Проблема лидерства в коллективе

NovaInfo 46, с.357-361, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются общие методологические вопросы лидерства. Приводится общепринятые классификации лидеров. Автор подчеркивает необходимость повышения роли и ответственности современных лидеров - руководителей организаций.

Ключевые слова

УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ, ЛИДЕР, ГРУППА, ЛИДЕРСТВО

Текст научной работы

«Искусство управлять людьми – самое трудное и высокое из всех искусств» – сказал когда-то один мудрец, и был абсолютно прав. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессия руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками. Менеджер-руководитель должен знать обо всем – от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [1; 2]. И, безусловно, он должен обладать лидерскими качествами.

Лидер – это наиболее авторитетный член группы, который определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей. Различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер обычно назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который выдвигаясь благодаря своим личным качествам, наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам [2].

Лидерство – способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

В современном менеджменте лидерство характеризуется неоднозначно:

  • Лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, носителем такой власти выступает не большинство, а один человек или небольшая группа лиц.
  • Лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность.
  • Лидерство – это влияние на других людей, но не любое, а отвечающее следующим условиям: а) постоянство влияния – это не разовое кратковременное воздействие (террорист, захвативший самолет, не может считаться лидером); б) широта влияния – воздействие осуществляется на всех членов группы; в) явный приоритет во влиянии – отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы; г) организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или признание правомерности руководства.
  • Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.
  • Лидерство есть неформальное явление, это символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. Проблема лидерства является одной из кардинальных проблем социума, ибо этот процесс не просто относится к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой.
  • Лидер как «козел отпущения». Насколько лидер может быть объектом положительных чувств, в случае достижения группой поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся» [4; 13].
  1. Деловое лидерство характерно для формальных групп, решающих производственные задачи, в его основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на руководство. С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.
  2. Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий – притягательности лидера как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. Эмоциональный лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».
  3. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового [5].

В зависимости от направленности влияния лидерство можно рассматривать:

  1. Конструктивное лидерство способствует осуществлению целей организации.
  2. Деструктивное лидерство формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров и взяточников).
  3. Нейтральное лидерство не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей).

В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

По стилю выделяют следующие типы лидеров: авторитарный (харизматический), демократический и попустительский (анархический) [6; 7].

Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров:

  1. Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. Американский исследователь Р.Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя-вожака:
    1. физические качества – активный, энергичный, здоровый, сильный;
    2. личностные качества – приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
    3. интеллектуальные качества – ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
    4. способности – контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
  2. Лидер (в узком смысле слова) менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («Делай как я!»). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.
  3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.п.

В управлении персоналом используется и классификация лидеров в зависимости от того, как их воспринимает группа.

  1. «один из нас» – не выделяется среди членов группы, воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере – наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности, в целом, по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения и ошибается, как и все остальные члены группы;
  2. «лучший из нас» – выделяется из членов группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и др.) качествам и в целом является образцом для подражания;
  3. «хороший человек» – воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности прийти на помощь;
  4. «служитель» – стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени [8; 9; 10].

Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение руководящих кадров [11; 12]. И закончить статью хотелось бы словами В.Уорда: «Посредственный руководитель – излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, великий – вдохновляет» [13].

Читайте также

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 344с.
  2. Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала Всероссийский научный аграрный журнал, 2014. №6 (124) – С.105 –108.
  3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
  4. Шарухин А.П. Психология делового общения [Электронный ресурс]: учебник / А.П. Шарухин, А.М. Орлов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240с. - Режим доступа: http: //biblio.bsau.ru/metodic/18218.djvu
  5. Чернышева Л.И. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред.Л.И Чернышевой. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012.- 412 с.
  6. Шейнов, В.П. Психология лидерства [Текст] / В.П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2008. – 992 с.
  7. Психология менеджмента [Электронный ресурс]: http://ovendij.ru/
  8. Галимова Г.Н., Игебаева Ф.А. Стили руководства //Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество: Материалы региональной научно-практической конференции. – Сибай: Изд-во ГУП РБ «СГТ», 2010. – С.59. – 62.
  9. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 – 62.
  10. Игебаева Ф.А. К вопросу об эффективности управленческих стилей.
  11. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 255-259.
  12. Игебаева Ф.А. О преимуществах и недостатках управленческих стилей. В сборнике: RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 305-310.
  13. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016. – С. 55 – 57.
  14. Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, №3 – С.13 – 15.

Цитировать

Зайнитдинова, Э.П. Проблема лидерства в коллективе / Э.П. Зайнитдинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 357-361. — URL: https://novainfo.ru/article/6310 (дата обращения: 18.08.2022).

Поделиться