Внутренний контроль: место и роль в системе управления организацией

№112-1,

экономические науки

В статье на основании обобщения различных точек зрения авторов представлена и обоснована авторская точка зрения о месте и роли внутренне-го контроля, направленного на обеспечение выработки качественных управленческих решений, а также улучшение финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Похожие материалы

Экономисты рассматривают контроль как одну из основных стадий управленческого процесса (чаще всего завершающей стадией), что является наиболее распространенной точкой зрения на контроль. Контроль, присутствующий на каждой стадии управленческого процесса проявляется через состояние контрольной среды, поэтому можно отметить, что объектом контроля являются все хозяйственный процессы, происходящие в деятельности экономического субъекта, а субъектами являются все работники организации, участвующие в нем.

Некоторые авторы считают, что контроль является процессом, но в этом случае речь о контроле идет уже в прикладном аспекте. Эта точка зрения широко распространена и сегодня по отношению к практической деятельности, которая связана с управлением качества, т.к. обеспечивая качество продукции (работ, услуг) экономический субъект будет организовывать, и осуществлять управление всеми процессами, которые взаимосвязаны между собой.

Сущность контроля в отечественной литературе по вопросам контрольно-ревизионной деятельности определяется как регулярная проверка соблюдения требований действующего законодательства, а также внутренних регламентов хозяйствующего субъекта и установлению существующих нарушений.

Контроль с позиции менеджмента как науки — проверка достижения поставленных целей, и возможная корректировка действий, запланированных для реализации данных целей, следовательно, собранная контролем информация используется для принятия качественных управленческих решений, таким образом, поддерживая систему управления в надлежащем состоянии.

Являясь самостоятельной функцией управления, контроль имеет место быть и при осуществлении всех других функций управления. Установим взаимосвязь контроля с другими функциями управления.

Планирование в практическом аспекте — разработка плана действий по достижению поставленной цели. Поэтому при планировании необходима определенная информационная база, которую и предоставляет контроль, как процесс сбора, передачи и обработки информации о состоянии объекта контроля, а также обеспечения субъектов управления необходимым количеством качественной информацией, которая бы давала возможность определять оптимальные цели, оценивать выполнение принятых ранее управленческих решений. При этом на этапе планирования в процессе разработки плана и в ходе оценки его выполнения, контроль, используя учет и анализ как средства выполнения контрольной функции, дает возможность получить необходимую информацию для принятия качественного управленческого решения.

Взаимосвязь функций контроля и организации прослеживается через функционирование субъектов контроля. Для осуществления непосредственного воздействия на объект управления и контроля, необходимо наличие определенного кадрового состава, являющегося субъектом контроля, который в свою очередь знает и умеет применять в различных ситуациях соответствующие приемы и способы контроля. На достижение поставленных целей оказывает влияние, в том числе и организация контроля. Необходимо обеспечить наличие такой организационной структуры контроля, которая бы обеспечивала эффективное взаимодействие элементов организационной структуры и достижение поставленных целей контроля. Обеспечение оптимальности организации деятельности всех субъектов контроля даст возможность, предупреждая появление негативных ситуаций в деятельности экономического субъекта, повысить эффективность и контроля, и деятельности экономического субъекта в целом.

В исследовании внутреннего контроля необходимо обратить внимание на две производные функции контроля: учет и анализ. Являясь элементами, которые обеспечивают контроль необходимой информацией, они также являются и объектами и субъектами контроля [2]. Считаем, что анализ — инструмент, методическая основа контроля, а учет — информационный поставщик для контроля абсолютно за всеми процессами, происходящими в деятельности экономического субъекта, являющейся объектом управления. Контроль, учет и анализ являются глубоко интегрированными, т.к. информация, собранная учетом — основа для проведения анализа, а результаты, полученные анализом необходимы для того, чтобы реализовать контрольные функции управления в полной мере.

Обобщая выше сказанное можно сделать вывод о том, используя учетную информацию, а также информацию, представленную в отчетности и других источниках с помощью различных методов экономического анализа, осуществляется контроль выполнения поставленных целей.

