Специфика восприятия последствий войны для победившего поколения: Э. М. Ремарк «Три товарища» и Ю.В. Бондарева «Непротивление»

№112-1,

филологические науки

Статья посвящена рассмотрению особенностей восприятия последствий войны в произведениях Ю.В Бондарева и Э.М. Ремарка. Произведён анализ и сравнение текстов двух авторов, в процессе которого были выявлены их общие особенности в построении внутреннего состояния главного героя.

Похожие материалы

Тема войны в истории литературы остается актуальной на протяжении всей истории развития человечества. И хотя дети ХХI века о войне слышали лишь со слов ветеранов или со страниц книг, то мы должны хотя бы хранить память о людях, которые сложили свои головы за Родину, за наши жизни. Никто не должен забывать, чего стоила победа. У нас нет на это права. Данная тема значительна также тем, что сейчас многие факты Великой Отечественной войне искажаются, тем самым западные исследователи пытаются переписать историю. Это, с нашей точки зрения, недопустимо. И тема войны в настоящее время приобретает все большую актуальность, т.к сейчас мир находится на пороге войны, которая может превзойти Отечественную в десятки раз.

Об особенностях восприятия войны писала Е. С. Сенявская [4]. Так, в своей статье «Время и пространство в восприятии человека на войне: экзистенциальный опыт участников боевых действий» она говорит, что значимость военного времени для конкретного человека отражалась не только в его субъективном восприятии, но и в реальной биографии — как время ускоренного взросления (для молодежи), приобретения важного, хотя и специфического опыта, радикального изменения судьбы. В её статье люди, прошедшие войну, говорят: «Время на войне течет по особым законам. У меня ощущение, что оно было как-то чудовищно спрессовано… За две недели войны я почувствовал, что повзрослел, постарел сразу на несколько лет. По моим наблюдениям, так было со всеми…» [4]. Война быстро сделала их взрослыми. Ребята, прошедшие войну, резко отличались от своих не воевавших сверстников. За 4 года из 18-летних ребят они превратились в стариков. Автор считает, что восприятие времени зависит от личностных характеристик: возраста (юные и зрелые), пола (мужчины и женщины), семейного положения (холостяки, женатые, отцы семейств), образования и культуры, биографии (личностной истории), жизненного опыта (вступающие в жизнь и уже пожившие). Проблема личностного бытия, существования человека, от которой в обычных условиях отмахиваются, редко задумываются, на войне встает во всей практической значимости, поскольку возможность насильственной смерти, вероятность «исчезнуть без следа» оказывается крайне высокой. «После войны возвращение фронтовиков в привычное мирное пространство не было возвращением к прежнему, довоенному его восприятию, поскольку человек оказывался обогащен и изменен военным опытом, с которым изменялись и его взгляды на мир», ‒ говорит Е. С. Сенявская [4] .

В зарубежной и русской литературе, вне зависимости от истории конфликта враждующих сторон, изображается мироощущение воюющего человека как некий слом, происходящий с ним после того, как впервые им убит другой человек. Последствия слома неизбежны. Попробуем сравнить специфику изображения психологии воевавшего человека, «военный синдром», как называют это состояние психологи, в изображении двух авторов — представителей разных литератур.

Э. М. Ремарк ‒ немецкий писатель, который прошёл всю первую мировую войну и относится к потерянному поколению. Ю. Бондарев ‒ русский писатель, который принимал участие в Великой Отечественной войне. Две войны, два разных автора, две разные стороны ‒ один взгляд на жизнь.

В произведениях «Три товарища» Э. М. Ремарка и «Непротивление» Ю. Бондарева показано послевоенное время, где главные герои не могли найти себе место в этом новом, как им казалось, мире. Ремарковских героев называют «потерянным поколением», бондаревских ‒ «закупоренными мальчиками». Эти люди не нашли себя после войны, т.к. вся их жизнь это и есть война. Всё, что у них осталось, это товарищество, но всё же они чувствуют себя одиноко, и алкоголь, который временно залечивает их раны, только способствует разрастанию душевного кризиса.

Молодые люди замкнуты в себе, не видят жизни вокруг, не ощущают её, а также не ощущают и не видят мира вокруг, за который они сражались. Герои в этих романах закрытые, не хотят показывать свои чувства и слабости, а точнее не могут. Воспоминания о войне не дают им спокойно жить. И ненавистны им не их враги, против которых они воевали, а те, кто должен был воевать с ними, но не делал этого Они ненавидят их, потому что те попросту растрачивают свои жизни, когда их собственная на исходе (у Ремарка) и за то, что прятались в окопы при бомбёжке, или вообще не ходили на фронт (у Бондарева). Молодые люди осуждают и презирают такое мирное население.

