Новая педагогика высшего профессионального образования

№110-1,

педагогические науки

В статье рассматривается новый подход к организации учебного процесса высшего профессионального образования. Который основывается на изменении педагогических методов и приемов преподавания, которая потребует изменения и в оценке знаний обучающихся. Оценивание предполагается ввести уровня сформированности профессионально-значимых компетенций.

Похожие материалы

Современное общество предъявляет постоянно новые требования к выпускникам образовательных высших профессиональных организаций. Диктуя условия востребованности специалистов, образование меняет педагогические методы и формы организации учебного процесса, формируя новые навыки и умения.

По мнению профессора Мельбурнского университета Патрика Гриффина (руководитель крупнейшего международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века), ключевыми навыками является умение критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, творческому подходу к делу. Поскольку еще в прошлом столетии на смену человеческому труду пришли роботы и цифровые технологии, следовательно, общество, чтобы стать достойными конкурентами, имеет необходимость в следующем:

  • умение критически оценивать информацию, а не просто накапливать и запоминать;
  • умение поиска решений в нестандартных ситуациях;
  • творческая изобретательность;
  • навыки информационно-коммуникативного общения;
  • навыки коллективной работы или навыки взаимодействия.

Представляется возможным дополнить этот список, исходя из практической деятельности:

  • умение самостоятельного поиска информации;
  • умение творчески мыслить;
  • навыки самообразования, самообучения;
  • грамотность — разносторонние (многопрофильные) знания;
  • способность к самоорганизации и управлению.

Для реализации данных знаний, умений и навыков необходимо полностью пересмотреть содержание программ педагогического образования, стремясь к совершенствованию педагогического мастерства и профессионализма, так чтобы они стали инновационными и практико-ориентированными, основанными на фактических научных данных и критическом мышлении. Пока нам не удается отойти от дисциплинарного подхода, потому что профессорско-преподавательский состав — это преподаватели естественных и гуманитарных наук, профессиональных специальных дисциплин и практик. Поэтому необходимо пересмотреть и педагогические методы и приемы.

Экзамены, лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы — является основной формой проведения учебных занятий, но кардинальным образом изменится способ оценки результатов обучающихся. Поскольку внедрение практико-ориентированного обучения развивает способности и умения обучающихся, поэтому критерии оценивания закладываются на то, как они умеют мыслить и обучаться самостоятельно, а не то, сколько фактов способны запомнить курсанты или студенты.

Форма практических тестов тоже требует изменения. Последние разработки тестов, которые не требуют от обучающихся найти искомую величину (например, передаточное число каждой механической передачи привода шестеренчатого насоса и число оборотов выходного вала), запоминать формулы (например, уравнения динамики второго рода или уравнение Лагранжа), исторические даты и имена (например, при каком князе на Руси впервые придали законодательную силу борьбе с пожарами?) и так далее. Обучающимся учебной группы предлагается, общаясь друг с другом посредством компьютеров, используя сетевую программу, совместно решать практико-ориентированные задачи, а компьютер преподавателя записывает шаги — последовательность действий совместного решения задания обучающимися. Преподаватель, просматривая поиск решения, ход решения поставленной задачи и, исходя из этого, оценивает навыки информационной коммуникации, критического мышления, творческие способности, обученность. Функция преподавателя становится организаторской.

Таким образом, современный процесс высшего образования переходит на новый этап практико-ориентированного профессионального обучения, реализуя компетентностный подход на основе психолого-педагогических условий инновационного образования.

Список литературы

  1. Кропотова, Н.А., Горинова, С.В., Малый, И.А. Анализ адаптационной составляющей в подготовке специалистов РСЧС для работы в сложных климатических условиях. / Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, посвященной Году гражданской обороны, Иваново, 29–30 ноября 2017 г. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. — С. 815-818.
  2. Кропотова Н.А. Реализация адаптивного профессионально-ориентированного подхода при подготовке специалистов пожарной охраны. // Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию высшего аграрного образования в Ивановской области, Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА, — 2018. — С. 1247 — 1249.
  3. Кропотова Н.А., Легкова И.А. Адаптивность управления профессиональной подготовкой специалистов. // Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 26 апреля 2019 года, г. Железногорск. ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. — С. 540-545.
  4. Кропотова Н.А., Легкова И.А. Логистизация управления и адаптивная система автоматического контроля формируемых компетентностей. // Общенаучные проблемы инженерной подготовки кадров МЧС РФ: сборник трудов секции № 16 ХХIХ Международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь», 21 марта 2019 года. — Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России. — 2019. — С. 67-72.
  5. Кропотова Н.А. Современные проблемы профессиональной подготовки кадров. // NovaInfo.Ru, 2019. — № 109. — С. 64.