно-методического поля, в сложившейся в последние годы системе подготовки студентов теоретическое обеспечение подготовки будущих специалистов превалирует над опытом практической профессиональной деятельности, социальным опытом, опытом практических отношений в сфере избранной профессии, общения и взаимодействия.

Необходимость повышения эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов по дошкольному воспитанию отмечается в Законах Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании», «О высшем образовании», приоритетных направлениях Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке, Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности, Комментарии к Базового компонента дошкольного образования в Украине и других программных документах.

Цель статьи - определить сложность структуры готовности будущих воспитателей к педагогической деятельности, выделить основные компоненты готовности педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Современное профессиональное педагогическое образование будущего воспитателя предполагает расширение поля его подготовки за счет теоретического и методического компонентов обучения в ВУЗЕ. Одним из наиболее приемлемых вариантов такого преобразования является процесс формирования готовности будущего воспитателя к созданию ситуации успеха в работе с дошкольниками.

В динамичном мире профессия воспитателя остается стабильной, хотя ее содержание, условия труда, качественный и количественный состав меняются. Воспитатель выступает как индивидуальный субъект педагогической деятельности и в то же время представляет собой субъект социума, являясь носителем общественных знаний, ценностей. Современной образовательной системе присущи субъект-субъектные отношения. Реальность требует качественно новые модели с профессионального педагогического образования, создают условия для развития личностно-творческого потенциала будущего воспитателя и первоначального накопления практического опыта.

Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства воспитанника, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Она субъективная и индивидуальная, ее переживает любой дошкольник, с любым уровнем продуктивной деятельности[2].

Анализ научной литературы показывает, что практически все классики отечественной и зарубежной педагогики и психологии обращались в своих трудах к проблемам воспитания интереса к профессиональной деятельности у будущих специалистов. Это: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Ю. П. Азарова, Ш. А. Амонашвили, Г. Щукина, А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.

Психолого-педагогический аспект формирования готовности студентов к развитию профессиональных умений будущего воспитателя в системе дошкольного воспитания рассматривается в трудах С. В. Бобрышева, Ю. Кулюткина, К. Н. Дурай-Новаковой, Л. А. Кандибович, В. А. Сластёнина, В. О. Гербовой, В. Н. Кононова, М. Ю. Кистяковской, М. И. Лысиной, С. Л. Новосёловой, С. Н. Теплюк.

Ряд психологических исследований сделали весомый вклад для более широкого раскрытия содержания понятия готовности к профессиональной деятельности, большое значение среди которых имеют професиограмные исследования (И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн и др.), исследование профпригодности к деятельности (К. М. Гуревич, Г. М. Зараковський и др.), а также исследования профессионального самоопределения (Е. А. Климов, П. Г. Атутов, Есть. А. Шумилин, М. И. Крылов, В. В. Чебышева и др.).

Готовность - это не только свойство или признак отдельной личности, это концентрированный показатель деятельности сущности человека, мера ее профессиональной способности.

Психологическая готовность включает в себя с одной стороны запас профессиональных знаний, умений и навыков; с другой - черты личности: убеждения, педагогические способности, интересы, профессиональная память, мышление, внимание, педагогическая направленность мысли, работоспособность, эмоциональность, нравственный потенциал личности, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных функций.

Ядро готовности составляют психические процессы и свойства. Они являются фундаментом качеств личности. Качества и психологические свойства личности, психические особенности и моральные качества, что является основой установки будущего учителя на осознание функций педагогического труда, профессиональной позиции, оптимальных способов деятельности, соотнесение своих способностей с возможностями - характеристики психологической готовности.

Суть психологической готовности:

  • моральные и психологические качества и возможности личности;
  • отношение сознания и поведения, субъективности и объективности сознания.