Контроль с позиции теории менеджмента обладает некоторой особенностью, которая состоит в его двойственности — с одной стороны, контроль является самостоятельной, завершающей функцией управления, с другой — контроль осуществляется и при выполнении всех других функций управления. С одной стороны, контроль осуществляется непрерывно, т.к. применяется на каждой стадии управленческого процесса, но с другой стороны, контроль осуществляется и периодически, т.к. контрольные функции могут реализовываться путем организации специальных контрольных подразделений. Поэтому можно согласиться с точкой зрения В.В. Бурцева, который рассматривает понятие «внутренний контроль» с двух позиций. Во-первых, в широком смысле контроль — система, которая входит в систему управления экономическим субъектом, которая в свою очередь состоит из ряда элементов. Во-вторых, в узком смысле контроль — это один из этапов управления.

Понимание внутреннего контроля только как вид деятельности, которая осуществляется каждым работником экономического субъекта, было бы не совсем правильно — слишком упрощенно, точно также как и понимать контроль только как деятельность, которая осуществляется специальным органом (службой) контроля.

Существуют точка зрения ученых, например Скобары В.В., что внутренний контроль должен выполняться ежедневно штатными работниками экономического субъекта. Данная точка зрения, по нашему мнению, не учитывает двойственность внутреннего контроля. Если речь идет о работнике, осуществляющем контроль на своем рабочем месте, то его контрольные функции, как правило, не будут осуществлять внешними контролерами, если только в случае возникновения необходимости оценить качество выполнения контрольных действий работником. А вот для осуществления контроля в рамках заключительной функции управления возможно привлечение и независимых экспертов. Однако внешние контролеры, в отличие от внутренних, как правило, защищают интересы третьей стороны (государства, инвесторов, кредиторов и др.).

По нашему мнению достаточно дискуссионным является вопрос отнесения контроля, осуществляемого собственниками экономического субъекта к внутреннему. Вследствие того, что собственники осуществляют контроль эффективности системы менеджмента собственной организации лично, либо путем участия в наблюдательных органах, либо путем привлечения специальных органов (ревизионные комиссии), то следует признать, что собственники в этом случае выступают как внешние контролеры, при этом они, конечно же, заинтересованы в эффективности менеджмента, а как следствие и эффективности деятельности экономического субъекта, но собственники все-таки не относятся к менеджменту. Данная точка зрения согласуется с Лимской декларацией руководящих принципов контроля.

Сущность внутреннего контроля можно определить как совокупность приемов и способов, которые применяются в организации для осуществления контрольных мероприятий по оценке эффективности использования ее ресурсов. Сегодня внутренний контроль ассоциируется со сбором информации о контролируемом объекте. Такой контроль осуществляется в пределах своих выполняемых функций всеми работниками организации, и прежде всего, менеджерами.

Дискуссии о сущности внутреннего контроля ведутся специалистами различных научных дисциплин, таких как экономика, теория предпринимательства, бухгалтерский и управленческий учет, аудит и др. Большинство специалистов считают, что внутренний контроль — это система действий субъектов управления, направленная на постоянное выявление соответствия функционирования управляемого объекта заданным параметрам, планируемому его состоянию, выявлению имеющихся отклонений, их оценку и принятие необходимых решении.

Проблемам организации внутреннего контроля посвящены работы таких ученых-экономистов, как Алборов Р.А., Бутынец Ф.Ф., Бурцев В.В., Данилевский Ю.А., Мельник М.В., Письменная Д.Н., Подольский В.И., Сотникова Л.В., Штейман М.Я. и др.

Обобщив мнения и позиции по рассматриваемой проблеме ученых-экономистов можно сформулировать следующее определение внутреннего контроля. Внутренний контроль — подсистема, которая является составной частью системы управления и обеспечивает повышение качества и эффективности управления путем своевременного выявления отклонений от запланированных результатов (нарушений в деятельности организации) на всех стадиях и уровнях процесса управления и немедленного информирования соответствующих подсистем управления о необходимости принятия определенных корректирующих действий (мер) по устранению выявленных нарушений и предотвращению их появления в будущем [1].

Организация и функционирование внутреннего контроля определяют, на сколько оперативно будут решаться многие управленческие, правовые и другие проблемы, в конечном счете — успешность деятельности экономического субъекта на рынке.

Список литературы

  1. Касюк Е.А. Внутренний контроль как фактор повышения эффективности управления автотранспортной организацией: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 / Е.А. Касюк. — Омск, 2004. — 144 с.
  2. Серебрякова Т.Ю. Концептуальные модели сквозного внутреннего контроля: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.12 / Т.Ю. Серебрякова. — Йошкар-Ола, 2010. — 438 с.