Имитация профессиональной деятельности как способ мотивации и активизации обучающихся

№110-1,

педагогические науки

В статье рассматривается имитационный подход к организации учебного процесса высшего профессионального образования. Применение данного подхода позволяет расширить границы применимости интерактивного занятия в высшей школе и приблизить к профессиональной деятельности. Обучающиеся испытывают некоторый оптимизм и подъем энергии находясь на таких занятиях, они мотивированы на улучшение знаний в профессиональной области, более адаптированы к нестандартным ситуациям. Самоподготовка к занятиям такого рода происходит всегда, и не зависит от внешних обстоятельств и внутреннего настроения обучающегося.

Похожие материалы

Политика государства в образовательной деятельности направлена на новые требования к организации процесса подготовки высококвалифицированных специалистов. Новые компетенции формируемые в процессе подготовки кадров направлены на развитие личности, ответственности, самостоятельности. Реализация такого подхода требует поиска разнообразных педагогических технологий и их практическую реализацию.

Одна из эффективных форм организации интерактивного практического занятия является имитация профессиональной деятельности. Приведем пример организации таких занятий по дисциплине «Детали машин», причем данная форма позволяет объединить разные виды: практическое занятие и лабораторную работу. Практическое занятие предполагает работу обучающегося в качестве инженера, поскольку сначала он проектирует привод лебедки, используемый для проведения спасательных работ, а во время проведения лабораторной работы рассчитывает кинематические характеристики и определяет на прочность механические передачи, входящие в состав привода лебедки.

Таким образом, обучающийся не только проектирует привод с заданными характеристиками, но и осваивает структурный и кинематический анализ механических передач, и методику определения их определения на прочность и жесткость, а затем дает вывод о работоспособности и техническом обслуживании данного привода.

Следовательно, работа обучающегося связана с анализом, синтезом, инициативностью, самостоятельностью, самореализацией, критическим мышлением — основные ключевые компетенции, реализуемые в высшей профессиональной деятельности. При организации выступления (защиты) можно предположить и развитие коммуникационных способностей.

Исходя из практической деятельности можно сделать заключение об особенностях имитации профессиональной деятельности на занятиях в образовательной организации высшего образования:

  • поиск наиболее рационального решения;
  • принятие решений в условиях неопределенности;
  • многообразие профессиональных задач, решение которых приведет профессиональная деятельность в будущем;
  • время, отведенное на занятия и самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям;
  • наглядность последствий принимаемых решений;
  • интеграция теоретических знаний с практикой, что позволяет сформировать навыки работы по специальности и расширить возможности индивидуального обучения, нестандартного и критического мышления обучающихся.

Имитация профессиональной деятельности может быть реализована как индивидуально при выполнении, например, курсового проекта по дисциплине «Детали машин», так и в группе — команде.

Как показывает практика, проведение имитационных занятий профессиональной деятельности формирует новые умения, навыки практической деятельности в выбранной профессии, которая позволяет концентрировать внимание, активизировать креативный потенциал обучающегося, развивает рационализаторство, формирует умение действия в команде и управлять ею, а также брать ответственность за принятие решение. Отметим деятельность педагога, который выполняет роль куратора — активного участника команды.

Деятельность обучающихся и преподавателя расширяет свои возможности реализовываясь не только на аудиторных занятиях, но и внеаудиторное время — синхронное и асинхронное взаимодействие, мотивирует деятельность обучающегося, формируя компетентность в профессиональной деятельности, развивая самооценку и личностный суверенитет.

Список литературы

  1. Кропотова, Н.А., Горинова, С.В., Малый, И.А. Анализ адаптационной составляющей в подготовке специалистов РСЧС для работы в сложных климатических условиях. / Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, посвященной Году гражданской обороны, Иваново, 29–30 ноября 2017 г. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. — С. 815-818.
  2. Кропотова Н.А. Реализация адаптивного профессионально-ориентированного подхода при подготовке специалистов пожарной охраны. // Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию высшего аграрного образования в Ивановской области, Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА, — 2018. — С. 1247 — 1249.
  3. Кропотова Н.А., Легкова И.А. Адаптивность управления профессиональной подготовкой специалистов. // Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 26 апреля 2019 года, г. Железногорск. ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. — С. 540-545.
  4. Кропотова Н.А., Легкова И.А. Логистизация управления и адаптивная система автоматического контроля формируемых компетентностей. // Общенаучные проблемы инженерной подготовки кадров МЧС РФ: сборник трудов секции № 16 ХХIХ Международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь», 21 марта 2019 года. — Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России. — 2019. — С. 67-72.
  5. Кропотова Н.А. Современные проблемы профессиональной подготовки кадров. // NovaInfo.Ru, 2019. — № 109. — С. 64.