Специфика адаптации ребенка в инклюзивной среде и возможности изучения проблемы в современной школе (на примере романа М. Петросян «Дом, в котором…»)

№111-1,

филологические науки

Данная статья посвящена специфике инклюзивного образования в РФ. Рассматриваются сложности восприятия среднестатистическим ребёнком ребёнка с ОВЗ. Анализируется готовность школьников к обучению в условиях инклюзии.

Похожие материалы

Урок литературы, проводимый в современной школе, с каждым годом приобретает всё более сложный вид. Введение новых технологий и методов обучения, а также форм проведения уроков требуют огромной подготовки от учителя-предметника. Это означает, что в век цифровых технологий преподаватель обязан постоянно доказывать свою профессиональную пригодность, совершенствовать полученный багаж знаний, полученных в высшем учебном заведении. Но теоретической подготовки не всегда хватает для обучения сегодняшнего старшеклассника, для введения в образовательный и воспитательный процесс нормативом документации нового поколения. Учителям литературы в современной школе приходится постоянно обновлять технологии преподавания, приучать детей к вдумчивому, продуктивному чтению, обучать аналитической работе с художественными образцами.

Введение ФГОС ООО в 2009 году и ФГОС СОО в 2010 году закрепило в современной школе возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Годами сложившаяся для них система специальных учреждений претерпевает значительное реформирование. Изменения необходимы и в привычных общеобразовательных классах. Набирающая обороты инклюзия накладывает двойную нагрузку на учителя-предметника, поскольку он должен обучить детей не только пониманию художественного текста, но и толерантности по отношению к своим одноклассникам, которые испытывают определённые трудности со здоровьем. И даже если таких детей в классе нет, мы должны готовить учеников к возможности их присутствия в жизни вполне здоровых обучающихся.

Если учитывать, что «инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах» [2], то необходимо донести до современного ученика, что общеобразовательная школа, как и любое другое учебное заведение, уравнивает в правах всех обучающихся, предоставляя особые возможности не вполне здоровым детям. Задача прогрессивного педагога не допустить любую дискриминацию детей.

Одним из возможных выходов в сложившейся ситуации мы видим введение текстового аналога, помогающего представить себя в обстоятельствах специального обучения. Это, по нашему мнению, поможет современному школьнику заново осознать условия и обстоятельства своей собственной жизни; принять меры к нормализации отношения к сверстникам-инвалидам; помочь осознать значение доброты и благотворительности в постоянно меняющемся мире. Одним из таких примеров может стать изучение и коллективное обсуждение на уроках внеклассного чтения романа М. Петросян «Дом, в котором…».

Данное произведение, действительно популярное среди современных учеников старшей школы, воспроизводит новую для многих школьников реальность, восполняя отсутствие информации об условиях проживания детей-инвалидов. А поскольку опыта общения и знаний о сложностях существования таких людей у среднестатистического ученика нет, так же, как и интереса к другим, непохожим на него людям, так как дети не обращаются к интернет-источникам по данной теме, поскольку в силу своего эгоизма не интересуются жизнью тех, кто отличается от них. Таким образом, инклюзия становится частью морально-нравственной подготовки ребенка к взрослой жизни.

Примечательно, что в романе представлены люди, не имеющие «ни явных, ни скрытых заболеваний» [1]. Таким человеком является Чёрный, который отвергает Дом, мечтает сбежать от опостылевших ему соседей, совершенно не вписывается в общество Дома ввиду отсутствия у него физических отклонений, а также, что намного важнее, — весьма эгоистичного нрава, обеспечившего ему высокомерное отношение к обитателям Четвёртой: «Иногда мне кажется, что Черный знает ответы, но всякий раз, когда я уже готов его о чем-то спросить, он смотрит исподлобья и так поспешно меняет тему, что я не решаюсь его беспокоить» [1].

Главная тема данной книги — отношения между людьми, их взаимодействие, сила внутренняя и внешняя, метаморфозы души, позволяющие героям изменять своё духовное тело. Физическая неполноценность — лишь одна из множества сопутствующих мыслей, которые хотел донести до читателя автор. Главными в произведении остаются характеры героев, их хитросплетённые судьбы, а также увлекательный сюжет, полный неожиданных поворотов, напрямую связанных с каждым из персонажей, их историей. Болезнь здесь предстаёт средством выражения особенностей характера героев, средой, законам которой им приходится подчиняться, но не основой произведения. Между тем первоначальное прочтение произведения вызывает стойкое ощущение описания общества больных, жестоких людей, обстоятельствами и предательством родных людей, загнанными в дом инвалидов и забытых, брошенных там. Однако при внимательном рассмотрении произведения прослеживается не столько смирение этих людей, сколько принятие обстоятельств как должных.

Автор произведения использует специальный прием персонификации: если при начальном знакомстве с героями романа в первых главах произведения читатель постепенно втягивается в противостояние личности и толпы, то в последующем толпа распадается на отдельные индивидуумы, а на ее место приходит новая человеческая масса — описание другого отряда.