Современные исследования раскрывают различные аспекты подготовки студентов дошкольных факультетов к работе с детьми в дошкольном учебном заведении образования. В частности, подготовка студентов к эстетическому воспитанию дошкольников средствами украинского народного декоративного искусства (А. Полищук); обучение дошкольников украинского языка (Т. Котик); педагогического менеджмента (Г. Закорчена) и самоменджменту (В. Мусиенко-Репська) в дошкольном образовании; к обучению техники чтения детей 6-7 лет (Н. Ковалева); в процессе педагогической практики (Есть. Прохорова); народоведческой работы в дошкольном учреждении (на материале народной математики) (Л. Плетеницкая); обучение технике чтения детей 6-7 лет (Н. Ковалева); формирование риторической культуры (В. Тарасова); воспитание у дошкольников навыков здорового образа жизни (В. Нестеренко); педагогической поддержки детей дошкольного возраста (Н. Колосова); использование компьютерных технологий в организации познавательной деятельности старших дошкольников (И. Мардарова). Подготовка будущих воспитателей ДОУ к профессиональной деятельности в ВУЗЕ получила своего развития в конце ХХ века и направлена на физическое, психическое и социальное развитие детей дошкольного возраста. Н. Колосова раскрывает содержание готовности будущих воспитателей к педагогической поддержке и понимает ее как целостное личностное образование, характеризующееся совокупностью гуманистических и духовно-практических ценностных ориентаций, профессиональной компетентностью по вопросам оказания педагогической поддержки детям дошкольного возраста С квалификационной характеристикой воспитателя студенты знакомятся на занятиях педагогического и методического циклов, приобретая профессиональные компетенции не только при усвоении теоретических знаний, но и в процессе практических занятий, на практике в образовательных учреждениях.

Основным направлением деятельности ВУЗА является включение студентов, будущих воспитателей в конкретную практическую профессиональную деятельность на занятиях и педагогической практике в дошкольном учреждении, анализируя результаты их деятельности с позиций формирования общих и профессиональных компетенций.

Формирование вышеназванных компетенций начинается с изучения теоретических основ, что дает возможность будущему педагогу познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать свою педагогическую позицию.

Теоретическая подготовка предусматривает знакомство с педагогическим опытом многих поколений, осмысление ее целесообразности для решения задач развития личности ребенка. При этом большое значение придается формированию личностных качеств студента на основе становления его мировоззрения, личного отношения к деятельности мастеров-педагогов.

Так как смысл педагогической деятельности заключается в развитии личности, то без знания педагогических основ процесса развития человека становится невозможным грамотная организация образовательно-воспитательного процесса в детском саду и его совершенствование в современных условиях обновления парадигмы дошкольного образования.

Современные образовательные стандарты требуют реализацию технологии деятельностного обучения, которая предусматривает освоение профессионального опыта в деятельности. Это предполагает включение студентов в конкретную практическую профессиональную или учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы в результате студенты овладели соответствующими умениями и навыками.

Выявление педагогических проблемных ситуаций, составление и решение педагогических задач является одним из важных методов формирования профессионального мышления студентов. В процессе решения педагогических задач студенты учатся управлять педагогическими проблемами, находить выход из трудной ситуации. Поэтому дается задание - составить условие и решение педагогической задачи из ситуации, которая имела место во время практики в деятельности воспитателя, другого студента или своей собственной. Студенты учатся алгоритма решения задачи: выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания; прогнозирование результативности деятельности педагога; определение методов и приемов педагогического воздействия, их эффективности[5].

При разработке комплекса задач и заданий место каждого задания определяется с учетом изучения теоретического и практического материала. Учитывается направленность на формирование аналитических, проектировочных и других умений. Задания являются основным дидактическим средством подготовки студентов к профессиональной деятельности. Чем больше студент решит таких задач, с различными условиями, тем более устойчивыми и в то же время становятся гибкими его умение, более устойчивые профессиональные компетенции. Важное место отводится заданиям, направленным на раскрытие особенностей организации занятий с детьми, которые предусматривают использование личного опыта детей, активизацию их познавательной деятельности, учета индивидуальных особенностей детей.