Война на фронте закончилась, но в их душах она продолжает идти, в их памяти она всё еще живёт, в их сердцах они еще чувствуют её. Герои Ремарка и Бондарева ушли на войну будучи совсем детьми, их забрали со школьной скамьи, вырвали из мирной жизни и отправили ненавидеть и убивать таких же школьников, как и они. В двух этих произведениях авторы показывают своё отношение к войне, свои чувства, что испытывали после неё. И передают они это через своих героев. Например, сам Ремарк бежал из Германии, т.к. не поддерживал политику своей страны. Потому произведение было пропитано скорбью и отчаянием человека, которого так же убивали на нацистских митингах, как его героя Ленца. В своих произведениях авторы показывают что война покалечила большое количество людей, как в физическом, так и в моральном плане. Она заставила пережить людей ад на земле. На фронт шли и старые, и молодые. Родители хоронили своих детей, дети своих родителей, братьев и сестёр. Не сосчитать скольких людей она лишила жизни. Люди теряли не только близких, теряли самих себя. Миллионы людей оставили свои жизни на поле битвы. Миллионы, что вернулись домой пожалели, что не погибли вместе с другими.

Герой Ремарка ‒ Роберт Локамп ‒ глубоко несчастный и чувствительный человек. Его сердце и душу ранила война и теперь он пытается утопить свои чувства в алкоголе. Ему хочется забыться, вспомнить что-то хорошее, но даже в свой день рождения он вспоминает только одно ‒ войну. Робби думает о всех горесях, что пришлось ему пережить за то тяжелое время, начиная с 1916, когда он «восемнадцатилетний верзила», стал новобранцем. После войны на него обрушилась революция и смерть матери. Всё это он помнил и никогда не забывал. Можно сказать, что он живёт этими воспоминаниями. Ему не важно, что у него есть после войны, ему важно то, что было во время неё. Теперь ему было тяжело вести обычный образ жизни, т. к. время от времени накатывалось прошлое и впивалось в него мёртвыми глазами. Особенно часто это происходило, когда он оставался один. Пять лет они видели смерть, пять лет их принуждали убивать. Они опустошены, разбиты, но они всё еще ЛЮДИ, они не утратили ту человечность, что была у них до войны.

И судьба даёт главному герою шанс на жизнь и счастье. Он встречает девушку и влюбляется. Да, не смотря на то, что Робби кажется нам холодным и меланхоличным, что все его чувства покалечены, и не смотря даже на всю суровость и жестокость прошлых лет он всё же может любить. А любовь –это чувство, которое не все могут испытать даже в мирное время, когда их сердца ничем не искалечены. Он любит, а значит живёт. Любовь преображает его. Он идёт на поступки, заботится о девушке, переживает, думает о ней. Помимо любимой у Робби есть друзья, которые проверены временем и войной. И именно эти проверенные друзья всегда приходят к нему на помощь, именно они всегда его выручают, жертвуя чем-то важным для них. Но ни что не вечно… и всё это у него не навсегда.
Всё, что подарила ему судьба в начале книги она забрала: его работу, друга, а самое главное-любовь. У его девушки развивается смертельная болезнь, лучшего друга убивают на одном из митингов, после чего приходит осознание того, что война закончилась, но люди всё еще продолжают убивать. И вот наш герой снова оказался живым, только в прямом смысле этого слова. Всей его жизнью была она ‒ Патриция Хольман, которая смогла заменить ему всё, что он когда-то потерял.

Ремарк показывает, что даже война не убивает в человеке все чувства, что они сильнее всего этого и, не смотря на все невзгоды, человек может быть счастлив.

В романе Ю. Бондарева «Непротивление», как и в «Трех товарищах», показано послевоенное время, дух товарищества. Поколение главного героя называют «закупоренным», т.е. закрытым. Александра, главного героя, призвали на фронт сразу после школы, как и его одноклассников. Но вернувшись с войны, он не знал, вернулись ли другие.

Роман Ю. Бондарева «Непротивление» тоже насыщен воспоминаниями героев о войне. Например, Александр вспоминает, как он несколько раз чуть ли не погиб. И каждый раз перед боем он думал, что, возможно, это его последняя битва. Но ему каким-то чудесным образом всегда удавалось избежать смерти. Александр часто вспоминает детство и юность, ему бы хотелось вернуться туда, а не быть в настоящем. Война ассоциировалась у него с надвигающимися тучами, одиночеством перед смертью, с пустотой. Одиночество и пустоту он ощущает и после войны.

Герои романа «Непротивление» грубые и жестокие. Все они «вечные солдаты». Они настолько закупорены войной, что даже не способны проявить на людях чувство любви. Так, вернувшись с войны, Александр даже матери своих чувств не показывал. Она была какой-то далекой для него и поэтому обращался он к ней на «вы», хотя раньше никогда не стеснялся хотя бы приобнять её. Чувства, которые герои Бондарева не стесняются показывать ‒ это злость, призрение и ненависть к «тыловому» обществу. Он понимает, что у него нет даже такой ненависти к немцам, как к тыловикам. Ну, а как еще относиться к людям, которые никогда не смогут понять его чувств? Ведь он пошел на фронт мальчишкой, долгое время видел смерть, убивал сам, и думал, что вот сейчас, возможно, она придёт и за ним… А где-то на обратной стороне войны живут люди, которые и пальцем не ударили, чтобы защитить страну.

