Лидерство. Типы и виды лидерства

№111-1,

социологические науки

Проблема лидерства уже много лет является центром внимания исследова-телей: философов, социологов, психологов, историков, политиков. По мнению известного отечественного психолога, более 30 лет занимающего-ся этой проблемой, профессора Т. В. Бендас, ни одна научная тема не вы-зывала таких бурных дискуссий и обсуждений, взлетов и разочарований, как лидерство. Несмотря на наличие множества исследовательских работ по этой проблеме, целый ряд вопросов остаются открытыми.

Похожие материалы

Лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.">

Отечественный психолог проф. Б.Д. Парыгин в определении лидера выделяет следующие значимые моменты:

  • лидер не выдвигается группой, а спонтанно занимает лидерскую позицию.
  • с личностью лидера группой ассоциируется система групповых норм и ценностей, не реализованная в официальной системе.
  • лидер выдвигается в специфической, значимой для жизнедеятельности группы ситуации.

Для реализации этих условий лидер должен обладать определенными личностными качествами:

  • высоким уровнем инициативы и активности,
  • опытом и навыками организаторской деятельности,
  • заинтересованностью в достижении групповых целей,
  • информированностью о делах группы,
  • общительностью и личностной привлекательностью,
  • высоким уровнем авторитета в группе.

Таким образом, лидерство по своей природе является результатом как объективных (интересы, цели, потребности и задачи группы в конкретной ситуации), так и субъективных (индивидуально-типологические особенности лидера как инициатора и организатора групповой деятельности) факторов.

Основные функции лидера носят компенсаторный характер и направлены на решение тех проблем и задач, которые не решены или решаются в недостаточной степени официальным руководством.

Зарубежные исследователи не различают понятия «лидерство» и «руководство», в исследованиях психологов вообще не используется термин «руководство».

Отечественная школа психологов не отождествляют понятия «лидерство» и «руководство». По их мнению не всегда лидер является руководителем и руководитель — лидером. Тем не менее, лидерство и руководство имеет много общего в подходах воздействия на людей при достижении поставленной цели

Отличительные особенности лидера и руководителя (по Б.Д. Парыкину):

  1. Феномен лидерства связан с неофициальными отношениями в группе, в то время как руководитель является официальным носителем функций и средством регулирования отношений в организации.
  2. Лидер функционирует в условиях микросреды, руководитель ориентирован на потребности и особенности развития макросреды.
  3. Лидерство возникает стихийно, руководитель назначается или избирается в результате целенаправленной и контролируемой деятельности системы организационных структур.
  4. Лидерство носит менее стабильных характер, так как напрямую зависит от изменений настроений в группах.
  5. Важным инструментом поддержки авторитета официального руководителя служат санкционные меры воздействия, в то время как авторитет лидера основан только на его личном влиянии.
  6. Процесс принятие решения руководителя и определение ответственности за результат устанавливается организационной системой. Принятие решения в группе и ответственность за него лежит на лидере.
  7. Сфера деятельности руководителя значительно шире сферы деятельности лидера группы, так как включает широкие официальные и неофициальные контакты, обеспечивающие успешное функционирование всей организационной структуры.

Отмеченные различия между понятиями руководства и лидерства относительны и не являются исчерпывающими. Так, лидерство может перерасти рамки микросреды и стать феноменом организации массовой деятельности людей.

Зарубежная и отечественная психология насчитывает множество теорий научного обоснования происхождения лидерства. Традиционно к наиболее распространенными теориям относят следующие теоретические концепции, включающие в свою очередь различные модели разных авторов: теории черт лидера, ситуативные теории, личностно-ситуационные теории, поведенческие теории.

лидеры>

  • став лидером в определенной ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его избранию лидером и в следующий раз;
  • лидером чаще выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции.

Среди теорий ситуационного подхода наибольшей популярностью пользуется теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара, по мнению которых эффективный стиль лидерства зависит от зрелости исполнителей. Зрелость определяется квалификационным уровнем, способностями и опытом работников, т. е. является характеристикой конкретной ситуации.

Два крайних варианта концепции лидерства, теории черт и ситуационные теории, легли в основу третьей — личностно-ситуативные теории. В рамках этой концепции Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые необходимо учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

  1. Черты и мотивы лидера как человека;
  2. Представление образа лидера в сознании его последователей и мотивы побуждающие следовать за ним;
  3. Характеристики роли лидера;
  4. Официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и его последователи.

Поведенческие теории, получивший распространение в 40-50-е гг ХХ в., рассматривают лидерство как набор образцов поведения лидера (стиль) по отношению к группе. Стиль лидерства — это совокупность приемов и методов, используемых в управлении.