Между тем, все существующие в условиях серого Дома люди самостийны, характерны, неповторимы. Им сложно найти свое место в этом странном, на первый взгляд, социуме.

Среди обитателей Дома вполне закономерно проявляется любовь ко всему «ненормальному», т. е. к тому, что выходит за рамки общепринятых норм общества, так называемой Наружности. Именно такой термин в ходу в изображаемом социуме. Примером тому является персонаж по прозвищу Лорд, как и все остальные герои не использующий настоящего имени. Он не просто колясочник, но и человек, имеющий несколько психических отклонений. Он резок, немного замкнут в себе, не терпит зеркал и, вопреки всему, отказывается наслаждаться своей незаурядной внешностью. «Лорд — медоволосый и сероглазый, красивый, как эльфийский король» [1]. Он ненавидит свой облик за то, что тот совершенно не соответствует его внутреннему мировосприятию: «В жизни не встречал людей, на которых было бы больно смотреть из-за красоты. Кроме Лорда. Примерно месяц назад он выбил мне зуб за то, что я сцепился с ним колёсами в дверях столовой. До того я видел его только издали. Я и понять ничего не успел. Так загляделся на него, что не расслышал, что он сказал. Потом прекрасный эльф высадил мне зуб, и стало не до восторгов» [1]. Никто не ожидает, что этот «прекрасный эльф» вдруг пустит в ход кулаки. Однако, в то же время Лорд — перфекционист, не выносящий грязного белья и мятых рубашек. Он получил максимальное число предупреждений и был отправлен в Наружность, в психиатрическую больницу, откуда, однако, возвращён стараниями Ральфа. Несмотря на всё это, друзья Лорда из Четвёртой всегда были рады ему, заботились о нём, когда он пропал, переживали о его возвращении.

Чтобы лучше разобраться с возможностями инклюзивного образования, следует обратить внимание на адекватное восприятие лиц с ОВЗ. Мы предлагаем рассмотреть данный аспект на примере нарушения зрения, как наиболее распространённого отклонения среди обучающихся. Тем более, что современному ученику вполне легко представить уровень жизни такого человека, стоит только закрыть глаза и попробовать существовать хотя бы 30 минут в темноте. Интересно, что и в плеяде персонажей романа имеется человек с подобным нарушением. Его имя Слепой. Несмотря на характерную замкнутость, он не является изгоем, совсем наоборот, его звание — Хозяин Дома. Он ловкий, быстрый, прекрасно ориентируется в пространстве. Слепой — великолепный пример того, как личность может преодолеть последствия врождённых проблем и обрести духовную силу.

В противовес данному образу вновь следует вспомнить о таком ранее озвученном персонаже, как Чёрный. Герой отвергается инвалидами не потому что он «нормальный», а потому что Чёрный — слабая, пассивно-агрессивная личность, не способная на крепкую дружбу с остальными обитателями Дома: «Его уязвимость пугает. Мне не хотелось бы лишать его защитного панциря, который он нарастил с таким трудом, и так тщательно оберегает» [1]. То, что он не принят обществом отличных от Чёрного людей, — целиком его вина.

Таким образом, специфика общества романа М. Петросян «Дом, в котором…» состоит в том, что его участники — дикая, совершенно непохожая друг на друга смесь характеров, вкусов, особенностей поведения. Дети-инвалиды здесь представлены настолько яркими личностями, что такая обыденность, нормальность, как Чёрный, попросту теряется среди их многообразия.

Для наилучшего понимания детьми особенностей романа М. Петросян следует предложить им систему проблемных вопросов на аналитику произведения для изучения в современной школе в рамках создания инклюзивной среды:

  1. Почему Слепой становится вожаком Дома? Кому и как он обязан внутренней силой?
  2. Как Четвёртая относится к Чёрному? Кто и почему поддерживает его идеи?
  3. В чём состоит сложность образа Лорда? Его чувствительность — сила или слабость?
  4. Проницательность Шакала Табаки, как один из главных элементов романа. Кем он является для остальных обитателей Дома?
  5. Почему Стервятника нельзя назвать одиноким? Образ Тени, как метафора диссоциативного расстройства личности.

Таким образом, роман М. Петросян «Дом, в котором…», представляющий сложный анализ замкнутого общества детей-инвалидов, неоднозначность образа жизни обычных детей в данном социуме, нестабильность детей с нарушениями психики, заслуживает внимания со стороны современного учителя и может быть рекомендован для рассмотрения на внеклассных занятиях по литературе.

Список литературы

  1. Петросян, М. Дом, в котором… (иллюстрированное издание). / М. Петросян. — М.: Гаятри / Livebook, 2017. — 992 с.
  2. Энциклопедия ньюсмейкеров / Академик // [Электронный ресурс]. — https://news_enc.academic.ru/6863/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5 / (дата обращения 14.12.2019).