Александр не испытывает такой сильной любви, как Робби. В произведении она не играет главной роли и не спасает героя от злости, ненависти и смерти. Да, в его сердце закралась любовь, но она не настолько всемогуща, чтобы Александр перестал ненавидеть всех и всё, но он что-то чувствует к девушке, хочет находиться рядом с ней даже если его жизни грозит смерть.

Что же касается дружбы, то и её, как таковой нет. В самом начале книги Александр знакомится с группой людей, которых все боятся. С этого момента начинается их «дружба», но она у них совсем не такая, как в «Трех товарищах». Здесь она искажена, т.к. их ничего не объединяет кроме грубости, резкости, неправедных поступков и ненависти к тыловикам. Они не товарищи, они банда. Придя с фронта герой все чаще задаётся вопросом: «Где же наше фронтовое братство?». И не получает на него ответа.

В «Непротивлении» война не закончилась, она продолжала длиться, как и в «Трех товарищах». Люди забыли истинные человеческие ценности. Они путём обмана убивают людей, предают, запугивают, дают взятки и нисколько не задумываются над своими поступками. После окончания войны должен быть мир, но его не было. На фронте они воевали против общего врага, а теперь они воюют между собой.

В романе «Три товарища» Э.М. Ремарк ведёт рассказ от первого лица ‒Робби Локампа. Через этого героя он передаёт своё мироощущение: ему ненавистна война, он не принимает политику правительства. Сам Ремарк также был призван на войну в восемнадцатилетнем возрасте, писатель пережил все горести войны сам и передал свои чувства через главного героя. Автор повествуя сочетает правду и вымысел в своих текстах. Его главные герои часто ведут лирические монологи, а диалоги его характеризуются живой разговорной речью.

Юрий Бондарев, как и его герой, тоже прошел войну. Его язык грубоват, тяжел, эмоционален и метафоричен. В метафоричной форме показана «закупоренность» войной через рисунки одного из героев романа: «Черная ночь, над спящим городом мутно-розоватое зарево; далекие окраины Москвы, сугробы, освещенные фонарями; нахохлившийся воробей на карнизе, заливаемом бурными струями дождя, за карнизом — мокрые сучья бульвара; светлая метель на городской улице, пронизанная невидимым, уже весенним солнцем; почти засыпанная снегом фигурка безногого инвалида на тележке, привалившегося виском к облезлой стене пивной. И рядом с инвалидом прикрепленный кнопками листок ватмана, рисунок карандашом: юноша с классической мускулатурой сидит на земле, положив локти на поднятые колени, он глядит себе под ноги, красивые ступни которых насквозь проросли изогнутыми мощными корнями из-под земли, корни, изуродовав икры, атлетическую грудь, плечи, голову, уходят вверх, опутав античный торс, как чудовищными щупальцами удушая и вместе с тем держа юношу прикованным к земле. Рядом, у ног, лежал перевитый корнями автомат. Вокруг автомата рассыпаны стреляные гильзы, торчали впитавшиеся в землю головки снарядов, пробитая, проросшая корнями каска» [1]. В данной картине он изобразил войну и поколение, к которому относился Александр, как погибших, но вернувшихся.

Главные герои «Непротивления» и «Трех товарищей» чувствуют непреодолимую пропасть между жизнью до войны и после. Их забрали на фронт еще мальчишками, а вернулись они оттуда уже мужчинами, которые потерялись в мире, где не было войны. Чувства, которые сопровождают героев на протяжении текстов- тоска и одиночество. Вернувшись с фронта они надеялись найти себя, но единственное, что нашли- ложь, алчность, предательство и эгоизм окружающих. Они выжили, а значит победили, только вот победа эта их не радовала. Герои на протяжении долгого времени убивали, видели смерть и вернуться к мирной жизни им так и не удалось. Они так и не смогли принять этот мир, а мир не принял их.

Список литературы

  1. Бондарев, Ю. В. Непротивление / Ю. В. Бондарев [Электронный ресурс] // UBR: https://librebook.me/neprotivlenie (дата обращения 14.01.2020).
  2. Прохоров, В. Анализ произведения Ремарка «Три товарища» / В. Прохоров : [Электронный ресурс] // UBR : https://literaguru.ru/analiz-romana-remarka-tri-tovarishha/(дата обращения 14.01.2020).
  3. Ремарк Э. М. Три товарища : (роман) / Эрих Мария Ремарк; пер. с нем. И. Шрайбера. — М.: Астрель, 2011. — 382 с.
  4. Сенявская, Е. С. Время и пространство в восприятии человека на войне: экзистенциальный опыт участников боевых действий» / Е. С. Сенявская: [Электронный ресурс] // UBR : http://moyapobeda.ru/vremya-i-prostranstvo-v-vospriyatii-cheloveka-na-vojne-ekzistencialnyj-opyt-uchastnikov-boevyx-dejstvij.html/ (дата обращения 14.01.2020).
  5. Шкурат, Л. С. Нравственный выбор героя и его судьба в романе Бондарева «Непротивление» / Л. С. Шкурат [Электронный ресурс] // [UBR :https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennyy-vybor-geroya-i-ego-tragicheskaya-sudba-v-romane-yu-v-bondareva-neprotivlenie/viewer/ (дата обращения 14.01.2020).