К. Левин и Липпет предложили 3 стиля лидерства:

  1. Авторитарный — лидер единолично принимает решения, регламентирует и контролирует действия подчиненных, не приветствует инициативы с их стороны.
  2. Демократический — это привлечение сотрудников к принятию решения путем групповых дискуссий, поощрение инициативы, разделение ответственности.
  3. Попустительский — лидер избегает принятия решений, представляет подчиненным полную свободу действий.

Широкий спектр аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простая классификация выделяет три вида лидерства: деловое, эмоциональное и ситуационное.

  1. Деловое лидерство возникает на почве производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т. п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
  2. Эмоциональное лидерство возникает в социально-психологических группах, образующихся на основе человеческих симпатий. создает атмосферу психологического комфорта.
  3. Ситуативное лидерство может быть и деловым, и эмоциональным. Его отличительной чертой является ограниченность временем и конкретной ситуацией, например, при всеобщей растерянности во время пожара.

Типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Парыгиным основана на трех критериях: содержание, стиль и характер деятельности лидера.

По содержанию различают:

  • лидеров-вдохновителей, разрабатывает и предлагает программу поведения;
  • лидеров-исполнителей, организовывает выполнение уже заданной программы;
  • лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором

неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения, личных качеств и других ресурсов.">

Позиция и цели неформального лидера могут совпадать с задачами руководителя и тогда эффективность руководства повышается. Но иногда позиции разнятся, в этом случае лидер разлагает коллектив и эффективность работы группы снижается.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей лидерство делится на:

  • деструктивное, наносящее ущерб организации (например, лидерство в группе воров или взяточников);">
  • нейтральное, не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе садоводов-любителей на предприятии).

В заключении следует отметить, что оптимальным вариантом для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Один из важнейших компонентов эффективного руководства — это конструктивное лидерство. При этом важно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером.

Изучение применяемых стилей руководства выявили, что авторитарный стиль лидерства с большей эффективностью обеспечивает решение поставленных задач, в то время как демократический создает благоприятный климат в коллективе.

Список литературы

  1. Авдеев П. Руководство и лидерство: теоретико-сравнительный анализ понятий//Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2016. — № 4 (132).-С. 94-100. [Электронный ресурс] — URL: https://docplayer.ru/31198400-Rukovodstvo-i-liderstvo-teoretiko-sravnitelnyy-analiz-ponyatiy.html
  2. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие.-СПб: Питер. — 2009.-с 442. [Электронный ресурс] — URL: https://klex.ru/qi8
  3. Виды и классификации лидерства Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс] –URL: https://stubooks.net/1409732/menedzhment/vidy_klassifikatsii_liderstva
  4. Виды лидерства/Лидерство: сущность и виды [Электронный ресурс] — URL: https://vuzlit.ru/2174094/vidy_liderstva
  5. Корытов В.В. Лидерство и руководство: основные тенденции становления и развития проблематики//Электронный журнал «Психологическая наука и образование». — 2010. — № 3. [Электронный ресурс] — URL: www.psyedu.ru
  6. Менегетти А.. Психология лидера / Перевод с итальянского ННБФ «Онтопсихология». Изд. 4-е, дополненное. — М: ННБФ «Онтопсихология», — 2004 г., с. — 256. [Электронный ресурс] — URL:http://am.in.ua/files/Psihologiya%20lidera.pdf
  7. Основные психологические теории лидерства.[Электронный ресурс] — URL: https://students-library.com/library/read/63381-osnovnye-psihologiceskie-teorii-liderstva
  8. Основные теории лидерства /Харизма. Школа ораторского искусства Владимира Н. Подопригора. [Электронный ресурс] — URL:https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/liderstvo/teorii-liderstva.html
  9. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. / А. С. Запесоцкого. — СПб.: ИГУП, 1999 —с. 592. [Электронный ресурс] — URL: http://pervydoc.ru/v31971/парыгин_б.д._социальная_психология._проблемы_методологии,_истории_и_теории
  10. Радина Н.К.- Психология лидерства: Электронный учебник. — Нижний Новгород.- 2008.- С. [Электронный ресурс] — URL:https://gluzdovaov.files.wordpress.com/2016/04/radina_psiholog_liderstva_2008.pdf
  11. Фадеева В.Н. Лидерство и управление командой: учебное пособие / Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета. — 2014. — с. — 188. [Электронный ресурс] — URL: http://centrobuchenia.ru/d/1096755/d/up_liderstvo_i_komandoobraz_fa.pdf