Умение решать задачи у студентов формируются постепенно. Так, на элементарном уровне студенты решают их методом «проб и ошибок», иногда на догадке, привлекая свой жизненный опыт, студенты 4 курсов часто решают задачи творческим способом.

Большая роль в подготовке будущих воспитателей отводится педагогической диагностики. Особенность педагогической диагностики в том, что ее проведение не требует дополнительного времени в учебном процессе. Она позволяет выявить положительные и отрицательные стороны методической работы, как на занятиях в аудиториях, так и в дошкольном учреждении.

Спецификой педагогической практики является то, что студенты на определенный период становятся членами педагогического коллектива дошкольного учреждения и, следовательно, подчиняются его распорядка, идут единым планом работы, традиций, соблюдают трудовую дисциплину, осуществляют единую принципиальную линию в отношениях с детьми. Принимают активное участие в педагогических советах, предметных методических объединениях, конференциях, на которых изучают и обобщают опыт лучших воспитателей.

Педагогическая практика завершается итоговой конференцией, на которой подводятся итоги и оцениваются результаты практики, исследовательской работы в рамках дипломной работы на завершаемом этапе обучения[5]. Еще один аспект подготовки будущих воспитателей к профессиональной деятельности, связанный с педагогическим менеджментом в дошкольном образовании. В исследовании Г. Закорченой приходится, что подготовка будущих воспитателей к педагогическому менеджменту в дошкольном образовании наиболее эффективно осуществляется в специально организованных условиях обучения, концентрируют познавательную активность будущих специалистов в единстве: смысловой (что адекватно отражает специфику дошкольного учреждения как системного объекта их профессиональной деятельности); операционного (что вооружает их знаниями сущности, функциональной структуры, средств осуществления управленческой деятельности) и ценностного (что раскрывает личностный смысл и стимулирует их потребность в непрерывном самосовершенствовании как субъектов управления) аспектов. Автор отмечает, что на эффективность подготовки студентов к педагогическому менеджменту в дошкольном образовании влияют также субъективные факторы: уровень сформированности у будущих воспитателей интеллектуально-логических, коммуникативных и организаторских способностей[3].

Итак, проанализировав научно-методическую литературу, можно отметить, что готовность будущих воспитателей к педагогической деятельности является основой их профессионального мастерства и взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Именно от степени готовности студентов к дальнейшей профессиональной деятельности зависит успешность и эффективность их самореализации в выбранной профессии воспитателя дошкольного учебного заведения.

Читайте также

Список литературы

  1. Борытко Н. М. Основания периодизации профессиональной подготовки в системе непрерывного образования педагога-воспитателя / Н. М. Борытко // Педагогический комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования: тез. докл. науч. практ. конф.— Волгоград, 2001. С. 179 — 182.
  2. Владимирова Е. Создать ситуацию успеха / Владимирова Е. // Практи¬ческий журнал для учителя и администрации школы. — 2010. — № 3.
  3. Закорченна Г.М. Підготовка студентів до педагогічного менеджменту в дошкільній освіті: автореф. дис. на здобуття наук ступеня канд. пед. наук: 13.00.04 «теорія і методика професійної освіти». / Закорченна Галина Михайлівна. – Одеса, 2000. – 24 с
  4. Лопатин А. Создание ситуаций успеха — основа гуманизации образова¬тельного процесса/ А. Лопатин// Народное образование. — 2004. — № 8. — С. 142—146.
  5. Линенко А. Ф. Педагогічна діяльність і готовність до неї / А. Ф. Линенко. – Одеса: ОКФА, 1995. – 79 с.
  6. Колосова Н.М. Підготовка майбутніх вихователів до педагогічної підтримки дітей дошкільного віку. Автореф. дис. … кандидата пед. наук. 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти – Ялта, 2012. – 19с.
  7. Слепцова И. Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профес-сиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук / И. Ф. Слепцова. — М., 2007. — 251 с.

Цитировать

Швец, Т.А. Готовность будущего воспитателя к взаимодействию с детьми дошкольного возраста как проблема профессионального мастерства / Т.А. Швец. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3169 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться